"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ СУБЪЕКТОВ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (утв. Главгосэкспертизой при Госстрое РФ 10.06.93) (вместе с ПИСЬМОМ Минстроя РФ от 20.07.92 N 5-175, ПИСЬМОМ Главгосэкспертизы РФ N 24-13-4/476, Минстроя РФ N 5-242 от 01.12.92, ПИСЬМОМ Главгосэкспертизы при Минстрое РФ от 11.12.92 N 24-13-4/486)



УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Главгосэкспертизы России
Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ
10 июня 1993 года

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления
лицензирования
Госстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
10 июня 1993 года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ СУБЪЕКТОВ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения

Настоящие Рекомендации составлены в целях оказания практической помощи специалистам, осуществляющим проведение экспертизы субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности, на основании следующих законодательных актов, документов нормативно-правового и рекомендательного характера:

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (статья 21);

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (статья 6);

Постановления Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 593 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР" и от 28 апреля 1993 г. N 392;

Положение о государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР - утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 593;

Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий, включающий выполнение проектных работ и экспертизу проектной документации - приложение к письму Минстроя России от 3 февраля 1992 г. N БФ-101/5;

Примерный классификатор видов строительной деятельности и работ (расширенный по сравнению с Перечнем) - приложение к письму Минстроя России от 3 февраля 1992 г. N БФ-101/5;

совместные письма Отдела лицензирования Минстроя России и Главгосэкспертизы России от 20 июля 1992 г. N 5-175 "О лицензировании организаций, выполняющих проектные работы и экспертизу проектной документации", от 3 августа 1992 г. N 5-178 "О лицензировании организаций, занимающихся дорожно-строительной деятельностью", от 1 декабря 1992 г. N 5-242, 24-13-4/476 "О порядке взаимодействия территориальных лицензионных центров и органов государственной вневедомственной экспертизы в процессе лицензирования проектной и экспертной деятельности".

Согласно установленному порядку государственное лицензирование всех видов строительной деятельности, включая проектную и экспертную, имеет два уровня - федеральный (общероссийский) и региональный - и производится соответственно Федеральным лицензионным центром при Госстрое России и лицензионными центрами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Экспертизу субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности на федеральном уровне осуществляет Главгосэкспертиза России, на региональном уровне - территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы, аккредитованные в качестве территориальных экспертных базовых центров.

2. Состав материалов и документов, рассматриваемых при экспертизе субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности

2.1. При экспертизе субъектов лицензирования проектной деятельности рассматриваются:

заявление (письмо - обращение) организации, претендующей на получение лицензии на выполнение соответствующих видов проектных работ, определяемых согласно Примерному классификатору видов строительной деятельности и работ (раздел II, пункты 7 - 12);

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке Устав организации, претендующей на получение лицензии;

данные о персональном квалификационном составе руководящего звена и специалистов, в том числе привлекаемых для выполнения отдельных работ (по совместительству, для участия во временных творческих коллективах и мастерских и т.д.), с учетом образовательного уровня и стажа работы в проектировании, строительстве и в других близких к ним направлениях деятельности;

информация об имеющейся или создаваемой нормативной базе (объем используемых нормативных актов - СНиПы, ТУ, ГОСТы и т.п.), соответствующей перечню видов проектных работ, выполняемых субъектом лицензирования (или о возможности пользования нормативной базой других организаций);

информация о качественном уровне выполняемых проектных работ, подтвержденная соответствующими документами (отзывы заказчиков - потребителей проектной продукции, заключения территориальных проектных организаций, органов государственного надзора, ведомственной экспертизы и т.п.);

данные о наличии системы контроля за качеством выпускаемой проектной продукции (для организаций, имеющих намерение начать проектную деятельность - соответствующий документ по подготовке и введению в действие системы контроля).

2.2. При экспертизе субъектов лицензирования экспертной (экспертно-консультационной <*>) деятельности рассматриваются:

заявление (письмо - обращение) организации, претендующей на получение лицензии на экспертизу проектной документации (экспертно-консультационную деятельность <*>);

утвержденное в установленном порядке Положение (Устав) организации, претендующей на получение лицензии;

данные о персональном квалификационном составе специалистов, в том числе привлекаемых для рассмотрения проектной документации (в качестве нештатных экспертов, по совместительству и т.д.), с учетом образовательного уровня и стажа работы в экспертизе, проектировании, строительстве и других близких к ним направлениях деятельности;

информация о качественном уровне рассмотрения проектной документации, включая комплексность экспертных оценок, учитывающих контроль за соблюдением обязательных нормативных требований и эффективность предложений по совершенствованию технических и экономических решений намечаемых к строительству объектов, подтвержденная соответствующими документами (отзывы заказчиков проектной продукции, экспертные заключения организации - претендента, экспертные заключения соответствующего органа государственной вневедомственной экспертизы по конкретным объектам, в том числе в порядке выборочного контроля, в случае необходимости материалы обследования деятельности организации - претендента и т.д.).


<*> Экспертно-консультационная деятельность в проектной сфере ограничивается оказанием услуг участникам инвестиционного процесса по совершенствованию проектных решений.

3. Оформление результатов экспертизы субъектов лицензирования проектной, экспертной и экспертно-консультационной деятельности

3.1. По результатам рассмотрения материалов и документов, представляемых субъектами лицензирования, оформляются заключения экспертизы или письма - отзывы соответствующих органов государственной вневедомственной экспертизы, с учетом которых лицензионными центрами принимаются решения о выдаче лицензий на проектную, экспертную и экспертно-консультационную деятельность.

Заключение экспертизы (письмо - отзыв) должно содержать обоснованный вывод о способности (неспособности) организации - претендента выполнять определенные виды проектных работ и экспертизы проектной документации, а также оказывать экспертно-консультационные услуги в конкретных направлениях проектирования.

Рекомендации о лицензировании соответствующих видов деятельности (работ, услуг) должны иметь четко установленные границы в зависимости от специфики проектной документации, проектируемых объектов, отраслей народного хозяйства и промышленности, содержать предложения по срокам действия лицензий (до 5 лет) исходя из объективной оценки возможностей конкретных субъектов.

3.2. Продолжительность рассмотрения материалов и документов при экспертизе субъектов лицензирования проектной, экспертной и экспертно-консультационной деятельности, как правило, не должна превышать 20 дней после представления полного их комплекта.

В особых случаях (необходимость обследования организаций - претендентов, выборочная экспертиза проектов для оценки качественного и профессионального уровня проектной и экспертной деятельности организаций - претендентов и др.) продолжительность экспертизы субъектов лицензирования может быть увеличена. При этом общая продолжительность процесса лицензирования, включая проведение экспертизы, как правило, не должна превышать 60 дней при представлении субъектом необходимых материалов, в том числе проектной документации на выборочный контроль.

Решения о начале проведения экспертизы субъектов лицензирования принимаются руководителями соответствующих органов государственной вневедомственной экспертизы, которые, при необходимости, уточняются с лицензионными центрами в зависимости от даты представления организациями - претендентами необходимых материалов и документов.

3.3. Рекомендации органа государственной вневедомственной экспертизы, с учетом которых лицензионные центры принимают решения о выдаче лицензий на экспертизу проектной документации, должны выдаваться только субъектам, имеющим статус юридического лица и подчиненным непосредственно соответствующим федеральным (региональным) органам государственного управления.

В остальных случаях эти рекомендации выдаются только на осуществление экспертно-консультационной деятельности.

4. Субъекты лицензирования проектной, экспертной и экспертно-консультационной деятельности
ПИСЬМО

В связи с поступающими запросами о порядке лицензирования организаций, выполняющих проектные работы и экспертизу проектной документации, Отдел лицензирования Минстроя России и Главгосэкспертиза России сообщают.

Включение этих работ в Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий, произведено в целях защиты прав и интересов заказчиков (потребителей) от недоброкачественной проектной продукции, реализация которой может привести к серьезным негативным последствиям, и прежде всего предусматривает лицензирование кооперативов, малых предприятий, обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью, частных экспертно-консультационных центров и других негосударственных организаций, имеющих намерение заниматься (занимающихся) выполнением проектных работ и экспертизой проектной документации.

Лицензирование указанных организаций рекомендуется осуществлять с участием управлений (бюро) государственной вневедомственной экспертизы, действующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые в соответствии с установленным порядком могут быть аккредитованы в качестве территориальных экспертных базовых центров с правом проведения экспертизы субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности.

Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН

Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН

ПИСЬМО

В связи с поступающими запросами после выхода письма Отдела лицензирования Минстроя России и Отдела инспектирования и лицензирования дорожного хозяйства Российской транспортной инспекции Минтранса России от 05.06.92 N 5-156 и N РТИ-15/154 Отдел лицензирования Минстроя России и Главгосэкспертиза России разъясняют.

Ограничительный перечень видов дорожно-строительных работ (приложение N 1 к упомянутому письму) предусматривает необходимость проведения экспертизы субъектов лицензирования по указанным видам деятельности, включая разработку и экспертизу проектной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

При этом не имеется в виду создание в региональных отделениях Российской транспортной инспекции экспертных подразделений по рассмотрению проектной документации, которая в соответствии с установленным порядком должна проходить комплексную экспертизу в соответствующих территориальных управлениях (бюро) государственной вневедомственной экспертизы.

Лицензирование негосударственных организаций, имеющих намерение заниматься (занимающихся) выполнением проектных работ и экспертизой проектной документации по объектам дорожного строительства рекомендуется осуществлять с участием территориальных управлений (бюро) государственной вневедомственной экспертизы.

Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН

Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН

ПИСЬМО

В связи с возникающими вопросами в ходе практической деятельности территориальных лицензионных центров по лицензированию проектной, экспертной и экспертно-консультационной деятельности Отдел лицензирования Минстроя России и Главгосэкспертиза России в развитие ранее направленных рекомендаций (совместные письма от 20.07.92 N 5-175 и от 03.08.92 N 5-178) и в соответствии с решением коллегии Минстроя России (протокол заседания от 28.10.92 N 23) устанавливают следующие основные принципы лицензирования указанных видов деятельности и взаимодействия в его проведении территориальных лицензионных центров и органов государственной вневедомственной экспертизы.

Лицензирование проектной, экспертной и экспертно - консультационной деятельности на федеральном (общероссийском) уровне производится Федеральным лицензионным центром при Минстрое России с учетом заключения экспертизы субъектов лицензирования, осуществляемой Главгосэкспертизой России, к которым относятся:

экспертные подразделения министерств, ведомств, государственных концернов, объединений, ассоциаций и других органов государственного управления, в том числе входящие в их состав подразделения, хозрасчетные подразделения при этих органах или при их подведомственных организациях (экспертиза проектной документации);

проектные организации, осуществляющие разработку документации на строительство крупных и технически сложных объектов базовых отраслей промышленности на территории ряда регионов Российской Федерации (проектная деятельность);

кооперативы, малые предприятия, частные экспертно - консультационные центры и другие негосударственные организации, имеющие намерение заниматься или занимающиеся экспертно-консультационной деятельностью в проектной сфере по крупным и технически сложным объектам базовых отраслей промышленности на территории ряда регионов Российской Федерации.

Лицензирование проектной, экспертной и экспертно - консультационной деятельности на региональном уровне производится территориальными лицензионными центрами с учетом экспертизы субъектов лицензирования, осуществляемой, как правило, соответствующими управлениями (бюро) государственной вневедомственной экспертизы, аккредитованными в качестве территориальных экспертных базовых центров. К этим субъектам лицензирования относятся:

территориальные экспертные подразделения министерств, ведомств и других органов государственного управления независимо от форм их хозяйственной деятельности и структурной принадлежности (экспертиза проектной документации);

проектные организации, разрабатывающие документацию на строительство объектов на территории соответствующего региона (проектная деятельность);

кооперативы, малые предприятия и другие негосударственные организации, имеющие намерение заниматься или занимающиеся экспертно-консультационной деятельностью в проектной сфере на территории соответствующего региона.

Примечание. Экспертно-консультационная деятельность в проектной сфере включает в себя оказание услуг участникам инвестиционного процесса по совершенствованию проектных решений.

Начальник Главгосэкспертизы России
Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ
01.12.92 N 24-13-4/476

Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
01.12.92 N 5-242

ПИСЬМО

В дополнение к совместному письму Отдела лицензирования Минстроя России (N 5-242) и Главгосэкспертизы России (N 24-13-4/476 от 1 декабря 1992 г. Главгосэкспертиза России разъясняет, что экспертно-консультационная деятельность в проектной сфере перечисленных в данном письме организаций - субъектов лицензирования не должна подменять функций Государственной вневедомственной экспертизы, которые определены действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290.

Одновременно просим представить в годовых отчетах информацию об участии Вашего Управления (бюро) в процессе государственного лицензирования строительной деятельности (в части проектирования, экспертизы, экспертно-консультационной деятельности в проектной сфере), в том числе привести сведения (документы) об аккредитации в качестве экспертного базового центра и т.п.

Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН