ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")
ПИСЬМО
В Государственный таможенный комитет Российской Федерации поступают многочисленные обращения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу введения в практику института таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Учитывая то, что в соответствии с пунктом 3 Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600 действие свидетельств декларантов на основе договора ограничено до 01.01.99, а также сложившуюся ситуацию во внешнеторговой деятельности, вызванную общим экономическим кризисом в России, разъясняем.
В соответствии с требованиями, регламентированными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", Приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа" (далее - Приказ), распоряжением ГТК России от 19.10.98 N 01-14/1109 "О мерах по выполнению Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600" организации, претендующей на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо подать заявление и представить оформленные соответствующим образом документы, подтверждающие заявленные сведения.
В качестве методического пособия для рассмотрения заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера и принятия таможенным органом решения о ее выдаче, предлагаем использовать методические материалы, приведенные в приложении.
В условиях нынешней ситуации на внешнеторговом рынке и рынке таможенных услуг при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий необходимо сосредоточить внимание на выполнении требований, предусмотренных нормативными правовыми документами, что обеспечит достаточную степень безопасности при допущении организации к работе в качестве таможенного брокера. Такой подход позволит в кратчайшие сроки привести в соответствие с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации практику деятельности посреднических структур (декларантов на основе договора), и таможенным органам иметь реально анализируемую базу для корректировки и координации дальнейшего развития института таможенных брокеров.
При проверке документов и сведений заявителей предлагаем руководствоваться следующим.
1. При анализе бизнес - планов (подпункт "н" пункта 2.2 Приказа) сосредоточить внимание на следующих вопросах:
- финансовый план заявителя, свидетельствующий о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;
- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности и т.п.;
- источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;
- материально - техническое обеспечение организации (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.);
- расчет предполагаемой суммы обеспечения обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей.
При этом обращаем внимание на то, что конкретных требований к составлению бизнес - плана (оформление, объем и т.п.) не предусмотрено. Содержание бизнес - плана не может являться основанием для принятия решения об отказе заявителю в выдаче лицензии.
2. При рассмотрении выполнения требования заявителем об обеспечении выполнения обязательств перед таможенными органами для получения лицензии необходимая и достаточная минимальная сумма обеспечения обязательств для принятия решения о ее выдаче должна быть не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда (п. 5.6 Приказа). При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через свои обособленные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения.
Указанная сумма обеспечения рассчитывается заявителем самостоятельно и необходима таможенному брокеру для получения впоследствии возможности осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку (подпункты "а" и "б" пункта 8.2 Приказа).
3. При рассмотрении документов заявителя, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 2.2 Приказа, временно, до введения института уполномоченных таможенных аудиторов, не требовать их заверения уполномоченными аудиторами. При этом бухгалтерская отчетность должна быть обязательно заверена налоговым органом.
4. Учитывая сжатые сроки введения в действие института таможенных брокеров, рекомендуем принимать бухгалтерскую отчетность заявителя, заверенную налоговым органом в результате проведенной налоговой проверки за последний отчетный период (квартал).
Заместитель Председателя Комитета
генерал - лейтенант таможенной службы
О.Н.СВИРИДОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА1. Общие положения
Главной задачей работы таможенных органов с таможенными брокерами является обеспечение выполнения функций и задач таможенных органов, используя созданный институт посреднических организаций - таможенных брокеров.
Всю работу таможенных органов с этими субъектами предлагается разделить на три основных этапа.
Этап 1. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
Этап 2. Мониторинг за деятельностью таможенного брокера в период срока действия лицензии.
Этап 3. Контроль за организацией, прекращающей деятельность в качестве таможенного брокера.
Этапы работы с таможенными брокерами осуществляют разные подразделения таможенного органа в пределах их компетенции. При этом общее руководство деятельностью таможенных брокеров осуществляют отделы (группы) таможенных режимов (пункт 4 Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600).
Для осуществления вышеперечисленных этапов необходимо привлечение должностных лиц следующих подразделений таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии:
Привлечение функциональных подразделений таможенных органов к работе по организации деятельности таможенных брокеров представляется целесообразным, поскольку это позволит систематизировать принятие решений о выдаче лицензии, равномерно распределить нагрузку на подразделения таможенного органа в процессе работы, привлечь необходимых специалистов, уменьшить личностный фактор отдельного инспектора в процессе принятия решения.
2. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокераГлавной задачей этого этапа является обеспечение объективного принятия решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и исключение заявителей, в отношении которых у таможенного органа существуют сомнения относительно их намерений осуществлять будущую деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации.
Основными факторами для принятия решения должны служить:
1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, регламентированным нормативными правовыми документами о таможенном брокере.
2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово - экономической точки зрения.
