ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 30.08.96 N ВГ-6-13/616 "ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"
Федеральная налоговая служба России, рассмотрев запросы государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, сообщает.
Вопрос 1. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету действуют для инвестиционных институтов?
Ответ. Инвестиционные институты (инвестиционные брокеры (финансовые посредники), инвестиционные консультанты, инвестиционные компании и инвестиционные фонды), кроме общих нормативных документов по бухгалтерскому учету, дополнительно руководствуются письмами Госкомимущества России и Минфина России от 25 мая 1993 г. N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах", Минфина России от 10 декабря 1993 г. N 145 " Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 г.".
Финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда определяется как разница между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной стоимостью, а также расходов в виде комиссионных вознаграждений, процентов (доходов) по проданным облигациям, начисленным с момента их последней выплаты.
Указанный показатель для исчисления предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу учитывается для целей налогообложения также у посредников (финансовых брокеров), инвестиционных консультантов, инвестиционных компаний.
Вопрос 2. На какую статью издержек обращения следует относить расходы по оплате услуг, выполненных по договору предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке?
Ответ. Оплата выполненных работ по договорам подряда производится в соответствии со статьей 746 Гражданского кодекса в размере, предусмотренном сметой или договором.
Договором подряда может быть предусмотрена оплата, как вознаграждение физическому лицу за оказанные им услуги, в которую, кроме вознаграждения, включены оплата за использованные материалы и т.п. От этого зависит, по какой статье расходов состава затрат включать произведенные затраты юридическим лицом - по статье " Затраты на оплату труда" или " Прочие затраты". ( Так, компенсация, выплаченная физическому лицу, включая использованные материалы и другие затраты, подлежит отражению по статье " Прочие затраты.")
Выплата вознаграждения предпринимателю без образования юридического лица и отчисления на социальное страхование и обеспечения производятся согласно существующему порядку из одного источника, т.е. себестоимости продукции (работ, услуг).
Согласно п. 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 и от 20 ноября 1995 г. N 1133) (далее по тексту " Положение о составе затрат"), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается также оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполненные ими работы по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда) исходя из сметы на выполнение этих работ, если расчеты с работниками производятся непосредственно самим предприятием.
Одновременно сообщается, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 153 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" с 1 января 1996 года не производится начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполненные ими работы по договорам гражданско-правового характера, за исключением вознаграждений, выплачиваемых по авторским договорам, договорам подряда и договорам поручения, а также вознаграждений, выплачиваемых по смешанным договорам (в части, приходящейся на элементы авторского договора, договора подряда и договора поручения).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.95 N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год", установившим тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования на 1996 год, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются на вознаграждения за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Что касается Фонда социального страхования РФ, то начисление страховых взносов на вознаграждения, полученные за выполнение работ по гражданско-правовым договорам, в т.ч. указанным выше, не производится.
При списании юридическим лицом по статье " Прочие затраты" произведенных расходов, как услуг сторонних организаций, предпринимателю - физическому лицу необходимо вести учет доходов и расходов, подтвержденных документально.
Вопрос 3. Какой порядок заполнения отчетности за 1995 год при использовании организацией метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) "по мере оплаты"? Будет ли определен единый порядок определения выручки для целей налогообложения?
Ответ. Начиная с 1995 года, согласно Приказу Минфина России от 19 октября 1995 г. N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год" организации по статье " Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" отражают выручку от реализации готовой продукции (работ, услуг), доход от продажи товаров и другие доходы, учитываемые на счете 46 " Реализация продукции (работ, услуг)", для определения финансовых результатов от реализации по моменту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или иному моменту возникновения права собственности у приобретателя по договору.
По мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организации отражают по кредиту счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг)" и дебету счета 62 " Расчеты с покупателями и заказчиками" суммы согласно расчетным документам.
Одновременно себестоимость отгруженной продукции, работ и услуг с кредита счетов 40 " Готовая продукция", 45 " Товары отгруженные", 20 " Основное производство", 37 " Выпуск продукции (работ, услуг)" и других счетов по учету продукции (работ, услуг) списывается в дебет счета 46.
На счете 45 организации учитывают движение отгруженной продукции (товаров) при условии, что договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения (например, при экспорте).
В то же время до окончания действия п. 13 Положения о составе затрат для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Следовательно, у организаций, учитывающих выручку от реализации продукции по мере оплаты, возникает несоответствие между бухгалтерской и налоговой отчетностью (расчетами по налогам).
Определять выручку от реализации продукции для целей налогообложения следует следующим образом.
Суммируются:
а. Стоимость остатков отгруженной продукции, товаров на начало отчетного периода.
б. Стоимость отгруженной продукции (товаров) за отчетный период.
в. Определяется стоимость остатков отгруженной продукции (товаров) на конец отчетного периода.
Из суммы, полученной от сложения стоимости остатков отгруженной продукции (товаров) на начало отчетного периода и отгруженной продукции (товаров) за отчетный период, исключается стоимость переходящих остатков отгруженной продукции (товаров) на конец отчетного периода, что и дает данные по оплаченной продукции (товарами) для исчисления налогов.
По статье " Покупатели и заказчики" формы N 1 " Бухгалтерский баланс" организации отражают задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов по договорной или сметной стоимости за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 " Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 октября 1996 года (если иное не будет принято в установленном порядке) при исчислении налога на прибыль организации будут применять метод начисления (за исключением субъектов малого предпринимательства).
Этим же Указом определено, что с 1 января 1997 года исчисление налога на добавленную стоимость будет производиться по счетам-фактурам на реализацию продукции (работ, услуг).
Вопрос 4. С 1 января 1995 г. предприятия и организации имеют право относить на себестоимость продукции (работ, услуг) все производимые ими затраты с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Где и как учитываются корректировки при исчислении налогов?
Ответ. Для целей налогообложения произведенные организацией затраты, а также финансовые результаты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
В настоящее время организация в представляемых расчетах по исчислению соответствующих налогов должна отразить информацию (в сторону их увеличения или уменьшения), связанную с корректировкой данных по бухгалтерскому балансу. Достоверность их проверяется при документальных проверках.
В целях облегчения работы налогоплательщика и налогового органа при разработке Госналогслужбой России налоговой отчетности все необходимые корректировки для исчисления налогов будут учтены. Предполагаемый срок ввода налоговой отчетности - с 1 января 1997 года.
Вопрос 5. Что подразумевается под "допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности"?
Ответ. Применение допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает расчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
Оно необходимо при определении показателей по статьям " Результат от прочей реализации" и " Доходы и расходы от внереализационных операций".
Указанное вытекает из требований Положения по бухгалтерскому учету " Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденного Приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. N 100.
Аналогичный порядок следует применять при налогообложении.
Вопрос 6. Применяются ли нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле, утвержденные ранее? Какими нормативными документами следует руководствоваться?
Ответ. Нормы естественной убыли товаров были утверждены Приказом Минторга СССР от 2 апреля 1987 г. N 88 " Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкции по их применению", которым руководствовались все организации торговли до конца 1993 года.
Согласно письму Минфина России от 15 сентября 1994 г. N 16-16-98 действие норм естественной убыли и потерь товаров продлено до конца 1995 г.
Разработанные Комитетом Российской Федерации по торговле нормы естественной убыли требуют доработки, и в связи с этим в 1996 году организации торговли согласно письму Минфина России от 10 апреля 1996 г. N 10-02-03 "О продлении действия норм естественной убыли" при списании недостач и потерь, выявленных при инвентаризации и других проверках, руководствуются указаниями Минторга СССР.
При списании в организациях торговли общественного питания и потребительской кооперации расходов по статье " Потери товаров и технологические отходы" следует учитывать п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2, а потребкооперации - Правлением Центросоюза Российской Федерации 6 июня 1995 г. N ЦСЦ-27 с учетом дополнений и изменений, внесенных Центросоюзом Российской Федерации указаниями от 15 февраля 1996 г. N ЦСЦ-31.
Вопрос 7. Какой порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности определен для субъектов малого предпринимательства?
Ответ. В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Минфином России Приказом от 22 декабря 1995 г. N 131 с 1 января введены Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (вместо действующих ранее Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях, доведенных письмом Минфина СССР от 2 июля 1991 г. N 40).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в т.ч. без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Образец формы Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства утверждены Приказом Минфина России от 22 февраля 1996 г. N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
Мероприятия по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ утверждены Приказом Минфина России от 15 марта 1996 г. N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Вопрос 8. Разъясните порядок отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг): а) затрат по установке телефонов; б) услуг банков в соответствии с п. 2 "и" Положения о составе затрат?
Ответ. Порядок отражения в учете операций по установке телефонов сообщен в письме Госналогслужбы России от 14 мая 1996 г. N ПВ-6-13/325 " По отдельным вопросам учета и отчетности".
