ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2010 N 1016 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРИНЦИПАЛОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРЕДИТАМ ЛИБО ОБЛИГАЦИОННЫМ ЗАЙМАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.
2. Подпункт 1 пункта 5 Положения о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст. 303), дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) рассмотрение предложений и принятие в установленном порядке решений по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации;".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2010 г. N 1016
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов (далее - отбор).
2. Отбору подлежат инвестиционные проекты (включая взаимосвязанные проекты), осуществляемые в рамках модернизации российской экономики, имеющие общегосударственное значение, соответствующие Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, и направленные на создание новых и (или) на реконструкцию существующих социальных, агропромышленных, промышленных, коммунальных и транспортных объектов и их последующую эксплуатацию (далее - проекты), которые реализуются коммерческой организацией, в том числе специально созданной в целях реализации проекта.
II. Критерии отбора проектов3. К отбору допускаются проекты, соответствующие следующим критериям:
а) полная стоимость проекта составляет не менее 5 млрд. рублей (не менее 175 млн. долларов США).
Полная стоимость проекта определяется как сумма капитальных затрат, связанных с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта, осуществляемых в рамках реализации проекта, с момента начала строительных работ до момента ввода объекта в эксплуатацию, а также связанных с реализацией проекта финансовых затрат (капитализируемые проценты по кредитам в период строительства и расходы по оплате услуг консультантов за организацию привлечения для реализации проекта облигационных займов и (или) кредитов), и расходов, связанных с возможной оплатой планируемых к заключению договоров;
б) не менее 15 процентов полной стоимости проекта финансируются принципалом за счет собственных средств;
в) общий объем (доля) государственной поддержки, оказываемой Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации принципалу по осуществляемому (финансируемому) им проекту в различных формах (заключение концессионных соглашений, внесение взносов в уставный капитал принципала, субсидирование процентных ставок по привлекаемым принципалом кредитам (облигационным займам), предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и др.), включая участие государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в финансировании соответствующего проекта и предоставление государственной гарантии Российской Федерации, не должен превышать 75 процентов полной стоимости проекта, осуществляемого (финансируемого) этим принципалом;
г) планируемый объем финансирования проекта за счет обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации облигационных займов и (или) кредитов, привлекаемых на его осуществление, составляет не более 50 процентов полной стоимости проекта.
III. Критерии отбора принципалов4. К отбору допускаются принципалы, соответствующие следующим критериям:
а) участники (акционеры), доля которых в уставном капитале принципала составляет не менее 10 процентов (далее - участники (акционеры), и руководящий состав принципала, а также привлекаемые к реализации проекта принципалом подрядчики имеют успешный опыт реализации подобных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость, обеспечению достижения запланированных показателей экономической эффективности;
б) у принципала, а также у участников (акционеров) принципала отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);
г) принципал имеет документальное подтверждение со стороны сторонних инвесторов (соинвесторов) и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли от полной стоимости проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами участников (акционеров) принципала.
IV. Порядок проведения отбора проектов и принципалов5. Отбор проектов и принципалов осуществляется:
а) межведомственной комиссией, образуемой при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия), - если стоимость проекта составляет от 5 млрд. рублей (от 175 млн. долларов США) до 10 млрд. рублей (до 350 млн. долларов США) включительно;
б) Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 (далее - Правительственная комиссия), по представлению межведомственной комиссии - если стоимость проекта составляет свыше 10 млрд. рублей (свыше 350 млн. долларов США).
6. Сообщение о проведении отбора, форма заявки на участие в отборе и методические рекомендации по ее заполнению, а также перечень необходимых документов и порядок их приема публикуются Министерством экономического развития Российской Федерации в средствах массовой информации, на сайте Министерства в сети Интернет за 1 месяц до начала процедуры отбора.
7. Принципал направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере реализации проекта (далее - уполномоченный федеральный орган), документы согласно приложению N 1.
8. Для участия в отборе проект должен иметь заключения уполномоченного финансового консультанта, указанные в пункте 12 настоящих Правил.
Уполномоченный финансовый консультант выбирается принципалом из числа уполномоченных финансовых консультантов, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 9 и 10 настоящих Правил. Его кандидатура согласовывается с Министерством экономического развития Российской Федерации на предмет соответствия указанным в настоящих Правилах критериям.
