ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.98 N 17 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ПОСЕЛКА ЗАБАЙКАЛЬСК ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ"



Постановление
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ПОСЕЛКА ЗАБАЙКАЛЬСК ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ

Наименование Программы федеральная целевая программа "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
Дата принятия решения о разработке Программы Государственный заказчик Программы (координатор) постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1996 г. N 1142 "О комплексном развитии приграничного поселка Забайкальск Читинской области" Министерство экономики Российской Федерации, администрация Читинской области в части оперативного управления строительством и эксплуатацией объектов центра приграничной торговли
Основные разработчики Программы администрация Читинской области, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели Программа разработана с целью восстановления и увеличения объемов международных грузопотоков на Транссибирской железнодорожной магистрали и расширения торгово-экономического сотрудничества России с Китаем. Основными задачами Программы являются: создание социальной инфраструктуры поселка Забайкальск, обеспечивающей потребности его жителей; развитие транспортной инфраструктуры для осуществления торгово-экономических связей между Россией и Китаем; строительство торгового комплекса для ведения приграничной торговли. В результате реализации Программы будет увеличена пропускная способность железнодорожной станции Забайкальск на 3,5-4,5 млн. т грузов в год, налоговые поступления в бюджеты разных уровней от работы центра приграничной торговли составят около 174 млрд. рублей в год, в федеральный бюджет будет поступать ежегодно до 840 млрд. рублей от уплаты таможенных платежей и сборов, связанных с эксплуатацией транспортного узла в поселке Забайкальск
Сроки реализации Программы 1998-2001 годы
Перечень подпрограмм подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" подпрограмма "Транспортное обеспечение" подпрограмма "Центр приграничной торговли"
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий подрядные организации, определяемые на конкурсной основе
Объемы затрат и источники финансирования мероприятий Программы млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г. %
Затраты - всего 1516,7 100 в том числе: на развитие поселка Забайкальск 504,6 33,3 на реконструкцию транспортного 519,1 34,2 узла 493 32,5 на создание центра приграничной торговли 1516,7 100 Источники финансирования - всего в том числе: 302,42 19,9 федеральный бюджет 127,6 8,4 областной бюджет 1086,68 71,7 внебюджетные источники
Ожидаемые - ускорение социально-экономического конечные развития Читинской области; результаты создание новых рабочих мест и повышение реализации уровня благосостояния жителей поселка Программы Забайкальск; создание современной торговой, производственной и социально-бытовой инфраструктуры на транспортном и пограничном переходе между Россией и Китаем
Система - контроль и координация действий по организации реализации Программы осуществляется контроля за дирекцией Программы исполнением Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В результате политических и экономических перемен, а также по ряду внутренних и международных причин Россия, являющаяся одновременно европейской и азиатской страной, оказалась вне основных процессов интенсивного развития международного экономического сотрудничества, происходящих в странах Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако интерес этих стран к сотрудничеству с Россией очень высок.

Основой проводимой Россией политики в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе являются ее взаимоотношения с Китаем. Однако недостаточный уровень развития транспортной и торговой инфраструктуры в приграничных с Китаем районах сдерживает развитие торгово-экономических связей с этой страной. Ярким примером этого является состояние железнодорожной станции Забайкальск и приграничного поселка Забайкальск Читинской области, через которые в настоящее время проходит до 60 процентов всех грузов между Россией и Китаем. Отсутствие необходимой инфраструктуры снижает эффективность торгово-экономических связей России и Китая и ведет к огромным потерям. По оценкам Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, только в 1995 году эти условные потери составили около 7 трлн. рублей.

Недостаточная пропускная способность транспортного узла в поселке Забайкальск заставляет Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона переориентировать грузопотоки на другие направления. Китай, увеличив объемы транзитных перевозок через свою территорию, за счет доходов от них сумел за последние 3 года обустроить несколько пунктов пропуска, развить транспортную инфраструктуру, построить сеть современных шоссейных и железных дорог, превратив Китайско-Восточную железную дорогу в международную магистраль. Китай активно инвестирует средства в строительство пунктов пропуска на территории Монголии, добиваясь придания им статуса международных (то есть пригодных для пропуска грузов третьих стран). Аналогичные работы активно ведутся на границе Китая с Казахстаном. Все это уменьшает объем товаров, перевозимых по Транссибирской железнодорожной магистрали. Грузы, идущие из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, поступают через Казахстан на территорию России в районе гг. Оренбурга, Саратова и Астрахани. Выгоду от этого получают преимущественно китайские транспортные организации.