В пункте 7 указанного письма определено, что затраты по установке телефонов (радиотелефонов, радиостанций, коммутаторов и т.д.) в организациях носят долгосрочный характер и подлежат отражению в бухгалтерском учете как капитальные затраты (без учета стоимости аппарата).
Телефонные аппараты (в том числе сотовой и спутниковой радиосвязи) в зависимости от стоимости их приобретения принимаются на учет как объекты основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов с последующим погашением стоимости путем начисления износа в общеустановленном порядке.
Оплата услуг связи (в том числе абонементная плата, плата за предоставление междугородных и международных переговоров, связанных с основной производственной деятельностью) включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пп. "и" пункта 2 Положения о составе затрат по статье " Затраты, связанные с управлением производством".
Перечень услуг, оказываемых банками по осуществлению производственной деятельности организаций (которые относятся ими на себестоимость продукции (работ, услуг)), определен в разделе первом Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и кредитными учреждениями (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490 " Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями").
Вопрос 9. Сообщите порядок отражения в учете реализации отдельных квартир в жилом здании.
Ответ. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по покупке и продаже квартир определен Минфином России в письмах от 29 октября 1993 г. N 118 " Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" и от 3 апреля 1996 г. N 37 "О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 1993 г. N 118 " Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".
В п. 2 письма от 29 октября 1993 г. N 118 (с учетом изменений) указывается, что при приобретении отдельных квартир в объектах жилого фонда организация - покупатель отражает их стоимость на дебете счета 04 " Нематериальные активы" в корреспонденции со счетом по учету расчетов.
Организация - продавец списывает с баланса стоимость проданной квартиры с одновременным отражением ее стоимости на забалансовом счете.
Средства, использованные на приобретение отдельных квартир в объектах жилого фонда, списываются с дебета счетов учета соответствующих источников (88 " Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет " Фонды накопления", 96 " Целевые финансирование и поступления") в корреспонденции со счетом 88, субсчет " Фонд социальной сферы".
Передача квартир в порядке долевого участия в строительстве производится аналогично продаже. При этом средства, поступившие в порядке долевого участия, отражаются на счете 88, субсчет " Фонды накопления" или счете 87 " Добавочный капитал".
Начисление износа по объектам жилищного фонда производится в конце года по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", а его суммы отражаются на забалансовом счете 014 " Износ жилищного фонда".
Вопрос 10. Как учитывается финансовый результат от списания основных средств вследствие морального износа для целей налогообложения?
Ответ. Пунктом 69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170 с учетом изменения, внесенного Приказом Минфина России от 19 декабря 1995 г. N 130 " Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г.") определено, что при выбытии основных средств полученный убыток или доход списывается на финансовые результаты организации.
В то же время согласно п. 43 Положения стоимость основных средств организациями погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по утвержденным нормам. По этой причине в п. 26 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утверждено Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73) предусмотрено, что в случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства или обращения суммы недоначисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Не предусмотрено списание убытков для целей налогообложения и Положением о составе затрат.
Вопрос 11. Какой порядок предоставления и оплаты "вынужденных" отпусков?
Ответ. Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 6 " Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 40 (зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 1996 г. N 1114), отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (ст. 76 К ЗоТ Российской Федерации).
Предоставление "вынужденных" отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрено.
В случае, если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), работодатель обязан в соответствии со ст. 94 К ЗоТ Российской Федерации оплатить время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада).
Если оплата времени простоя не по вине работников работодателем не производится, то работники вправе обжаловать действия работодателя в комиссию по трудовым спорам или в суд.
В соответствии с п. 2 "а" Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются все затраты, непосредственно связанные с выпуском продукции, в т.ч. и расходы на оплату труда.
В случае отсутствия производства продукции (в т.ч. вызванного переводом объектов основных средств на консервацию) отсутствует и показатель себестоимости продукции (работ, услуг) в части оплаты труда.
Одновременно должно быть признано необоснованным и отнесение расходов по оплате труда на счет 31 " Расходы будущих периодов".
Расходы по оплате вынужденных отпусков, процентов по кредитам банков на эти цели относятся на счет 81 " Использование прибыли" или другие источники собственных средств организаций.
Вопрос 12. Предприятие производит выплату денежных средств взамен спецпитания. За счет каких источников это производится?
Ответ. В пункте 7 Положения о составе затрат предусмотрено относить на затраты производства в элементе " Затраты на оплату труда" стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательством продуктов питания.