3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно опираться на наиболее объективные оценки предполагаемых стремлений и текущей (на момент подачи заявления) способности организации осуществлять свою деятельность без нарушения действующего российского законодательства.
Процесс рассмотрения заявления организации и принятия решения о выдаче лицензии основывается на следующих принципах:
- систематическая оценка стремлений брокера осуществлять свою деятельность без нарушений российского законодательства;
- объективная оценка способности брокера работать без нарушений таможенного и налогового законодательств;
- концентрация всей информации об организации в таможенном органе, принимающем решение о выдаче лицензии;
- независимый контроль, осуществляемый вышестоящим таможенным органом.
Сущность данного этапа заключается в сборе данных о каждом заявителе и их последующей оценке. Каждый заявитель должен пройти через эту проверку. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного брокера (декларанта на основе договора) или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно являться результатом анализа, определяющего возможность потенциального брокера выполнять поставленные перед ним задачи. Должностное лицо, занимающееся таким анализом, должно отнести организацию к одной из следующих зон риска с точки зрения потенциальной проблематичности выполнения ею функций таможенного брокера:
- "черная" зона - большая вероятность невыполнения;
- "белая" зона - малая вероятность невыполнения.
Заявления о выдаче лицензий организациям, попадающим в "черную" зону, должны рассматриваться только при устранении ими причин, которые способствовали отнесению их в эту зону.
Организации, отнесенные к "белой" зоне, могут быть рекомендованы для выдачи лицензии таможенного брокера с перспективой наделения его возможностью осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку и дополнительными правами, предусмотренными нормативными документами о таможенном деле.
В первом этапе можно выделить следующие стадии проверки:
1. Прием и форматно - логическая проверка полученных от заявителя информации и документов.
2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя.
3. Оценка надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
4. Обобщение результатов и подготовка материала для принятия решения.
5. Оформление, выдача лицензии и утверждение технологической схемы взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера.
Каждая из стадий (за исключением 1, 4 и 5) должна проводиться должностными лицами разных подразделений таможенного органа:
Результатами завершения каждой стадии должен быть формализованный документ в виде таблицы с пояснительной запиской (стадия 3 - визирование формализованной формы должностным лицом ОБТП и собственной безопасности), которые являются основанием формирования решения о выдаче лицензии.
Период рассмотрения заявления составляет 30 дней. При этом после прохождения первой стадии документы должны направляться одновременно для прохождения 2 и 3 стадий. В случае возникновения сомнения либо необходимости дополнительной проверки, должностное лицо, ответственное за проведение соответствующей стадии, письменно согласует с руководителем таможенного органа продление срока рассмотрения заявления на своем этапе. Общий срок рассмотрения не должен превышать 90 дней.
Блок - схема рассмотрения заявления на выдачу лицензии:
Целью первой стадии является проверка и анализ данных о заявителе на предмет соответствия следующих требований для получения лицензии:
- наличие и достоверность всех представленных документов, необходимых для принятия заявления о выдаче лицензии;
- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, подлинность и действительность квалификационных аттестатов этих специалистов;
- наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления заявителем функций таможенного брокера;
- наличие условий для ведения учета и предоставления отчетности, отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащих таможенному контролю;
- проверка соответствия сведений заявителя о структурных подразделениях.
Источники для проверки:
- документы, предоставленные заявителем вместе с заявлением;
- офис и другие помещения заявителя;
- письменные и устные сведения, полученные в процессе сбора информации.
В процессе форматно - логической проверки формируется "Дело" заявителя, где концентрируется вся информация о нем (документы, предоставленные заявителем, другими организациями, формализованные сводные таблицы и записки сотрудников таможенного органа).
После контроля полноты представленных документов сотрудник таможенного органа должен их проверить (наличие печатей ГНС на бухгалтерской отчетности, подписей, печатей и т.д.), подготовить и отправить запросы в таможни, в регионе деятельности которых находятся обособленные структурные подразделения, через которые заявитель планирует осуществление брокерской деятельности.
Ответом на запросы должны стать заполненная форма 1С с пояснительной запиской таможни (приложение 1). Проверка структурного подразделения заявителя осуществляется должностными лицами отделов (групп) таможенных режимов таможни, в регионе деятельности которой расположено проверяемое структурное подразделение, и складывается из процесса сбора данных о заявителе и его проверки на выполнение требований, указанных в отчетной форме.
Сбор данных проводится в процессе проверки документов и сведений о заявителе и предполагает контакт сотрудников таможенных органов с лицами, упоминающимися в документах (работниками заявителя, налоговой службы, партнерами и т.д.). Сотрудник таможни обязан посетить офис, иные помещения заявителя для составления представления о фактической деятельности, надежности и стабильности организации, а также ее готовности к выполнению функций таможенного брокера.