Таким образом, от своевременного обустройства транспортной, торговой и социальной инфраструктуры поселка Забайкальск в значительной степени зависят направление и интенсивность грузопотоков по Транссибирской железнодорожной магистрали из Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Следует отметить, что улучшение экономического положения Читинской области тесно связано с увеличением приграничного товарооборота. Внешнеэкономической деятельностью занимаются более 300 предприятий области. Товарная структура приграничной торговли Читинской области на протяжении последних лет существенно не меняется. Экспортируются природный уран, медные и алюминиевые отходы и лом, черные металлы, азотные удобрения. Около 90 процентов экспорта области приходится всего на четыре страны: на Китай - 40 процентов, Великобританию - 19 процентов, Францию - 16 процентов, Канаду - 14 процентов. Ежегодный объем приграничного товарооборота Читинской области со своим основным торговым партнером - Китаем составил в 1996 году 855 млрд.рублей.

Назрела острая потребность в развитии и современном обустройстве поселка Забайкальск, реконструкции транспортного узла и создании центра приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории.

Эти мероприятия позволят увеличить пропускную способность железнодорожной станции Забайкальск на 3,5-4,5 млн. т грузов в год и создать высокопроизводительную приграничную систему обработки грузов.

Решение проблемы транспортного узла поселка Забайкальск позволит повысить ежегодный торговый оборот до 110-120 трлн. рублей (в 1996 году он составил 40,6 трлн. рублей), что будет способствовать реализации договоренностей об интенсификации сотрудничества России и Китая.

Сложность и многопрофильность изложенных проблем требуют комплексного решения в кратчайшие сроки путем использования программно-целевого метода. Федеральная целевая программа "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области" (далее именуется - Программа) состоит из трех разнопрофильных подпрограмм, увязанных по времени и ресурсам. Программа обеспечивает взаимосвязанное решение на федеральном уровне проблем социально-экономического развития региона.

2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Основными целями Программы являются обеспечение расширения торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и увеличение ежегодного торгового оборота через поселок Забайкальск в 2,5 раза, рост объемов международных грузопотоков на Транссибирской железнодорожной магистрали.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи в рамках подпрограмм:

строительство в поселке Забайкальск объектов социально-бытовой сферы для обеспечения потребностей жителей и проезжающих;

реконструкция транспортного узла в поселке Забайкальск, в первую очередь модернизация железнодорожной станции Забайкальск;

строительство торгового комплекса для ведения приграничной торговли, создание инфраструктуры по обслуживанию центра приграничной торговли и погранпереходов.

Сроки реализации Программы - 1998-2001 годы.

3. Система программных мероприятий

Для успешного решения экономических и социальных проблем в рамках отдельных подпрограмм предусмотрено обустроить поселок Забайкальск, реконструировать транспортный узел в этом поселке и создать центр приграничной торговли.

Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"

Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"

Особенностью поселка Забайкальск является то, что он играет важную роль в российско-китайском приграничном торгово-экономическом сотрудничестве. Этому способствует его удобное географическое положение, наличие железнодорожного и автомобильного транспортного сообщения, масштаб и интенсивность приграничных торговых отношений.

Однако существующие объекты социально-бытовой сферы поселка не обеспечивают потребности его жителей, а по мере роста объемов грузопотоков будет увеличиваться численность работающих, потребуется обустроить их быт.

Для обеспечения соответствующих мировым стандартам условий для работы предприятий центра приграничной торговли, железнодорожной станции, автомобильной станции, создания современной бытовой инфраструктуры и улучшения условий жизнедеятельности населения поселка Забайкальск подпрограммой "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" предусматривается реконструкция и создание предприятий общественного питания и пищевой промышленности, жилищных и гражданских объектов.

Схема развития поселка Забайкальск, архитектурные, объемно-планировочные решения и рекомендуемые проекты подготовлены организацией "Читаархпроект".

Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1, а в приложении N 3 дается схема комплексного развития инфраструктуры поселка Забайкальск.

Подпрограмма "Транспортное обеспечение"

Подпрограмма "Транспортное обеспечение"

Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в данном регионе сдерживается в немалой степени низкой пропускной способностью грузопотоков станции Забайкальск. Трудности в обработке внешнеторговых грузов появились в начале 80-х годов. Постоянным явлением стали длинные очереди перед погранпереходами, значительные простои поездов, хищения грузов. Система обработки грузов, проходящих через железнодорожную станцию Забайкальск и автомобильную дорогу через поселок Забайкальск, уже не способна пропустить весь грузопоток без значительных задержек.

Отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей своевременную обработку внешнеторгового грузопотока, приводит к потерям, которые оцениваются почти в 7 трлн.рублей ежегодно. При достижении планируемого товарооборота между Россией и Китаем на этом участке границы в размере до 110-120 трлн. рублей суммарные потери могут достичь 16-21 трлн. рублей. Этих потерь можно избежать за счет увеличения пропускной способности системы обработки грузов. Очевидно, что без вложения капиталов в развитие транспорта невозможно увеличить в 2-4 раза объемы перевозок. Создание новых и модернизация имеющихся транспортных коммуникаций стали назревшей необходимостью.

В качестве первоочередной цели подпрограмма предусматривает реконструкцию железнодорожного перехода Забайкальск - Маньчжурия. Затем намечается провести реконструкцию железнодорожной станции Забайкальск. Для этого необходимо подготовить территорию, осуществить строительство объектов производственного назначения, электро-, тепло-, водоснабжения и канализации, социально-бытового назначения.

Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1.

Подпрограмма "Центр приграничной торговли"

Подпрограмма "Центр приграничной торговли"

Эта подпрограмма предусматривает создание торгового комплекса в поселке Забайкальск для ведения приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории.

Целесообразность строительства центра приграничной торговли обусловлена рядом благоприятных факторов:

готовность китайских государственных и частных организаций принять участие в инвестировании центра приграничной торговли;

через поселок проходит основной в регионе поток пассажиров и грузов из России в Китай и обратно;

в поселке Забайкальск существуют уникальные предпосылки для эффективного вложения капитала, полностью отвечающие требованиям государственной инвестиционной политики, направленной на выделение средств для капитальных вложений с целью реализации высокоэффективных проектов с быстрой окупаемостью.

На отведенной для размещения центра приграничной торговли территории планируется построить ряд объектов, обеспечивающих благоприятные условия для развития оптовой торговли, торговли по образцам, организации торговли мелкими партиями и розничной торговли, а также для предоставления услуг по заключению контрактов, ведению деловых переговоров, обмену коммерческой информацией и других услуг.

В состав намечаемых к строительству объектов входят:

здание управления центра приграничной торговли;

здание таможни;

контрольно-пропускной пункт для грузовых автомобилей и кассовый зал;

здание с помещениями для офисов, для демонстрационно-выставочного зала и для кафе на 600 мест;

здание с помещениями для офисов и с рестораном на 500 мест;

три здания с офисами, гаражами и магазинами;

комплекс магазинов;

рынок с магазинами и кафе на 300 мест;

помещения для банка и страховой компании.

Для обслуживающего персонала центра приграничной торговли предусмотрено строительство объектов социально-бытовой сферы в поселке Забайкальск.

Организации и предприниматели из различных провинций Китая проявляют большую заинтересованность в скорейшем начале функционирования центра приграничной торговли. С вводом его в строй будут созданы благоприятные условия для совершения коммерческих операций и сокращения различных накладных расходов, так как во многих случаях отпадет необходимость выезжать на дальние расстояния для проведения встреч и заключения соглашений.

В дальнейшем предполагается расширение площади центра приграничной торговли путем строительства его второй очереди.

В результате строительства намеченных объектов и начала функционирования комплекса будут созданы условия для совершения внешнеторговых операций и ведения приграничной торговли.

Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет использования бюджетных средств на возвратной основе и средств внебюджетных источников. Для финансирования Программы будут привлекаться средства отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии внешнеторговых связей с Китаем и другими странами, кредиты коммерческих банков, средства из прибыли предприятий, которые будут поступать по мере введения в действие объектов. Предусматривается использовать на возвратной и платной основе средства федерального бюджета, в том числе средства Бюджета развития Российской Федерации, в размере до 20 процентов затрат на осуществление Программы, а также средства бюджета Читинской области в размере более 8 процентов затрат. Доля внебюджетных источников составит около 72 процентов

Объемы затрат на реализацию Программы и ее подпрограмм, источники их финансирования приведены в таблице 1, а по мероприятиям подпрограмм - в приложении N 1.

