ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.98 N 938 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Постановление
В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации завершить в 1998 году формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций.
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
3. Установить, что управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации финансируются за счет:
средств, включаемых в тарифы на электрическую и тепловую энергию в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2352);
средств, получаемых из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Разрешить Министерству топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с управлениями государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации централизовывать до 10 процентов средств, получаемых этими управлениями из других источников в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, и использовать эти средства на развитие материально-технической базы, разработку методических, нормативно-технических и информационных материалов по энергосбережению, проведение энергетических обследований и мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников государственного энергетического надзора.
Министерству топлива и энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации порядок использования указанных средств.
5. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, вносимые в некоторые постановления Правительства Российской Федерации.
6. Признать утратившими силу:
пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N 447 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 1764);
пункт 11 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 540 "О признании утратившими силу и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 763);
постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 961 "О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4183).
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 1998 г. N 938
1. Государственный энергетический надзор в Российской Федерации (далее именуется - госэнергонадзор) входит в систему Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в Российской Федерации и безопасной эксплуатации энергетических установок.
2. Основной задачей госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее именуются - топливно-энергетические ресурсы) на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
3. В систему госэнергонадзора входят:
структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации;
региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации);
управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения).
Положения о региональных управлениях государственного энергетического надзора и уставы управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации утверждаются Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
4. Руководитель структурного подразделения по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации является главным государственным инспектором по энергетическому надзору Российской Федерации, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по энергетическому надзору Российской Федерации.
Начальники отделов и главные специалисты структурного подразделения по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, руководители региональных управлений государственного энергетического надзора и их заместители, руководители управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации и их заместители являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.
Другие работники госэнергонадзора, осуществляющие энергетический надзор, являются государственными инспекторами по энергетическому надзору.
5. Органы и учреждения госэнергонадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
6. Органы и учреждения госэнергонадзора осуществляют надзор за:
проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.
7. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
8. Органы и учреждения госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах полномочий, предоставляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации;
организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
9. Органы и учреждения госэнергонадзора имеют право:
запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
привлекать по согласованию с руководителями организаций специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора, и составления экспертных заключений.
Учреждения госэнергонадзора имеют право оказывать в установленном Министерством топлива и энергетики Российской Федерации порядке отдельные виды услуг.
10. Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
11. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке.
Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.
12. Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, имеют удостоверения единого образца.
13. Органы и учреждения госэнергонадзора имеют печати со своим наименованием, открывают счета в банках.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 1998 г. N 938
1. В подпункте "ж" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 38, ст. 3684), слова: "Госнефтеинспекции России Министерства топлива и энергетики Российской Федерации или соответствующего территориального органа указанной инспекции" заменить словами: "соответствующего управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации".
2. В подпункте "з" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1632), слова: "Госнефтеинспекции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации или соответствующего территориального органа указанной инспекции" заменить словами: "соответствующего управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации".
3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2352):
а) в наименовании постановления после слова: "органов" включить слова: "и учреждений"
б) в пунктах 1, 2, 3 и 4 слова: "территориальные органы государственного энергетического надзора" заменить словами: "управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации" в соответствующем падеже.