9. Уполномоченный финансовый консультант должен соответствовать одному из следующих критериев:
а) уполномоченный финансовый консультант по числу и (или) по объему заключенных сделок по сопровождению проектного финансирования за предшествующий год должен входить в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов таких международных агентств и печатных изданий по Российской Федерации и (или) Восточной Европе, как "Диалоджик" (Dealogic), "Прожект Финанс Мегазин" (Project Finance Magazine);
б) наличие опыта работы в качестве финансового консультанта по проектам в сфере транспортной, коммунальной, социальной и промышленной инфраструктуры стоимостью не менее 5 млрд. рублей каждый в течение 3 предшествующих лет (в том числе в качестве исполнителя);
в) наличие сделок проектного финансирования с суммой кредита не менее 2,5 млрд. рублей каждая, по которым уполномоченный финансовый консультант выступал в качестве кредитора или финансового консультанта по привлечению проектного финансирования, которые достигли финансового закрытия в течение последних 12 месяцев и количество которых составило не менее 2, а за последние 36 месяцев - не менее 6.
10. В качестве уполномоченного финансового консультанта не может выступать аффилированное лицо участника (акционера) принципала, а также аффилированное лицо принципала.
11. Уполномоченный финансовый консультант с привлечением при необходимости экспертов, специализирующихся в сфере реализации проекта, на основании договора с принципалом проводит анализ проекта и оценивает возможные риски согласно приложению N 2. Уполномоченный финансовый консультант также проводит экспертизу инвестиционного меморандума проекта, имеющего структуру согласно приложению N 3.
12. После проведения анализа уполномоченный финансовый консультант представляет принципалу следующие документы:
а) заключение, содержащее описание уровня рисков, указанных в приложении N 2 к настоящим Правилам, итоговую сводную оценку проекта, а также указание на наличие (отсутствие) существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта;
б) заключение о том, что информация, представленная принципалом в инвестиционном меморандуме проекта, соответствует информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта.
13. Уполномоченный федеральный орган в течение 30 дней со дня представления принципалом документов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, рассматривает вопрос о соответствии проекта и принципала критериям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, и направляет свое заключение и документы, указанные в приложении N 1 к настоящим Правилам, в межведомственную комиссию.
14. Межведомственная комиссия в течение 3 месяцев со дня получения документов рассматривает вопрос о соответствии проекта и принципала требованиям настоящих Правил, а проекта - также критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми совместно Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также на предмет допустимости рисков на основании:
а) заключения по проекту, представленного уполномоченным федеральным органом;
б) заключений уполномоченного финансового консультанта, указанных в пункте 12 настоящих Правил;
в) инвестиционного меморандума проекта.
15. Межведомственная комиссия на основании представленных документов принимает решение об отборе проекта стоимостью от 5 млрд. рублей (от 175 млн. долларов США) до 10 млрд. рублей (до 350 млн. долларов США) включительно и принципала или о результатах рассмотрения проектов стоимостью свыше 10 млрд. рублей (свыше 350 млн. долларов США). Указанное решение оформляется протоколом.
16. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, процедура отбора проекта и принципала прекращается на любой стадии.
17. В случае если стоимость проекта составляет свыше 10 млрд. рублей (свыше 350 млн. долларов США), межведомственная комиссия представляет в Правительственную комиссию следующие документы:
а) протокол заседания межведомственной комиссии о результатах рассмотрения вопроса об отборе проекта и принципала;
б) заключения уполномоченного финансового консультанта, указанные в пункте 12 настоящих Правил;
в) краткое описание проекта, предусмотренное пунктом 8 приложения N 1 к настоящим Правилам;
г) инвестиционный меморандум проекта;
д) заключение по проекту, представленное уполномоченным федеральным органом;
е) проект решения Правительственной комиссии.
18. Правительственная комиссия на основании представленных документов принимает решение об отборе проекта и принципала в течение 30 дней со дня представления документов.
19. Межведомственная комиссия или Правительственная комиссия при принятии решения об отборе проекта и принципала определяют федеральный орган исполнительной власти (по согласованию с ним), на который возлагается обязанность осуществлять контроль за целевым использованием кредитов (облигационных займов), обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, за исполнением принципалами обязательств по кредитам (облигационным займам).
20. В решении межведомственной комиссии или Правительственной комиссии об отборе проекта и принципала указывается отдельно в отношении проекта, принципала и кредита (облигационного займа):
а) полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика и местонахождение принципала (а также банка и (или) государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - в случае предоставления ими кредита);
б) полное наименование и стоимость проекта;
в) условия выпуска облигаций (категория (тип) и форма облигаций, их количество, номинальная стоимость, срок погашения облигаций и выплаты дохода по облигациям в виде процентов) либо сумма кредита, привлекаемого для осуществления (финансирования) проекта, и срок, на который он привлекается;
г) объем (сумма) обязательств принципала по кредиту (облигационному займу), подлежащих обеспечению государственной гарантией Российской Федерации (с указанием отдельно суммы обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и дохода по облигациям в виде процентов либо с указанием отдельно суммы обязательств по возврату кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом);
д) предельная сумма государственной гарантии Российской Федерации;
е) объем (доля) в процентном выражении государственной поддержки, оказываемой Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации принципалу по осуществляемому (финансируемому) им проекту в различных формах (заключение концессионных соглашений, внесение взносов в уставный капитал принципала, субсидирование процентных ставок по привлекаемым принципалом кредитам (облигационным займам), предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и др.), включая участие государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в финансировании соответствующего проекта, без учета государственной гарантии Российской Федерации;
ж) наименование федерального органа исполнительной власти, на который возлагается обязанность осуществлять контроль за целевым использованием кредита (облигационного займа), привлеченного принципалом на осуществление (финансирование) проекта и обеспеченного государственной гарантией Российской Федерации, за исполнением принципалом обязательств по кредитному договору (облигационному займу).
21. Принятые межведомственной комиссией и Правительственной комиссией решения направляются в Министерство финансов Российской Федерации для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации.
ПриложенияПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам отбора инвестиционных
проектов и принципалов для предоставления
государственных гарантий Российской
Федерации по кредитам либо облигационным
займам, привлекаемым на осуществление
инвестиционных проектов
1. Заявка на участие в отборе (с указанием необходимого объема поддержки проекта с учетом налога на добавленную стоимость в ценах, сложившихся по состоянию на 1 января того года, в котором подана заявка, а также с указанием годовых объемов финансирования проекта в ценах соответствующих лет (с обоснованием необходимости осуществления проекта) и основных ожидаемых результатов его реализации).
2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала со всеми приложениями и изменениями.
3. Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих полномочия единоличных исполнительных органов (уполномоченных лиц) принципала на совершение сделок от имени принципала, главного бухгалтера принципала (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой договор, доверенность и др.), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала.
4. Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих внесение записи о принципале как юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
5. Справка принципала о том, что в отношении его не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) в установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) порядке.
6. Справка принципала об отсутствии у него, а также у участников (акционеров) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
7. Справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций.
8. Краткое описание проекта с обоснованием объемов государственной гарантии Российской Федерации, с оценкой финансовой, бюджетной и экономической эффективности реализации проекта, а также с обоснованием положительного социального эффекта, связанного с реализацией проекта.
9. Документы, характеризующие кредитную историю принципала, а также участников (акционеров) принципала (при их наличии).
10. Инвестиционный меморандум проекта по форме, предусмотренной приложением N 3 к Правилам отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, подписанный руководителем исполнительного органа и главным бухгалтером принципала.
11. Заключение уполномоченного финансового консультанта, содержащее описание уровня рисков, указанных в приложении N 2 к Правилам отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, итоговую сводную оценку проекта, а также указание на наличие (отсутствие) существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта для предоставления государственной гарантии Российской Федерации.
12. Заключение уполномоченного финансового консультанта о том, что информация, представленная принципалом в инвестиционном меморандуме проекта, соответствует информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам отбора инвестиционных
проектов и принципалов для предоставления
государственных гарантий Российской Федерации
по кредитам либо облигационным займам,
привлекаемым на осуществление
инвестиционных проектов
1. Оценка рисков контрактной схемы - изучение следующих прямых договоров (контрактов), заключенных принципалом для обеспечения своей экономической деятельности:
договоры поставки сырья;
договоры строительного подряда;
договоры купли-продажи готового товара или предоставления услуг;
договоры технического обслуживания основного оборудования проекта;
контракты, обеспечивающие осуществление проекта, регулирующие взаимоотношения с кредиторами и арендодателями, и договоры, обеспечивающие права кредиторов;
иные договоры (контракты).
