Последнее обновление: 07.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")
2. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера
Главной задачей этого этапа является обеспечение объективного принятия решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и исключение заявителей, в отношении которых у таможенного органа существуют сомнения относительно их намерений осуществлять будущую деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации.
Основными факторами для принятия решения должны служить:
1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, регламентированным нормативными правовыми документами о таможенном брокере.
2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово - экономической точки зрения.
3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно опираться на наиболее объективные оценки предполагаемых стремлений и текущей (на момент подачи заявления) способности организации осуществлять свою деятельность без нарушения действующего российского законодательства.
Процесс рассмотрения заявления организации и принятия решения о выдаче лицензии основывается на следующих принципах:
- систематическая оценка стремлений брокера осуществлять свою деятельность без нарушений российского законодательства;
- объективная оценка способности брокера работать без нарушений таможенного и налогового законодательств;
- концентрация всей информации об организации в таможенном органе, принимающем решение о выдаче лицензии;
- независимый контроль, осуществляемый вышестоящим таможенным органом.
Сущность данного этапа заключается в сборе данных о каждом заявителе и их последующей оценке. Каждый заявитель должен пройти через эту проверку. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного брокера (декларанта на основе договора) или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.
Принятие решения о выдаче лицензии должно являться результатом анализа, определяющего возможность потенциального брокера выполнять поставленные перед ним задачи. Должностное лицо, занимающееся таким анализом, должно отнести организацию к одной из следующих зон риска с точки зрения потенциальной проблематичности выполнения ею функций таможенного брокера:
- "черная" зона - большая вероятность невыполнения;
- "белая" зона - малая вероятность невыполнения.
Заявления о выдаче лицензий организациям, попадающим в "черную" зону, должны рассматриваться только при устранении ими причин, которые способствовали отнесению их в эту зону.
Организации, отнесенные к "белой" зоне, могут быть рекомендованы для выдачи лицензии таможенного брокера с перспективой наделения его возможностью осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку и дополнительными правами, предусмотренными нормативными документами о таможенном деле.
В первом этапе можно выделить следующие стадии проверки:
1. Прием и форматно - логическая проверка полученных от заявителя информации и документов.
2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя.
3. Оценка надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
4. Обобщение результатов и подготовка материала для принятия решения.
5. Оформление, выдача лицензии и утверждение технологической схемы взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера.
Каждая из стадий (за исключением 1, 4 и 5) должна проводиться должностными лицами разных подразделений таможенного органа:
Результатами завершения каждой стадии должен быть формализованный документ в виде таблицы с пояснительной запиской (стадия 3 - визирование формализованной формы должностным лицом ОБТП и собственной безопасности), которые являются основанием формирования решения о выдаче лицензии.
Период рассмотрения заявления составляет 30 дней. При этом после прохождения первой стадии документы должны направляться одновременно для прохождения 2 и 3 стадий. В случае возникновения сомнения либо необходимости дополнительной проверки, должностное лицо, ответственное за проведение соответствующей стадии, письменно согласует с руководителем таможенного органа продление срока рассмотрения заявления на своем этапе. Общий срок рассмотрения не должен превышать 90 дней.
Блок - схема рассмотрения заявления на выдачу лицензии:
Целью первой стадии является проверка и анализ данных о заявителе на предмет соответствия следующих требований для получения лицензии:
- наличие и достоверность всех представленных документов, необходимых для принятия заявления о выдаче лицензии;
- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, подлинность и действительность квалификационных аттестатов этих специалистов;
- наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления заявителем функций таможенного брокера;
- наличие условий для ведения учета и предоставления отчетности, отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащих таможенному контролю;
- проверка соответствия сведений заявителя о структурных подразделениях.
Источники для проверки:
- документы, предоставленные заявителем вместе с заявлением;
- офис и другие помещения заявителя;
- письменные и устные сведения, полученные в процессе сбора информации.
В процессе форматно - логической проверки формируется "Дело" заявителя, где концентрируется вся информация о нем (документы, предоставленные заявителем, другими организациями, формализованные сводные таблицы и записки сотрудников таможенного органа).
После контроля полноты представленных документов сотрудник таможенного органа должен их проверить (наличие печатей ГНС на бухгалтерской отчетности, подписей, печатей и т.д.), подготовить и отправить запросы в таможни, в регионе деятельности которых находятся обособленные структурные подразделения, через которые заявитель планирует осуществление брокерской деятельности.
Ответом на запросы должны стать заполненная форма 1С с пояснительной запиской таможни (приложение 1). Проверка структурного подразделения заявителя осуществляется должностными лицами отделов (групп) таможенных режимов таможни, в регионе деятельности которой расположено проверяемое структурное подразделение, и складывается из процесса сбора данных о заявителе и его проверки на выполнение требований, указанных в отчетной форме.
Сбор данных проводится в процессе проверки документов и сведений о заявителе и предполагает контакт сотрудников таможенных органов с лицами, упоминающимися в документах (работниками заявителя, налоговой службы, партнерами и т.д.). Сотрудник таможни обязан посетить офис, иные помещения заявителя для составления представления о фактической деятельности, надежности и стабильности организации, а также ее готовности к выполнению функций таможенного брокера.
В процессе проверки необходимо обратить внимание:
Проверенные данные об организации (структурном подразделении) заносятся в результативную таблицу (форма N 1С).
2.2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя<*> В общей сумме дебиторской задолженности сомнительная и безнадежная задолженность отсутствует.
Показатели платежеспособности:
а) коэффициент текущей ликвидности;
б) промежуточный коэффициент покрытия;
в) общий коэффициент покрытия;
г) удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств.
2.3. Оценка надежности с точки зрения нарушения таможенного законодательстваЦелью этой стадии является проверка заявителя на предмет возможности заниматься деятельностью в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Этот этап осуществляется должностными лицами правоохранительного блока (ОБТП) и отделом собственной безопасности таможенных органов, рассматривающих заявление о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска. В случае положительного заключения правоохранительного блока и отдела собственной безопасности должностные лица этих подразделений визируют форму 3С. В противном случае составляется письменное заключение в форме служебной записки с мотивированными причинами отнесения заявителя к "черной" зоне риска.
2.4. Сбор информации и подготовка к принятию решенияЧетвертая стадия является результирующей трех предыдущих. Целью этой стадии является сбор и концентрация всех документов, результирующих форм и другой информации в одном месте для формирования окончательного решения о возможности выдачи заявителю лицензии. Данную стадию осуществляет отдел (группа) таможенных режимов таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии.
Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных данных. Сведения из предыдущих стадий заносятся в результирующую форму 3С, которая представляет "Карту таможенного брокера" (приложение 3).
Карта таможенного брокера представляет из себя сводную табличную форму, отражающую основные сведения об организации на протяжении всего срока действия лицензии и позволяет должностному лицу таможенных органов контролировать финансовое состояние организации в процессе осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.
Вместе с формой 3С должностное лицо таможенного органа, занимающееся 4 стадией, готовит заключение на имя руководителя таможенного органа о возможности (невозможности) выдачи заявителю лицензии, а также в зависимости от предполагаемого решения - проект приказа (распоряжения) или письма об отказе в выдаче лицензии.
2.5. Оформление и выдача лицензииВ случае положительного решения и согласия руководителя таможенного органа о выдаче лицензии заявителю должностное лицо, занимающееся 4 стадией, письменно информирует заявителя о принятом положительном решении, оформляет бланк лицензии и ее копий.
Выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов.
После получения лицензии (ее копии) таможенный орган, в регионе деятельности которого таможенный брокер (его структурное подразделение) предполагает свою деятельность, утверждает Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером. Указанный Порядок утверждается на основании единого порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, разработанного и согласованного в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392.
Указанный Порядок может предполагать упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств. Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности использования упрощенного таможенного оформления осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого этот брокер осуществляет операции по таможенному оформлению на основании проверенных сведений о таможенном брокере при рассмотрении заявления о выдаче лицензии.
В зависимости от результатов проверки заявителя и его финансово - материального состояния упрощенное таможенное оформление может включать в себя:
а) упрощение прохождения документальных этапов таможенного контроля и концентрация внимания на фактический этап (досмотр) товаров и транспортных средств, таможенные платежи по которым не превышают индивидуального финансового рейтинга (ИФР) таможенного брокера.
Таможенное оформление товаров, таможенные платежи по которым превышают ИФР таможенного брокера, либо обеспечение обязательств таможенного брокера в этот момент покрывает другие товарные партии, производится на общих основаниях.
б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера.
Возможные случаи использования упрощенного таможенного оформления:
1. Упрощение таможенного оформления, указанное в подпункте "б", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
2. Упрощенное таможенное оформление, указанное в подпункте "а", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера при соблюдении условия, при котором среднемесячная сумма предполагаемых таможенных платежей не превышает ИФР более чем на 50%.
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")