Статьей 151 Кодекса законов о труде Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам определена выдача молока и лечебно-профилактического питания бесплатно по установленным нормам.
Порядок выдачи лечебно-профилактического питания регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Минтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. N 4/П-1. В соответствии с Положением о составе затрат стоимость этого питания включается в себестоимость продукции (работ, слуг).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" Минтруду России поручено обеспечить формирование банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами власти субъектов Российской Федерации, организациями всех форм собственности, с которым можно ознакомиться в органах по труду на местах.
Вопрос 13. Какой порядок отражения в бухгалтерском учете Казначейских обязательств?
Ответ. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с Казначейскими обязательствами установлен Минфином России в письме от 21 октября 1994 г. N 140 " Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств" (в редакции письма Минфина России от 9 марта 1995 г. N 21 " Изменения в Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств (письмо Минфина России от 21 октября 1994 г. N 140)").
Бухгалтерский учет Казначейских обязательств ведется предприятиями - держателями Казначейских обязательств на балансовом счете 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства").
Первый держатель Казначейских обязательств приходует их по дебету счета 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства") в корреспонденции со счетом 96 " Целевые финансирование и поступления" (субсчет " Казначейские обязательства") по номинальной стоимости.
При погашении кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств держатель Казначейских обязательств в размере их номинальной стоимости дебетует счета 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в корреспонденции с кредитом счета 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства").
Получение Казначейских обязательств в счет погашения дебиторской задолженности отражается в размере номинальной стоимости по дебету счета 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства") в корреспонденции с кредитом счетов 62 " Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п.
При погашении Казначейских обязательств последнему держателю путем перечисления денежных средств поступившая сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства") в размере номинальной стоимости и счета 80 " Прибыли и убытки" на сумму процентов по обязательству.
При погашении Казначейских обязательств путем выдачи налогового освобождения дебетуется счет 68 " Расчеты с бюджетом" (соответствующие субсчета) и кредитуется счет 58 " Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет " Казначейские обязательства") с обязательным отражением в аналитическом учете реквизитов полученного налогового освобождения.
Первичный держатель Казначейских обязательств при наступлении срока погашения дебетует счет 96 " Целевые финансирование и поступления" (субсчет " Казначейские обязательства") в корреспонденции с кредитом счета 87 " Добавочный капитал".
Реализация, передача, прочее выбытие (кроме перечисленных выше случаев) Казначейских обязательств при вторичном размещении отражаются на счете 48 " Реализация прочих активов" в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (в редакции Приказов Минфина России от 28 декабря 1994 г. N 173, от 28 июля 1995 г. N 81 и от 27 марта 1996 г. N 31).
При этом в случае реализации Казначейских обязательств при их вторичном размещении по договорной цене ниже цены их приобретения разница между ценой продажи Казначейских обязательств и их балансовой стоимостью отражается по дебету счета 81 " Использование прибыли" и кредиту счета 48 " Реализация прочих активов".
При списании разницы на счет 80 " Прибыли и убытки" по дебету для целей налогообложения она не учитывается.
Вопрос 14. Что является датой реализации продукции (работ, услуг) при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) "по мере оплаты" и расчете за поставленную продукцию векселем?
Ответ. При осуществлении расчетов за поставленную продукцию (работы, услуги) векселем следует руководствоваться Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР" и положениями статей 142 - 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1094 " Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развития вексельного обращения", указаниями Минфина России от 31 октября 1994 г. N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги с учетом изменений и дополнений по нему от 16 июля 1996 г. N 62".
Датой совершения оборота считается день поступления денежных средств по векселю при реализации по оплате, а при расчете векселем с поставщиком за продукцию (работы, услуги) - дата передачи векселя.
Вопрос 15. Кто из субъектов внешнеэкономической деятельности (экспортер или посредник) должен производить переоценку поступивших валютных средств от реализации продукции?
Ответ. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в отчетности в валюте Российской Федерации в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на последнее число отчетного периода.
Пересчет осуществляется организациями, у которых на последнее число отчетного периода на учете числятся указанные средства.
Порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц установлен Минфином России в письмах от 27 декабря 1993 г. N 152 "О порядке отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц по отдельным операциям в иностранной валюте", от 11 июля 1994 г. N 91 " Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1994 год и порядке его заполнения", в Приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. N 50, утвердившем Положение по бухгалтерскому учету " Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (с 1 июля 1995 г.).