В процессе проверки необходимо обратить внимание:
Проверенные данные об организации (структурном подразделении) заносятся в результативную таблицу (форма N 1С).
2.2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя<*> В общей сумме дебиторской задолженности сомнительная и безнадежная задолженность отсутствует.
Показатели платежеспособности:
а) коэффициент текущей ликвидности;
б) промежуточный коэффициент покрытия;
в) общий коэффициент покрытия;
г) удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств.
2.3. Оценка надежности с точки зрения нарушения таможенного законодательстваЦелью этой стадии является проверка заявителя на предмет возможности заниматься деятельностью в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Этот этап осуществляется должностными лицами правоохранительного блока (ОБТП) и отделом собственной безопасности таможенных органов, рассматривающих заявление о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска. В случае положительного заключения правоохранительного блока и отдела собственной безопасности должностные лица этих подразделений визируют форму 3С. В противном случае составляется письменное заключение в форме служебной записки с мотивированными причинами отнесения заявителя к "черной" зоне риска.
2.4. Сбор информации и подготовка к принятию решенияЧетвертая стадия является результирующей трех предыдущих. Целью этой стадии является сбор и концентрация всех документов, результирующих форм и другой информации в одном месте для формирования окончательного решения о возможности выдачи заявителю лицензии. Данную стадию осуществляет отдел (группа) таможенных режимов таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных данных. Сведения из предыдущих стадий заносятся в результирующую форму 3С, которая представляет "Карту таможенного брокера" (приложение 3).
Карта таможенного брокера представляет из себя сводную табличную форму, отражающую основные сведения об организации на протяжении всего срока действия лицензии и позволяет должностному лицу таможенных органов контролировать финансовое состояние организации в процессе осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.
Вместе с формой 3С должностное лицо таможенного органа, занимающееся 4 стадией, готовит заключение на имя руководителя таможенного органа о возможности (невозможности) выдачи заявителю лицензии, а также в зависимости от предполагаемого решения - проект приказа (распоряжения) или письма об отказе в выдаче лицензии.
2.5. Оформление и выдача лицензииВ случае положительного решения и согласия руководителя таможенного органа о выдаче лицензии заявителю должностное лицо, занимающееся 4 стадией, письменно информирует заявителя о принятом положительном решении, оформляет бланк лицензии и ее копий.
Выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов.
После получения лицензии (ее копии) таможенный орган, в регионе деятельности которого таможенный брокер (его структурное подразделение) предполагает свою деятельность, утверждает Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером. Указанный Порядок утверждается на основании единого порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, разработанного и согласованного в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392.
Указанный Порядок может предполагать упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств. Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности использования упрощенного таможенного оформления осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого этот брокер осуществляет операции по таможенному оформлению на основании проверенных сведений о таможенном брокере при рассмотрении заявления о выдаче лицензии.
В зависимости от результатов проверки заявителя и его финансово - материального состояния упрощенное таможенное оформление может включать в себя:
а) упрощение прохождения документальных этапов таможенного контроля и концентрация внимания на фактический этап (досмотр) товаров и транспортных средств, таможенные платежи по которым не превышают индивидуального финансового рейтинга (ИФР) таможенного брокера.
Таможенное оформление товаров, таможенные платежи по которым превышают ИФР таможенного брокера, либо обеспечение обязательств таможенного брокера в этот момент покрывает другие товарные партии, производится на общих основаниях.
б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера.
Возможные случаи использования упрощенного таможенного оформления:
1. Упрощение таможенного оформления, указанное в подпункте "б", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
2. Упрощенное таможенное оформление, указанное в подпункте "а", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера при соблюдении условия, при котором среднемесячная сумма предполагаемых таможенных платежей не превышает ИФР более чем на 50%.
ФОРМА N 1СФорма N 1С
Организация | |
Контролирующий таможенный орган | |
Регион деятельности в качестве таможенного брокера | |
Начало контроля 00.11.98 | |
Окончание контроля 00.11.98 |
Отдел (группа) таможенных режимов | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОБТП | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
Отдел таможенных платежей | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата |
Форма N 2С
Организация | Акционерное общество закрытого типа "БРОКЕР" |
Начало контроля | 00.00.00 |
Окончание контроля 00.00.00 |
Таможенная инспекция | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
Отдел таможенных платежей | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата |
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
Отдел (группа) таможенных режимов | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОБТП | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОСБ | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата |
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
Отдел (группа) таможенных режимов | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОБТП | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОСБ | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата |
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии
Отдел (группа) таможенных режимов | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОБТП | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата | |||
ОСБ | ||||||
должность | Ф.И.О. | (подпись) | дата |
Подписи должностных лиц таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии