в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 07.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")
отменен/утратил силу Редакция от 18.11.1998 Подробная информация
ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")

2. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера

Главной задачей этого этапа является обеспечение объективного принятия решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и исключение заявителей, в отношении которых у таможенного органа существуют сомнения относительно их намерений осуществлять будущую деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации.

Основными факторами для принятия решения должны служить:

1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, регламентированным нормативными правовыми документами о таможенном брокере.

2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово - экономической точки зрения.

3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Принятие решения о выдаче лицензии должно опираться на наиболее объективные оценки предполагаемых стремлений и текущей (на момент подачи заявления) способности организации осуществлять свою деятельность без нарушения действующего российского законодательства.

Процесс рассмотрения заявления организации и принятия решения о выдаче лицензии основывается на следующих принципах:

- систематическая оценка стремлений брокера осуществлять свою деятельность без нарушений российского законодательства;

- объективная оценка способности брокера работать без нарушений таможенного и налогового законодательств;

- концентрация всей информации об организации в таможенном органе, принимающем решение о выдаче лицензии;

- независимый контроль, осуществляемый вышестоящим таможенным органом.

Сущность данного этапа заключается в сборе данных о каждом заявителе и их последующей оценке. Каждый заявитель должен пройти через эту проверку. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного брокера (декларанта на основе договора) или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.

Принятие решения о выдаче лицензии должно являться результатом анализа, определяющего возможность потенциального брокера выполнять поставленные перед ним задачи. Должностное лицо, занимающееся таким анализом, должно отнести организацию к одной из следующих зон риска с точки зрения потенциальной проблематичности выполнения ею функций таможенного брокера:

- "черная" зона - большая вероятность невыполнения;

- "белая" зона - малая вероятность невыполнения.

Заявления о выдаче лицензий организациям, попадающим в "черную" зону, должны рассматриваться только при устранении ими причин, которые способствовали отнесению их в эту зону.

Организации, отнесенные к "белой" зоне, могут быть рекомендованы для выдачи лицензии таможенного брокера с перспективой наделения его возможностью осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку и дополнительными правами, предусмотренными нормативными документами о таможенном деле.

В первом этапе можно выделить следующие стадии проверки:

1. Прием и форматно - логическая проверка полученных от заявителя информации и документов.

2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя.

3. Оценка надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

4. Обобщение результатов и подготовка материала для принятия решения.

5. Оформление, выдача лицензии и утверждение технологической схемы взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера.

Каждая из стадий (за исключением 1, 4 и 5) должна проводиться должностными лицами разных подразделений таможенного органа:

Стадия проверки Подразделение Кол-во сотрудников Результативный документ Примерный срок проверки Отнесение заявителя
1 Управление (отдел) таможенных режимов 1 Форма 1С, пояснительная записка 17 дней "белая" или "черная" зона
2 Таможенная инспекция и Управление федеральных таможенных доходов (отдел таможенных платежей) 1 Формуляр 2С, пояснительная записка 10 дней "белая" или "черная" зона
3 Правоохранительный блок и собственная безопасность 1 Заключение 10 дней "белая" или "черная" зона
4, 5 Управление (отдел) таможенных режимов 1 Формуляр 3С, пояснительная записка 3 дня выдать или отказать в выдаче лицензии
Всего 3 - 4 30 дней

Результатами завершения каждой стадии должен быть формализованный документ в виде таблицы с пояснительной запиской (стадия 3 - визирование формализованной формы должностным лицом ОБТП и собственной безопасности), которые являются основанием формирования решения о выдаче лицензии.

Период рассмотрения заявления составляет 30 дней. При этом после прохождения первой стадии документы должны направляться одновременно для прохождения 2 и 3 стадий. В случае возникновения сомнения либо необходимости дополнительной проверки, должностное лицо, ответственное за проведение соответствующей стадии, письменно согласует с руководителем таможенного органа продление срока рассмотрения заявления на своем этапе. Общий срок рассмотрения не должен превышать 90 дней.

Блок - схема рассмотрения заявления на выдачу лицензии:

1 этап Прием документов
у заявителя
Формальный контроль Направление документов
заявленных сведений в таможенные органы,
(формуляр 1 + где расположены филиалы
пояснительная записка) заявителя для заключения
(формуляр 1а +
пояснительная записка)
УТР
2 этап Анализ ФХД и обеспечения 3 этап Правоохранительная
обязательств заявителя проверка
(формуляр 2 + (пояснительная записка)
пояснительная записка)
(ТИ) (РТУ БТП)
4 этап Сбор и обобщение всех документов, подготовка решения и
распоряжения (приказа)
(УТР)
5 этап Оформление и выдача лицензии
(УТР)
2.1. Прием и проверка полученных от заявителя информации и документов

Целью первой стадии является проверка и анализ данных о заявителе на предмет соответствия следующих требований для получения лицензии:

- наличие и достоверность всех представленных документов, необходимых для принятия заявления о выдаче лицензии;

- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, подлинность и действительность квалификационных аттестатов этих специалистов;

- наличие материально - технического оснащения, необходимого для осуществления заявителем функций таможенного брокера;

- наличие условий для ведения учета и предоставления отчетности, отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащих таможенному контролю;

- проверка соответствия сведений заявителя о структурных подразделениях.