Порядок финансирования Программы предусматривает возврат средств, полученных из федерального бюджета, а расчеты окупаемости показывают, что возврат будет осуществлен в течение 2 лет с момента их представления.

Одним из важнейших источников финансирования инвестиционных проектов центра приграничной торговли начиная с 1998 года должны стать средства Бюджета развития Российской Федерации, включая государственные гарантии, предоставляемые инвесторам под инвестиционные проекты.

Таблица 1

Объемы затрат на реализацию Программы и подпрограмм, источники их финансирования

1998 - 2000 годы - всего в том числе
1998 год 1999 год 2000 год 2001 год
Затраты по Программе - всего 1516,7 418,8 568,7 285,6 243,55
Источники финансирования: средства федерального бюджета, включая Бюджет развития Российской Федерации 302,42 164,1 77,0 61,24
бюджет Читинской области* 127,6 32,1 49,0 23,2 23,2
внебюджетные источники** 1086,68 386,6 355,6 185,3 159,11
Затраты по подпрограмме "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" 504,6 84,0 138,7 140,2 141,57
Источники финансирования: средства Бюджета развития Российской Федерации 100 38,1 32,5 29,4
бюджет Читинской области* 81,6 12,1 23,1 23,2 23,2
внебюджетные источники** 323 71,9 77,5 84,5 88,97
Затраты по подпрограмме "Транспортное обеспечение" 519,1 114,3 157,3 145,4 101,98
Источники финансирования: средства федерального бюджета, выделяемые Министерству путей сообщения Российской Федерации* 103,82 27,4 44,5 31,84
внебюджетные источники** 415,28 114,3 129,9 100,8 70,14
Затраты по подпрограмме "Центр приграничной торговли" 493 220,4 272,6
Источники финансирования: средства Бюджета развития Российской Федерации 98,6 98,6
бюджет Читинской области* 46 20,0 25,9
внебюджетные источники** 348,4 200,3 148,0


* Объемы бюджетного финансирования определены расчетно. По годам они будут устанавливаться при разработке проектов бюджета Российской Федерации и бюджета Читинской области на соответствующий год.

** Кредиты коммерческих банков, средства частных инвесторов, собственная прибыль предприятий.

В целях рационального формирования капитала и других финансовых ресурсов и их использования в строительстве центра приграничной торговли планируется создание акционерного общества открытого типа. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов центра приграничной торговли и представление их на конкурс для получения необходимой государственной поддержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации будут осуществляться акционерным обществом по согласованию с администрацией Читинской области.

Ввод начальных объектов центра приграничной торговли в эксплуатацию позволит получать доход от работы этих объектов до полного завершения строительства и освоения центра в целом. В результате станет возможным достаточно быстро возместить вложенные средства и получить дополнительный источник для стабильного финансирования капитальных вложений в развитие других объектов центра приграничной торговли и объектов инфраструктуры поселка Забайкальск до 2001 года.

5. Механизм реализации Программы

5. Механизм реализации Программы

Главной отличительной особенностью механизма реализации Программы в сложившихся условиях является поиск и нахождение внебюджетных источников их финансирования.

Безусловно, государственная поддержка преимущественно за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, а также за счет других статей федерального бюджета необходима, но основной упор в реализации Программы сделан на привлечение российского и иностранного капитала на коммерческой основе. Затраты на создание центра приграничной торговли окупятся менее чем за 2 года. Капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию железнодорожной станции Забайкальск с учетом постепенного устранения внешнеторговых потерь окупятся в течение года.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее

6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

реализации

Статус Программы и многопрофильность решаемых ею задач являются основанием для создания самостоятельного органа, руководящего процессом ее управления и реализации, - дирекции Программы.

Дирекция Программы создается совместным решением Правительства Российской Федерации, государственного заказчика (координатора) Программы - Министерства экономики Российской Федерации и администрации Читинской области. Дирекция Программы является юридическим лицом на правах государственного учреждения, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также положением, утверждаемым в установленном порядке. Дирекция Программы направляет и координирует действия всех участников Программы для достижения намеченных целей, в том числе разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению финансовых, кредитных и материальных ресурсов.

Состав дирекции Программы определяется характером решаемых задач, необходимостью коллегиальной проработки решений и согласования интересов всех задействованных в Программе сторон. Состав дирекции Программы формируется из числа ответственных работников федеральных и местных органов исполнительной власти, в ведении которых находится рассмотрение основных вопросов Программы.

Дирекция Программы организует разработку и реализацию стратегии развития Программы, определяет ее цели и приоритетные направления, координирует исполнение отдельных подпрограмм, обладает правом распределения ресурсов по направлениям и проектам, обеспечивает координацию деятельности федеральных и местных органов власти. Дирекцию Программы возглавляет генеральный директор, который осуществляет общее и текущее руководство реализацией Программы, контроль за согласованным исполнением различных подпрограмм и проектов.

В своей деятельности дирекция Программы подотчетна государственному заказчику и администрации Читинской области.

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

реализации Программы

Экономический эффект от реализации Программы определяется следующими показателями:

доходы от производственно-торговой деятельности вводимых в действие объектов;

устранение потерь внешнеторгового товарооборота и прирост его объемов;

дополнительные доходы федерального бюджета от налоговых отчислений и таможенных платежей.

В таблице 2 сопоставлены показатели объемов затрат (текущих и капитальных) с прогнозируемыми доходами от деятельности вводимых в эксплуатацию объектов. Вложенные средства возмещаются в течение короткого периода времени, что обеспечивается в первую очередь за счет прибыли и других доходов от работы центра приграничной торговли. Капитальные вложения в реализацию мероприятий Программы используются с высокой эффективностью.

При своевременном открытии финансирования строительство центра приграничной торговли может быть начато во II квартале 1998 г. и завершено до конца 1999 года. Доходы от эксплуатации объектов комплекса и от торговой деятельности начнут поступать начиная со II квартала 1998 г. По окончании строительства в 2000 году указанные доходы будут составлять около 1188 млрд. рублей в год. Расчетная чистая прибыль в 2000 году составит 568 млрд. рублей. Срок окупаемости определяется как период времени, за который накопленная сумма чистых доходов (прибыль и амортизационные отчисления) превысит суммарный объем инвестиций. Объем инвестиций (997,6 млрд. рублей) будет превышен по накопленной сумме чистого дохода к окончанию I квартала 2000 г. Таким образом, в соответствии с расчетом срок окупаемости затрат по Программе составит 2 года.

Часть прибыли от работы объектов центра приграничной торговли в соответствии с намеченным порядком организации финансирования Программы будет направляться на финансирование строительства объектов инфраструктуры поселка Забайкальск.

Все средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной и платной основе для создания центра приграничной торговли и развития объектов инфраструктуры поселка Забайкальск, возмещаются в течение 2 лет с выплатой установленных процентов.

Значительную часть экономического эффекта от работы центра приграничной торговли составят отчисления в виде налогов и сборов в бюджеты разных уровней (федеральный, областной, местный). Указанные налоговые поступления оцениваются в размере до 174 млрд. рублей в год.

Таблица 2

Оценка поступлений валовых доходов и платежей от деятельности центра приграничной торговли

(млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.)

II-IV кварталы 1998 года 1999 год 2000 год 2001 год
всего I квартал
1. Валовые доходы - всего 669 1098 1188 296 1221
в том числе:
от передачи в пользование построенных помещений, от предоставления разрешений на торговую и иные виды деятельности 368 564 603 150 603
от продажи разрешений на посещение центра приграничной торговли, въезд и стоянку автотранспорта, от обработки грузов и оказания прочих услуг 55 87 93 23 98
от торговой деятельности 246 447 492 123 520
2. Платежи (оплата труда и отчисления на социальные нужды, оплата затрат электроэнергии, тепловой энергии и прочих эксплуатационных расходов, платежи за кредит, налоговые платежи) 330 568 620 155 650
3. Чистый доход (валовые доходы за вычетом платежей) 339 530 568 141 571
4. Чистый доход нарастающим итогом 339 869 1437 1010 2008

В доходы федерального бюджета войдут также дополнительные поступления от таможенных платежей и сборов в связи с ростом экспортных и импортных операций благодаря реконструкции железнодорожной станции Забайкальск и созданию центра приграничной торговли. Общий объем поступлений в федеральный бюджет за счет таможенных платежей и сборов от внешнеторгового товарообмена, связанного с транспортным узлом в поселке Забайкальск, составит около 840 млрд. рублей в год.

В показатель экономического эффекта капитальных вложений в реконструкцию железнодорожной станции Забайкальск помимо непосредственного сопоставления затрат и поступлений доходов от эксплуатации станционного хозяйства можно включить доходы от роста товарообмена с Китаем. Эти доходы оцениваются в сотни миллионов долларов США в год только за счет устранения потерь из-за недостатков в схеме продвижения грузов и техническом оснащении железнодорожной станции.

Итоговые показатели эффективности реализации Программы:

срок окупаемости инвестиций в создание центра приграничной торговли и развитие поселка Забайкальск - 2 года;

поступление налогов и сборов от работы центра приграничной торговли в бюджеты разных уровней - до 174 млрд. рублей в год;

доходы от устранения потерь в результате реконструкции и модернизации железнодорожного узла Забайкальск - около 7 трлн. рублей;

дополнительный прирост поступлений в федеральный бюджет от уплаты таможенных платежей и сборов - около 260 млрд. рублей в год.

Осуществление Программы позволит:

создать условия для развития товарообмена и иных форм сотрудничества с Китаем благодаря формированию торгово-производственной и транспортной инфраструктуры в приграничном поселке Забайкальск;

увеличить объем внешнеторговых операций с Китаем в связи с сокращением сроков обработки внешнеторговых грузов и устранением потерь от простоя поездов и вагонов на станции Забайкальск;

упорядочить приграничную торговлю и увеличить ее оборот благодаря созданию центра приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории;

создать необходимые социально-бытовые условия для жизнедеятельности работников, занятых на производственных, транспортных, торговых и иных предприятиях и в организациях, а также жителей поселка;

развить приграничный транспортный узел и комплекс услуг для осуществления торгово-экономических операций, что придаст дополнительный импульс социально-экономическому развитию значительной части территории Читинской области.

Реализация Программы позволит также получить иные, не поддающиеся в настоящее время точным количественным оценкам, выгоды от расширения деловых контактов, ведения приграничной торговли на современном организационном уровне, от проведения предприятиями и организациями внешнеторговых операций, необходимых для развития экономики России.

Приложение

Приложение N 1

Перечень мероприятий федеральной целевой программы

Перечень мероприятий федеральной целевой программы

"Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
Мероприятие Стоимость работ (млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.) Источники финансирования затрат Период реализации Ожидаемые конечные результаты
1998-2001 годы-всего 1998 год 1999 год 2000-2001 годы
Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"
1. Строительство новой котельной мощностью 120 Гкал/час и тепловых сетей протяженностью 35 км 19,43 9,86 9,57 внебюджетные 1998-1999 годы обеспечение теплоснабжением поселка
2. Расширение мощностей существующей котельной с 20 до 60 Гкал/час 6,96 6,96 внебюджетные 1998 год обеспечение теплоснабжением поселка
3. Строительство очистных сооружений с магистральными сетями (7 тыс. куб. м) 22,736 3,37 19,366 1998-1999 решение экологических проблем
10 10 федеральный бюджет годы
5,5 2 3,5 областной бюджет
7,236 1,37 5,866 внебюджетные
4. Строительство ЛЭП 110 кВ г. Краснокаменск - пос. Забайкальск (70 км) 61,48 11,6 12,1 37,78 1998-2001 энергообеспечение поселка,
12 12 федеральный бюджет годы центра приграничной торговли и
49,48 11,6 12,1 25,78 внебюджетные железнодорожной станции
5. Строительство автоматической телефонной станции 29 29 2000-2001 телефонизация поселка и центра
5,7 5,7 федеральный бюджет годы приграничной торговли
5 5 областной бюджет
18,3 18,3 внебюджетные
6. Благоустройство территории поселка и внутрипоселковых дорог 69,6 16,1 16,7 36,8 1998-2001 благоустройство поселка
26 7,5 18,5 областной бюджет годы
43,6 16,1 9,2 18,3 внебюджетные
7. Строительство гостиницы на 200 мест с рестораном 8,41 4,5 3,91 внебюджетные 1999-2000 годы создание современных бытовых условий для приезжих
8. Строительство международного автовокзала на 500 пассажиров 12,18 4,18 8 1998-1999 создание современных условий
6 6 федеральный бюджет годы для обслуживания пассажиров
6,18 4,18 2 внебюджетные
9. Строительство: специализированной вспомогательной школы на 480 мест общеобразовательной школы на 960 мест 1,93 1,93 областной бюджет 1998 год улучшение обучения детей школьного возраста
2,478 2,478 областной бюджет 1999 год
10. Строительство: детского сада санаторного типа на 280 мест (для больных туберкулезом) 2,436 1,16 1,276 1998-1999 оздоровление детей дошкольного
0,97 0,97 областной бюджет годы возраста
1,466 0,19 1,276 внебюджетные
детского сада на 140 мест 2,03 2,03 2000 год
0,9 0,9 областной бюджет
1,13 1,13 внебюджетные
11. Строительство больничного комплекса на 150 коек 28,42 5 16,2 7,22 1998-2000 улучшение условий медицинского
12,5 6 6,5 федеральный бюджет годы обслуживания населения
1,42 0,7 0,72 областной бюджет
14,5 5 9,5 внебюджетные
12. Строительство районного дома культуры 9,28 9,28 2000 год
4 4 областной бюджет
5,28 5,28 внебюджетные
13. Строительство жилых домов (40000 кв. м), в том числе 9500 кв. м для сотрудников погранвойск 69,6 9,5 19,8 40,3 1998-2001 обеспечение жильем работников
16,53 6 10,53 федеральный бюджет годы центра приграничной торговли и
17 1,2 5,3 10,5 областной бюджет военнослужащих погранвойск
36,07 8,3 8,5 19,27 внебюджетные
14. Строительство комплекса отдела внутренних дел 4,8 4,8 областной бюджет 1998 год создание материально-технической базы для отдела внутренних дел
15. Строительство комплекса линейного отдела внутренних дел 3,9 3,9 федеральный бюджет 1999 год создание материально-технической базы для линейного отдела внутренних дел
16. Строительство комплекса зданий суда, прокуратуры, налоговой полиции 12,76 12,76 федеральный бюджет 2000-2001 годы обеспечение правопорядка
17. Строительство искусственного водоема площадью 4000 кв. м 12,5 1,2 2,8 8,5 1998-2001 охрана окружающей среды
2,9 2,9 федеральный бюджет годы
4,5 1,2 1,3 2 областной бюджет
5,1 1,5 3,6 внебюджетные
18. Строительство здания многопрофильного автотранспортного предприятия и приобретение 200 различных автомашин 26,36 26,36 2000-2001 транспортное обслуживание
4,5 4,5 федеральный бюджет годы жителей поселка и приезжающих
21,86 21,86 внебюджетные
19. Строительство: хлебозавода на 10 т/сутки 2,32 2,32 внебюджетные 1999 год обеспечение населения
столовой на 80 мест 1,16 1,16 внебюджетные 2001 год продуктами питания и оказание
магазина 0,87 0,87 внебюджетные 2000 год социально-бытовых услуг
дома быта 1,45 1,45 внебюджетные 2000 год
спортивного комплекса 22,04 22,04 внебюджетные 2000 год
пищекомбината 1,74 1,74 внебюджетные 1999 год
молочного завода 2,9 2,9 внебюджетные 2000 год
крытого рынка 4,64 4,64 внебюджетные 2000 год
20. Строительство здания госсанэпиднадзора с лабораторией для проведения сертификации продукции 2,32 2,32 областной бюджет 1999 год обеспечение здоровья населения
21. Строительство пограничного контрольно-ветеринарного пункта 2,03 2,03 федеральный бюджет 1999 год обеспечение пограничного ветеринарного контроля
22. Строительство дороги федерального значения Чита - Забайкальск (14 км) 56,84 8,4 13,67 34,77 1998-2001 создание подъездного пути к
11,18 4,17 7,01 федеральный бюджет годы поселку Забайкальск
4,782 4,782 областной бюджет
40,878 8,4 9,5 22,978 внебюджетные
Стоимость работ по подпрограмме - 504,6 84,06 138,77 281,77 1998-2001 комплексное развитие
всего 100 38,1 61,9 федеральный бюджет годы производственной и
81,6 12,1 23,098 45,52 областной бюджет социально-бытовой
323 71,96 77,572 173,468 внебюджетные инфраструктуры поселка
Подпрограмма "Транспортное обеспечение"
1. Подготовка территории и земляные работы 67,86 67,86 внебюджетные 1998 год
2. Строительство искусственных сооружений 47,56 23,5 24,06 1998-1999
11 8,5 федеральный бюджет годы
36,56 23,5 15,56 внебюджетные
3. Реконструкция верхнего строения пути 106,14 14,5 41,1 50,54 1998-2000
24,73 5,3 19,43 федеральный бюджет годы
81,41 14,5 35,8 31,11 внебюджетные
4. Устройство связи и системы центральной блокировки 37,7 5 16,5 16,2 1998-2000
7,54 4,2 3,34 федеральный бюджет годы
30,16 5 12,3 12,86 внебюджетные
5. Строительство производственных и служебных зданий и сооружений 95,7 28,7 67 1999-2001
22,14 22,14 федеральный бюджет годы
73,56 28,7 44,86 внебюджетные
6. Работы по электроснабжению 16,24 3,5 4,2 8,54 1998-2001
3,75 3,75 федеральный бюджет годы
12,49 3,5 4,2 4,79 внебюджетные
7. Работы по теплоснабжению, водоснабжению и реконструкция сетей канализации 49,3 17,4 31,9 1999-2001
12,36 5,3 7,06 федеральный бюджет годы
36,94 12,1 24,84 внебюджетные
8. Строительство зданий социально-бытового назначения 98,6 25,4 73,2 1999-2001
22,3 4,1 18,2 федеральный бюджет годы
76,3 21,3 55 внебюджетные
Стоимость работ по подпрограмме - всего 519,1 114,36 157,36 247,38 1998-2001 увеличение пропускной
103,82 27,4 76,42 федеральный бюджет годы способности железнодорожной
415,28 114,36 129,96 170,96 внебюджетные станции Забайкальск
Подпрограмма "Центр приграничной торговли"
1. Строительство здания управления торговым комплексом 9,8 4,64 5,16 1998-1999
4,64 4,64 областной бюджет годы
5,16 5,16 внебюджетные
2. Строительство здания таможни 45,36 22,43 22,93 1998-1999
20 20 федеральный бюджет годы
7,43 4,5 2,93 областной бюджет
17,93 17,93 внебюджетные
3. Строительство контрольно-пропускного пункта для грузовых автомобилей и кассового зала 2,47 2,47 1998 год
1,4 1,4 областной бюджет
1,07 1,07 внебюджетные
4. Строительство помещения для офисов с кафе на 600 мест и выставочным залом 73,95 29 44,95 1998-1999
14,5 14,5 федеральный бюджет годы
4,3 4,3 областной бюджет
55,15 29 26,15 внебюджетные
5. Строительство помещения для офисов с рестораном на 500 мест 65,13 25,3 39,83 1998-1999
8,5 8,5 федеральный бюджет годы
3,2 3,2 областной бюджет
53,43 25,3 28,13 внебюджетные
6. Строительство трех зданий с офисами, магазинами и гаражами 123,25 44,8 78,45 1998-1999
24,6 24,6 федеральный бюджет годы
9,5 9,5 областной бюджет
89,15 44,8 44,35 внебюджетные
7. Строительство комплекса магазинов 7,4 7,4 внебюджетные 1998 год
8. Строительство рынка с магазинами и кафе на 300 мест 56,69 24,7 31,99 1998-1999
10,13 10,13 федеральный бюджет годы
7,2 4,2 3 областной бюджет
39,36 20,5 18,86 внебюджетные
9. Строительство рынка с магазинами 61,62 40,73 20,89 1998-1999
11 11 федеральный бюджет годы
7,4 4,4 3 областной бюджет
43,22 36,33 6,89 внебюджетные
10. Строительство здания для банка, 46,4 18 28,4 1998-1999
страховой компании и 9,87 9,87 федеральный бюджет годы
офисов 36,53 18 18,53 внебюджетные
11. Строительство коммунально-санитарных объектов0,93 0,93 областной бюджет 1998 год
493 220,4 272,6 1998-1999 обеспечение условий для
Стоимость работ по подпрограмме - всего 98,6 98,6 федеральный бюджет годы ведения приграничной торговли
46 20,07 25,93 областной бюджет
348,4 200,33 148,07 внебюджетные