Вопрос 16. Разъясните порядок учета арендной платы у арендатора и арендодателя?
Ответ. При рассмотрении вопроса отнесения на затраты производства арендной платы арендатором и на финансовые результаты - арендодателем необходимо учитывать положения статей 606 - 670 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арендатор списывает всю сумму арендной платы (если она не распределена по источникам на затраты производства при использовании объекта в производственных целях, взятого в аренду у юридического или физического лица по договору, заключенному в соответствии с установленным порядком).
Юридическое лицо, сдавшее в аренду основные средства, доходы и расходы (в случае отражения дохода) от арендной платы по объекту списывает на счет 80 " Прибыли и убытки".
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет учет доходов и расходов по объекту, сданному в аренду, с уплатой налога.
При наличии в уставе организации аренды как вида деятельности учет доходов от аренды и расходов, связанных с содержанием сдаваемого в аренду объекта, осуществляется в установленном порядке с использованием счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг)".
Организация, арендуя у физического лица объект собственности (автомобиль, трактор, вычислительную технику и т.п.), может самостоятельно списывать расходы, подтвержденные документально, на затраты производства, а выплаченная физическому лицу сумма может быть отражена по статье " Оплата труда" как вознаграждение или отнесена на счет 81 " Использование прибыли" (в случае отсутствия подтверждающих документов.)
При использовании руководителем организации собственного автомобиля в служебных целях следует руководствоваться п. 2 "и" Положения о составе затрат в части использования личных легковых автомобилей в служебных целях, а также порядком и нормами, разработанными Минфином России и сообщенными в письме от 21 июля 1992 г. N 57 " Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок" (в редакции последующих изменений и дополнений, внесенных письмами Минфина России).
Вопрос 17. Какой порядок реализации имущества, на которое обращается взыскание недоимок по налогам?
Ответ. В п. 10 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Госналогслужбой России 25 мая 1994 г. N ВГ-4-08/57н, Департаментом налоговой полиции России 26 мая 1994 г. N СА-574, Минфином России 25 мая 1994 г. N 58, зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1994 г. N 609) установлен порядок реализации имущества должника.
Названный порядок действует в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций".
После реализации имущества должника операция в бухгалтерском учете отражается в общеустановленном порядке по счетам 46 " Реализация продукции (работ, услуг)", 47 " Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 " Реализация прочих активов", где по дебету отражаются также расходы, связанные с выбытием имущества, а по кредиту - суммы оплаты.
Отрицательный результат (после зачета недоимки) по указанным счетам для целей налогообложения не учитывается, а полученные доходы облагаются в установленном порядке.
Вопрос 18. Какой порядок отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) процентов по кредитам банков?
Ответ. Пунктом 2 "с" Положения о составе затрат определено списание на себестоимость продукции (работ, услуг) произведенных организацией затрат на оплату процентов по полученным кредитам банков, предоставляемых поставщиками (производителями работ, услуг) за поставленные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).
Это подтверждается и пунктом 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и кредитными учреждениями (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490).
Вопрос 19. Производится ли корректировка норм амортизационных отчислений в зависимости от режима работы оборудования (количества смен)?
Ответ. Амортизационные отчисления производятся организациями ежемесячно в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление машин и оборудования, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, и балансовой стоимостью основных фондов, состоящих на балансе организаций.
Для корректировки норм амортизационных отчислений на фактические условия работы машин и оборудования берется сменность работы орудий труда, принятая в расчетах плана производства, при ее отсутствии - фактическая сменность, при которой цех или организация работает большую часть года (п. 19 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве).
При применении норм амортизационных отчислений на полное восстановление машин и оборудования, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", следует учитывать, что они установлены исходя из режима работы в две смены и, как правило, их корректировка при работе в одну смену не производится в отличие от корректировки при трехсменной работе.
Обращается внимание на прекращение начисления амортизационных отчислений во время проведения работ по реконструкции, модернизации основных фондов, нахождения их на консервации и в мобилизационном запасе (п. 23 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений, п. 12 Указаний о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года, Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1483 "О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва").
Вопрос 20. Должны ли предприятия в конце отчетного периода присоединять остатки созданных в отчетном периоде резервов (на оплату отпусков, ремонт основных средств) к налогооблагаемой прибыли?
Ответ. Все, что принимается для целей налогообложения, определено Постановлениями Правительства России от 5 августа 1992 г. N 552 " Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", 1 июля 1995 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", 20 ноября 1995 г. N 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", 16 мая 1994 г. N 490 " Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", 16 мая 1994 г. N 491 " Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", особенностями состава затрат в отраслях при условии согласования их с Минэкономики России и Минфином России (п. 2.3 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
Согласно указанным нормативным документам на затраты производства для целей налогообложения относятся фактическая оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, а не образованный резерв на отпуска.
Резерв на предстоящую оплату отпусков отчетного периода начисляется в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения.
Пунктом 62 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусмотрена также возможность в течение отчетного года создавать резерв расходов на ремонт основных средств. При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.
В случаях (предусмотренных отраслевыми особенностями затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода (п. 3.52 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).
Вопрос 21. Какой порядок начисления ускоренной амортизации по основным фондам производственного назначения малых предприятий?
Ответ. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает следующий механизм ускоренной амортизации.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения) в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.
Механизм ускоренной амортизации применяется в отношении активной части производственных основных фондов.
Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967 " Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов").
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно в первый год работы как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет.
Как Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", так и Постановлением от 19 августа 1994 г. N 967 малым предприятиям предоставлено право дополнительного начисления амортизационных отчислений в первый год работы предприятия, начиная со дня его регистрации (разъяснение Минфина России от 30 августа 1995 г. N 16-00-17-114).
Вопрос 22. Какой порядок формирования страховых резервов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661?
Ответ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" разрешено организациям с 1 января 1996 г. создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов, связанных со страховыми рисками, перечисленными в п. 2 "р" Положения о составе затрат.
Размер отчислений, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на указанные цели, не может превышать 1 процент объема реализуемой продукции (работ, услуг).
Согласно п. 17 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (приложение 2 к Приказу Минфина России от 27 марта 1996 г. N 31) по статье " Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" организации торговли отражают доход от продажи товаров. Начисление 1 процента для финансирования в I квартале 1996 года расходов по страхованию средств транспорта, имущества, гражданской ответственности организаций и перевозчиков и других, перечисленных в п. 2 "р" Положения о составе затрат, должно было производиться также от объема товарооборота в организациях торговли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 299 "О приостановлении действия некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, связанных с добровольным страхованием" приостановлено действие подпункта "р" п. 2 Положения о составе затрат на период с 1 апреля 1996 г. по 31 декабря 1996 г.
В связи с образованием страховых фондов (резервов) в Указаниях по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г. (приложение 2 к Приказу Минфина России от 27 марта 1996 г. N 31 "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 году") Минфин России установил, что расчет отчислений в резерв осуществляется от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), сформированной по правилам бухгалтерского учета, т.е. исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При этом определенная сумма отчислений отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов 26 " Общехозяйственные расходы", 44 " Издержки обращения" в корреспонденции с кредитом счета 89 " Резервы предстоящих расходов и платежей", субсчет " Страховой фонд (резерв) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций". Расходы по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также по добровольному страхованию имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц и иных страховых случаев отражаются по дебету счета 89 " Резервы предстоящих расходов и платежей", субсчет " Страховой фонд (резерв) предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расходов.
Вопрос 23. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" исключен пункт по отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) отчислений на формирование внебюджетного фонда НИОКР. Сохраняется ли порядок включения в себестоимость данных затрат в 1995 и 1996 годах?
Ответ. В соответствии с пунктом 2 Положения о составе затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства и технологических процессов не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).
Размеры отчисляемых организациями средств на НИОКР определяются соответствующими решениями Правительства Российской Федерации с отнесением на затраты производства и перечислением органам управления для проведения по отрасли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1994 год был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".
Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 процента от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисленных средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и других научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Пунктом 17 Порядка определено, что в том случае, когда органы Федеральной налоговой службы России при проверке деятельности предприятий или организаций за какой-либо период установили, что отчисления во внебюджетные фонды произведены в соответствии с установленным порядком (с отнесением на себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг), но не перечислены в соответствующие внебюджетные фонды в установленном договором размере, предприятию или организации за этот период на сумму неперечисленных средств увеличивается размер облагаемой налогом прибыли и начисляется дополнительно налог на прибыль по установленной ставке с применением штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством.
Согласно письму Госналогслужбы России от 8 февраля 1995 г. N ВЗ-4-15/5н "О действиях налоговых органов при проверке своевременности и полноты внесения платежей в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР" в случае, если платежные документы своевременно сданы в учреждения банков, но из-за отсутствия средств перечисления не произведены, доначисление налога на прибыль и взыскание пени с 1 июня 1994 года не производится.
Уплата дополнительно начисленного налога на прибыль в результате проверки не освобождает организации от перечисления в соответствующий внебюджетный фонд средств, включенных в себестоимость продукции.
В бухгалтерском учете организации суммы начисленных средств отражают по дебету счета 43 " Коммерческие расходы" и кредиту счета 67 " Расчеты по внебюджетным платежам" (субсчет " Отчисления во внебюджетный фонд НИОКР") с последующим списанием (при перечислении) в установленном порядке с дебета счета 67 " Расчеты по внебюджетным платежам" (субсчет " Отчисления во внебюджетный фонд НИОКР") и кредиту счетов учета денежных средств.
Полученные предприятиями средства из внебюджетных фондов используются строго по целевому назначению с учетом на счете 96 " Целевые финансирование и поступления".
Указанный порядок списания внебюджетных фондов был установлен Минфином России в письме от 1 июня 1994 г. N 72 " Порядок учета средств внебюджетных фондов и отражения их в бухгалтерской отчетности".
Письмом Госналогслужбы России от 22 ноября 1995 г. N НП-6-15/611 "О внебюджетных фондах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" сообщалось, что решением Правительственной комиссии по научно-технической политике от 25 октября 1995 г. N 1 (раздел IV) в целях обеспечения финансовой стабилизации в прикладной науке и инновационной деятельности в 1996 году сохранен действующий порядок образования и использования средств отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Вопрос 24. Какой порядок учета акций и иных ценных бумаг и их реализации?
Ответ. Акции, как и другие ценные бумаги, учитываются организациями на счете 06 " Долгосрочные финансовые вложения" (или на счете 58 " Краткосрочные финансовые вложения") в зависимости от срока их обращения и приходуются исходя из покупной стоимости.
При образовании убытка в результате реализации акций или иных ценных бумаг он списывается на финансовые результаты, но не учитывается для целей налогообложения.
Списание производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Вопрос 25. Сообщите порядок отражения операций, связанных с приватизацией предприятия.
Ответ. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с приватизацией имущества, сообщен Минфином России в письме от 23 декабря 1992 г. N 117 " Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий".
При приватизации предприятия в целом и регистрации его как юридического лица определяется размер уставного капитала в разрезе покупателей с учетом доли участия каждого при покупке имущества.
В случае приобретения предприятия по цене, отличной от оценочной (начальной) стоимости его имущества, разница отражается в следующем порядке.
1) На приватизированном предприятии: - при превышении покупной цены над оценочной (начальной) стоимостью разница включается в состав нематериальных активов и отражается по дебету счета 04 " Нематериальные активы" (субсчет " Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества)" и кредиту счета 85 " Уставный капитал" с соответствующим увеличением доли каждого участника (собственника).
Указанная разница в течение десяти лет (но не более срока деятельности предприятия) переносится ежемесячно на издержки (производства) обращения путем отражения соответствующих сумм по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 04 (субсчет " Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества");
- при превышении оценочной (начальной) стоимости над покупной ценой имущество учитывается по оценочной (начальной) стоимости.
2) У предприятия участника (собственника) в первом случае полная сумма затрат по покупке учитывается как вклад в уставный капитал приобретенного (частично приобретенного) предприятия, т.е. по дебету счета 06 " Долгосрочные финансовые вложения" и кредиту счетов учета денежных средств. Во втором случае - по дебету счета 06 по оценочной (начальной) стоимости (в размере доли в уставном капитале купленного предприятия) и кредиту счетов учета денежных средств (в сумме затрат по выкупу) и счета 83 " Доходы будущих периодов", субсчет " Разница между покупной и оценочной стоимостью имущества" (в сумме превышения оценочной (начальной) стоимости приобретенного имущества над его покупной ценой). Сумма превышения переносится ежемесячно частями с дебета счета 83 на финансовые результаты, т.е. в кредит счета 80 " Прибыли и убытки" в срок, согласованный с приватизируемым предприятием по списанию им данной разницы.
При зачислении приватизированного имущества на баланс покупателя - юридического лица и покупке его по цене, отличной от его оценочной (начальной) стоимости, разница отражается в учете в следующем порядке.
При превышении покупной цены над оценочной (начальной) стоимостью имущество приходуется по оценочной (начальной) стоимости по дебету соответствующих счетов их учета с кредита счетов учета денежных средств в сумме затрат по выкупу. Сумма превышения отражается как нематериальные активы по дебету счета 04 " Нематериальные активы" (субсчет " Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью").
При превышении оценочной (начальной) стоимости над покупной ценой имущество приходуется по оценочной (начальной) стоимости с отражением по дебету счетов их учета и кредиту счетов учета денежных средств (в сумме затрат по выкупу) и счета 83, субсчет " Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества" (в сумме превышения оценочной (начальной) стоимости над покупной ценой).
Учет разницы и ее погашение производится в порядке, изложенном выше.
Следовательно, разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества ежемесячно списывается со счета 83 на счет 80 в течение десяти лет (но не более срока деятельности предприятия).
С приватизируемым предприятием может быть согласован другой срок, но не выше десяти лет и не более срока деятельности предприятия.
Вопрос 26. Порядок учета командировочных расходов и отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг).
Ответ. Совет Министров СССР Постановлением от 18 марта 1988 г. N 351 "О служебных командировках в пределах СССР" обязал руководителей предприятий повысить ответственность за правильное и экономное расходование средств на служебные командировки, привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном расходовании средств на эти цели.
Порядок учета командировочных расходов определен Минфином СССР, Госкомитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС в " Инструкции о служебных командировках в пределах СССР" от 7 апреля 1988 г. N 62, разработанной и утвержденной в соответствии с п. 9 Постановления Совета Министров СССР от 18 марта 1988 г. N 351.
Пунктом 2 "и" Положения о составе затрат предусмотрено отнесение на затраты производства расходов на командировки, связанных с производственной деятельностью.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.
В случае наличия разночтений при проверке правильности оплаты командировочных расходов, как и других расходов, влияющих на исчисление налогов, налоговый орган согласно статье 14 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" имеет право получить объяснения и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено решением Совета директоров Центробанка России 22 сентября 1993 г. N 40) выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Вопрос 27. Курсовые разницы и порядок учета имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Ответ. Курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего имущества или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу, котируемому Центробанком России, на дату расчета или дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих имущества и обязательств, исчисленной по курсу, котируемому Центробанком России на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
Стоимость имуществ и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли.
Начиная с 1 июля 1995 г., в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету " Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденным Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 50, курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность, с отражением на счете 80 " Прибыль и убытки" (за исключением курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала организации).
Курсовые разницы, возникающие в связи с формированием уставного капитала (разность между рублевой оценкой задолженности учредителя по его вкладу в уставный капитал на дату поступления и дату подписания учредительных документов), относятся на счет 87 " Добавочный капитал".
Для составления бухгалтерской отчетности стоимость основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, производственных запасов, товаров, капиталов принимается в оценке в рублях по курсу Центробанка России, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, результатом которой стало принятие имущества и обязательств на бухгалтерский учет.
Пересчет стоимости указанного имущества и обязательств после принятия их на бухгалтерский учет в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не производится.
Пересчет же стоимости денежных знаков в кассе, средств в расчетах и банках, других кредитных учреждениях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах, остатков средств целевого финансирования, выраженных в иностранной валюте, производится на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на дату составления бухгалтерской отчетности.
Кроме того, пересчет денежных знаков в кассе предприятия и средств на счетах в банках и иных кредитных учреждениях, выраженных в иностранной валюте, может производиться по мере изменения наименований иностранных валют.
Организациям разрешено зачислять курсовые разницы в прибыль или убыток по мере их возникновения или единовременно в конце отчетного периода (в виде сальдо) с отражением их в течение года на счете 83 " Доходы будущих периодов" (субсчет " Курсовые разницы").
Аналитический учет по субсчету " Курсовые разницы" согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий ведется по каждому виду курсовых разниц (связанных с валютными счетами, подотчетными лицами, кредиторами и т.д.), а в отношении курсовых разниц, связанных с расчетами с дебиторами и кредиторами - по каждому долгу.
28. В последнее время участились случаи обращений государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета для целей налогообложения, минуя Федеральную налоговую службу России, что недопустимо.
Сообщается, что вопросами методологии бухгалтерского учета для целей налогообложения занимается Отдел применения положений по бухгалтерскому учету в налоговой работе Федеральной налоговой службы России, куда и следует направлять запросы.
Направляемое письмо не является нормативным документом и предназначено для использования в практической работе только в государственных налоговых инспекциях.
Первый заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Главный государственный советник
налоговой службы
В.В. ГУСЕВ