2. Технические риски, связанные с реализацией и последующей эксплуатацией проекта:
строительные риски проекта, относящиеся к стадии разработки, дизайна и строительства проекта (дизайн и предлагаемое инженерное решение, план строительных работ, участок и расположение проекта, разрешения на проведение работ, риски нарушения графика и бюджета строительства, риски, связанные с тестированием и запуском проекта в эксплуатацию (включая риски соответствия проекта изначальным техническим требованиям), риски нарушения срока строительства объектов, от которых зависит успешное функционирование проекта, но которые не входят в сам проект;
риски, относящиеся к стадии эксплуатации проекта (текущий и капитальный ремонт, эксплуатация проекта, риски оператора).
3. Конкурентоспособность проекта, подверженность рыночным рискам:
особенности индустрии проекта (например, цикличность и др.);
риски, связанные с ценой производимого товара или предоставляемых услуг;
риски, связанные с ценой потребляемых материалов и компонентов;
риск изменения спроса;
валютные риски;
источники конкурентных преимуществ проекта;
риск потенциального появления конкурентных производителей или конкурирующих технологий.
4. Правовая структура проекта (анализ распределения рисков между кредиторами и прочими участниками проекта).
5. Риски контрагентов принципала (рассмотрение финансовой состоятельности сторон, от выполнения обязательств которыми зависит способность принципала выполнять свои собственные финансовые обязательства).
К основным контрагентам принципала относятся:
поставщики товаров и исполнители услуг;
покупатели производимого товара и предоставляемых услуг;
строительные подрядчики и субподрядчики;
эксплуатирующие организации;
инвесторы (риски несвоевременного предоставления средств инвестора в уставный капитал, гарантии завершения строительства);
кредиторы (риск несвоевременного предоставления средств на строительство);
финансовые партнеры по сделкам хеджирования или страхования;
6. Финансовая и экономическая устойчивость (оценка способности принципала выплатить привлеченные заемные средства в срок и в соответствии с заранее согласованным графиком их погашения путем проведения анализа детальной финансовой модели проекта, учитывающей рыночные данные (например, прогнозы развития цен и спроса). Анализ включает в себя построение различных сценариев развития событий (спад спроса и цен, изменение инфляционных параметров, увеличение стоимости строительства и т. п.) с целью определения зависимости проекта от различных экономических факторов, их влияния на возможность принципала обслуживать свой долг даже в случае, если события будут развиваться с отклонением от базового сценария. Анализ опирается на расчеты различных кредитно-финансовых характеристик (таких, например, как коэффициенты покрытия обслуживания долга, коэффициенты долговой нагрузки, соотношение собственных и заемных средств и др.) и может осуществляться также по иным параметрам, оказывающим значительное влияние на оценку кредитного риска проекта в целом).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Правилам отбора инвестиционных
проектов и принципалов для
предоставления государственных
гарантий Российской Федерации по
кредитам либо облигационным
займам, привлекаемым на
осуществление инвестиционных
проектов
1. Общее краткое описание инвестиционного проекта, предусмотренного пунктом 2 Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов (далее - проект).
Краткое описание сути проекта, контрактной схемы, основных технических и финансовых параметров и характеристик, включая краткое описание отрасли, распределения рисков и экономической эффективности (основных финансовых показателей - например, коэффициента покрытия обслуживания долга и т. п.), налогового и социального эффектов для государства и субъектов Российской Федерации.
2. Описание руководящего состава и по усмотрению принципала ключевых сотрудников принципала, их опыта в реализации подобных проектов.
Описание предыдущего опыта работы, сведения о наличии высшего образования, научных степеней, прохождения дополнительных курсов обучения (MBA, CFA и др.), дипломов и свидетельств и краткое описание основных достижений в профессиональной деятельности, имеющих непосредственное отношение к проекту.
3. Краткое описание структуры управления принципала.
Краткое описание организационной структуры принципала (структура управления, подразделения, распределение уровней ответственности, руководители отделов и количество сотрудников в них), а также основных положений кадровой политики. В случае аутсорсинга определенных функций (например, выполнение функций единоличного исполнительного органа, юридические услуги или начисление зарплаты и соответствующих налогов) указываются наименования контрагентов, а также основные реквизиты и срок выполнения соответствующих контрактов.
4. Перечень участников (акционеров) принципала, описание принадлежащих им активов, в том числе находящихся в залоге, опыта реализации проектов.
Представление сведений о роде деятельности каждого участника (акционера) принципала, об опыте участников (акционеров) в реализации (структурировании, финансировании, строительстве и эксплуатации) подобных проектов, об их финансовом состоянии, о роли участника (акционера) принципала в проекте, предполагаемом сроке инвестиций в проект для участников (акционеров) принципала и об условиях выхода участника (акционера) принципала из проекта.
5. Описание технических аспектов проекта и предлагаемого технического решения.
Описание основных аспектов технического решения (детальная техническая документация прилагается к инвестиционному меморандуму проекта). Обоснование выбора технического решения, его преимуществ перед другими потенциально возможными решениями, примеры других проектов, где такое решение было удачно использовано. Описание всех технических рисков проекта на этапе строительства и эксплуатации и способов, с помощью которых такие риски будут закрыты (смягчены) (например, за счет привлечения опытного строительного подрядчика, за счет предоставления строителем финансовых гарантий качества и др.).
6. Описание полных проектных затрат, включая капитальные затраты и все расходы, связанные с финансированием и подготовкой проекта.
Отражение капитальных затрат, включающих все затраты, необходимые для реализации проекта и его тестирования (сдачи) в эксплуатацию, с подтвержденными предварительными ценовыми предложениями от поставщиков (подрядчиков) (расходы на финансирование проекта должны соответствовать предварительным условиям привлечения в проект средств, не обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации. Прочие проектные расходы могут включать проценты по кредитам на стадии строительства, оплату привлеченных консультантов и проектировщиков, затраты, обусловленные заключенными контрактами (связанные с приобретением прав на землю или лицензии), а также прочие согласованные затраты).
7. Описание источников финансирования проектных затрат.
Представление перечня всех источников финансирования проектных затрат с указанием:
наименования банка, участника (акционера) принципала, другого источника финансирования (например, государственные гранты);
наименования, валюты и объема средств по источникам финансирования;
срока и графика погашения облигационных займов и (или) кредитов;
стоимости, срока и других основных условий обеспечения обязательств.
(В подтверждение указанной информации к меморандуму необходимо приложить документы о намерении заключить кредитные соглашения, проекты решений о выпуске ценных бумаг и проекты проспектов ценных бумаг, соглашения участников (акционеров) принципала и документы, подтверждающие наличие необходимых внутренних разрешений и резолюций, одобряющих вложение средств участников (акционеров) в проект. Сумма всех подтвержденных источников финансирования проекта, включая средства участников (акционеров) принципала, должна быть равна сумме затрат на реализацию проекта, и все средства должны быть доступны принципалу на момент финансового закрытия проекта).
8. Долгосрочная (на срок предоставления государственной гарантии Российской Федерации) финансовая стратегия компании (включая стратегию по привлечению дополнительных средств на потенциальное увеличение производственных мощностей проекта, капитальный ремонт и рефинансирование облигационных займов и (или) кредитов).
Описание источников финансирования, необходимых для осуществления капитального ремонта и работ по увеличению мощности проекта (если таковые запланированы), а также источников рефинансирования (в случае, если рефинансирование предполагается в основном сценарии развития проекта, а также в случае, если средств недостаточно для полного погашения задолженности по проекту). Анализ ситуаций, когда предполагаемое финансирование не будет доступно в запланированном объеме или его условия будут отличаться, и последствий этого для финансово-экономических характеристик проекта.
9. Описание расходов на строительство.
Описание основных условий планируемых к заключению строительных контрактов, представление сравнительной таблицы планируемых расходов, анализ ключевых строительных рисков и путей их смягчения, описание опыта привлекаемых подрядчиков, условий проведения конкурса по их отбору (если таковой проводился).
10. Методы контроля воздействия проекта на окружающую среду, соответствие проекта законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды.
Описание технических характеристик проекта, связанных с воздействием на окружающую среду и соответствующих требованиям как местного и регионального, так и федерального законодательства об охране окружающей среды. Перечисление экологических преимуществ реализации проекта и экологических рисков проекта с указанием мероприятий, направленных на управление такими рисками и на их снижение. Детальное отражение преимуществ и рисков в оценке воздействия проекта на окружающую среду, соответствующей как российским, так и международным критериям и проводимой организацией, имеющей опыт подобных исследований. Краткое описание результатов всех исследований, проведенных по требованию международных финансовых организаций (в случае участия в финансировании проекта международных финансовых организаций или предъявления дополнительных требований к процедуре оценки воздействия проекта на окружающую среду).
11. Оценка социальной значимости проекта, в том числе создание новых рабочих мест и т. п.
Обоснование положительного социального эффекта, связанного с реализацией проекта, на региональном и федеральном уровнях (создание новых рабочих мест как на этапе строительства, так и при эксплуатации проекта, как в рамках реализации самого проекта, так и в смежных областях (например, у подрядчиков принципала), улучшение экологической обстановки в регионе в результате реализации проекта, введение новых современных и более экономичных технологий, улучшение качества жизни (например, за счет улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, если такое улучшение косвенно связано с реализацией проекта) и др.).
12. Представление информации об основных лицензиях и разрешениях, необходимых принципалу для реализации проекта, включая как строительство, так и последующую эксплуатацию (с указанием сроков действия лицензий и разрешений, связанных с состоянием процессов их продления, а также рисков и смягчающих факторов, связанных с ситуациями, когда такие лицензии и разрешения либо не будут получены, либо не будут продлены в ожидаемый срок).
13. Анализ эксплуатационных затрат, описание контрагентов по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов, основных условий планируемых к заключению контрактов на эксплуатацию и ремонт.
Описание основных условий планируемых к заключению контрактов на эксплуатацию объектов, краткое изложение информации о контрагентах по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов (включая описание их предыдущего опыта), об основных рисках, связанных с эксплуатацией проекта, и о способах их уменьшения. Прогноз стоимости обслуживания оборудования на срок не менее срока погашения обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации заимствований, произведенных в целях финансирования реализации проекта (включая оговоренные цены и условия эксплуатации и ремонта, подтвержденные техническими экспертами).
14. Коммерческая стратегия проекта по реализации производимых товаров или по оказанию услуг.
Описание основного рынка продаж товара, производимого в рамках реализации проекта (предоставляемых в рамках реализации проекта услуг), динамики развития спроса и цен, а также конкуренции за последние 5 лет. Прогноз развития рынка на срок действия проекта с обоснованием в том числе основных условий заключенных контрактов на продажу товаров (предоставление услуг) (вне зависимости от объема заключенных контрактов представляются детальные заключения специализированных консалтинговых компаний по анализу данного сегмента рынка и их прогноз по его развитию).
15. Коммерческая стратегия по закупкам основного сырья и материалов, необходимых для реализации проекта.
Описание стратегии по приобретению основных составляющих производства (товаров, сырья, материалов, услуг) с указанием объемов и цен, прочих основных условий планируемых к заключению долгосрочных договоров купли-продажи товаров и предоставления услуг, описание планируемых основных поставщиков сырья и материалов, анализ рисков монопольного поведения таких поставщиков, путей уменьшения зависимости проекта от поставщиков, рисков, связанных с невыполнением ими обязательств по поставкам, и способов их уменьшения.
Изложение финансовой истории и истории выполнения контрактов по поставкам в прошлом по каждому поставщику (вне зависимости от объема заключенных контрактов представляются детальные прогнозы развития цен на основные поставляемые материалы (сырье, услуги), выполненные специализированными экспертами в сфере реализации проекта).
16. Описание валютных и процентных рисков.
Изложение стратегии принципала по хеджированию валютных и процентных рисков на всех этапах проекта, включая риски в отношении основных заключенных кредитных соглашений, договоров купли-продажи, строительных подрядов, контрактов на обслуживание и ремонт (если описание этих рисков не включалось в предыдущие разделы инвестиционного меморандума проекта).
17. Подробная полугодовая финансовая модель проекта. Детальный расчет капитальных затрат и источников их финансирования, выручки, операционных расходов, выплат по погашению привлеченных кредитов, займов, а также процентов по ним, выплат участникам (акционерам) принципала, прогнозы финансовой отчетности принципала (отчеты о доходах и расходах, баланс, движение денежных средств) (все параметры, характеризующие проект, сводятся в детальную финансовую модель в формате *.xls, включающую связанные прогнозные отчетные формы - отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок действия проекта. Все риски (в том числе цена товара (услуги), затраты на строительство и эксплуатацию, финансовые, валютные, процентные и специфические для проекта риски) учитываются в финансовой модели. При этом финансовая модель должна позволять изменять параметры таких рисков и демонстрировать влияние таких изменений на финансовые результаты проекта. Все базовые прогнозы основываются на условиях заключенных контрактов и на отчетах консультантов по прогнозам развития цен).
18. Описание логики финансовой модели и используемых допущений.
Изложение руководства по использованию финансовой модели, которое включает обзор модели, описание логики сложных вычислений, макровычислений (с прямыми ссылками на техническую документацию, документы по условиям финансирования).