Источники для проверки:

- документы, предоставленные заявителем вместе с заявлением;

- офис и другие помещения заявителя;

- письменные и устные сведения, полученные в процессе сбора информации.

В процессе форматно - логической проверки формируется "Дело" заявителя, где концентрируется вся информация о нем (документы, предоставленные заявителем, другими организациями, формализованные сводные таблицы и записки сотрудников таможенного органа).

После контроля полноты представленных документов сотрудник таможенного органа должен их проверить (наличие печатей ГНС на бухгалтерской отчетности, подписей, печатей и т.д.), подготовить и отправить запросы в таможни, в регионе деятельности которых находятся обособленные структурные подразделения, через которые заявитель планирует осуществление брокерской деятельности.

Ответом на запросы должны стать заполненная форма 1С с пояснительной запиской таможни (приложение 1). Проверка структурного подразделения заявителя осуществляется должностными лицами отделов (групп) таможенных режимов таможни, в регионе деятельности которой расположено проверяемое структурное подразделение, и складывается из процесса сбора данных о заявителе и его проверки на выполнение требований, указанных в отчетной форме.

Сбор данных проводится в процессе проверки документов и сведений о заявителе и предполагает контакт сотрудников таможенных органов с лицами, упоминающимися в документах (работниками заявителя, налоговой службы, партнерами и т.д.). Сотрудник таможни обязан посетить офис, иные помещения заявителя для составления представления о фактической деятельности, надежности и стабильности организации, а также ее готовности к выполнению функций таможенного брокера.

В процессе проверки необходимо обратить внимание:

Информация в заявлении Источник проверки информации Способ проверки Особый контроль
1 Наименование организации Учредительные и регистрационные документы Сверка
2 Организационно - правовая форма Учредительные и регистрационные документы Сверка
3 Номер свидетельства и дата и место его выдачи Копией свидетельства о гос. регистрации Сверка
4 ИНН Справка из налогового органа Сверка
5 Основные виды деятельности, код ОКПО Справка из Госкомстата РФ, посещение фирмы Сверка
6 Количество учредителей, их состав и доля участия: Учредительные документы Сверка
7 - учредитель 1 - учредитель 2 - ... Учредительные документы Учредительные документы
8 Местонахождение организации Учредительные документы Сверка и посещение
9 Наличие структурных подразделений Учредительные документы и формализованные отчеты таможенных органов, где находятся подразделения, через которые заявитель планирует осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера Сверка, посещение Заключение таможни
10 Сведения о фактических лицах, осуществляющих управленческие функции Приказы о зачислении в штат организации, контракты (договоры) о найме на работу, бизнес - план Сверка, при необходимости - личный контакт
11 Сведения о специалистах по таможенному оформлению Приказы о зачислении в штат организации, контракты (договоры) о найме на работу, квалификационные аттестаты. Учетная карточка специалистов по таможенному оформлению, бизнес - план Сверка, проверка правильности заполнения Учетной карточки специалиста, при необходимости - личный контакт
12 Сведения о материально - технической оснащенности Офис Проверка договора, визуальный контроль
13 Компьютерная техника Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования Проверка договора, визуальный контроль
14 Принтеры Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования Проверка договора, визуальный контроль
15 Ксерокс Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования Проверка договора, визуальный контроль
16 Факс Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования Проверка договора, визуальный контроль
17 Программный продукт Договор купли - продажи, офис либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования Проверка договора, визуальный контроль Проверка наличия лицензии на программный продукт
18 Средства связи Договор купли - продажи, офис либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования Проверка договора, визуальный контроль
19 Модемы Договор купли - продажи, офис либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования Проверка договора, визуальный контроль
20 Сведения о наличии условий для учета и отчетности
21 Офис Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования Проверка договора, визуальный контроль
22 Система охранной сигнализации Документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования, а также договор на установку и обслуживание Проверка договора, визуальный контроль
23 Несгораемый сейф Договор купли - продажи, аренды либо иные документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования Проверка договора, визуальный контроль
24 Сведения о страховании таможенного брокера
Страховая компания Договор страхования Проверка договора, при необходимости - личный контакт
Сумма страхования Договор страхования Проверка договора, при необходимости - личный контакт
Срок страхования Договор страхования Проверка договора, при необходимости - личный контакт

Проверенные данные об организации (структурном подразделении) заносятся в результативную таблицу (форма N 1С).

2.2. Оценка надежности финансово - хозяйственной деятельности заявителя

N п/п Наименование показателя Расчет Пояснения Критическое значение
1. Собственные средства х х
2. Сумма обязательств организации х х
3. Сумма дебиторской задолженности <*> х х
4. Имущество организации х х
5. Фактические оборотные средства х х
6. Фактические основные средства и внеоборотные активы х х
7. Коэффициент независимости стр.1 / стр.4 Показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования Меньше или равно 0,3
8. Удельный вес заемных средств стр.2 / стр.4 Показывает удельный вес заемных средств в общей сумме источников финансирования Больше или равно 0,3
9. Соотношение заемных и собственных средств стр.2 / стр.1 Показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 рубль вложенных в активы собственных средств Больше или равно 1,0
10. Коэффициент обеспеченности собственными средствами стр.5 / (стр.1 - стр.6) Показывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет собственных средств Меньше 0,1


<*> В общей сумме дебиторской задолженности сомнительная и безнадежная задолженность отсутствует.

Показатели платежеспособности:

а) коэффициент текущей ликвидности;

б) промежуточный коэффициент покрытия;

в) общий коэффициент покрытия;

г) удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств.

2.3. Оценка надежности с точки зрения нарушения таможенного законодательства

Целью этой стадии является проверка заявителя на предмет возможности заниматься деятельностью в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Этот этап осуществляется должностными лицами правоохранительного блока (ОБТП) и отделом собственной безопасности таможенных органов, рассматривающих заявление о выдаче лицензии.

Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска. В случае положительного заключения правоохранительного блока и отдела собственной безопасности должностные лица этих подразделений визируют форму 3С. В противном случае составляется письменное заключение в форме служебной записки с мотивированными причинами отнесения заявителя к "черной" зоне риска.

2.4. Сбор информации и подготовка к принятию решения

Четвертая стадия является результирующей трех предыдущих. Целью этой стадии является сбор и концентрация всех документов, результирующих форм и другой информации в одном месте для формирования окончательного решения о возможности выдачи заявителю лицензии. Данную стадию осуществляет отдел (группа) таможенных режимов таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии.

Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных данных. Сведения из предыдущих стадий заносятся в результирующую форму 3С, которая представляет "Карту таможенного брокера" (приложение 3).

Карта таможенного брокера представляет из себя сводную табличную форму, отражающую основные сведения об организации на протяжении всего срока действия лицензии и позволяет должностному лицу таможенных органов контролировать финансовое состояние организации в процессе осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

Вместе с формой 3С должностное лицо таможенного органа, занимающееся 4 стадией, готовит заключение на имя руководителя таможенного органа о возможности (невозможности) выдачи заявителю лицензии, а также в зависимости от предполагаемого решения - проект приказа (распоряжения) или письма об отказе в выдаче лицензии.

2.5. Оформление и выдача лицензии

В случае положительного решения и согласия руководителя таможенного органа о выдаче лицензии заявителю должностное лицо, занимающееся 4 стадией, письменно информирует заявителя о принятом положительном решении, оформляет бланк лицензии и ее копий.

Выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов.

После получения лицензии (ее копии) таможенный орган, в регионе деятельности которого таможенный брокер (его структурное подразделение) предполагает свою деятельность, утверждает Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером. Указанный Порядок утверждается на основании единого порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, разработанного и согласованного в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392.

Указанный Порядок может предполагать упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств. Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности использования упрощенного таможенного оформления осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого этот брокер осуществляет операции по таможенному оформлению на основании проверенных сведений о таможенном брокере при рассмотрении заявления о выдаче лицензии.

В зависимости от результатов проверки заявителя и его финансово - материального состояния упрощенное таможенное оформление может включать в себя:

а) упрощение прохождения документальных этапов таможенного контроля и концентрация внимания на фактический этап (досмотр) товаров и транспортных средств, таможенные платежи по которым не превышают индивидуального финансового рейтинга (ИФР) таможенного брокера.

Таможенное оформление товаров, таможенные платежи по которым превышают ИФР таможенного брокера, либо обеспечение обязательств таможенного брокера в этот момент покрывает другие товарные партии, производится на общих основаниях.

б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера.

Возможные случаи использования упрощенного таможенного оформления:

1. Упрощение таможенного оформления, указанное в подпункте "б", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

2. Упрощенное таможенное оформление, указанное в подпункте "а", может осуществляться таможенным брокером автоматически с принятием решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера при соблюдении условия, при котором среднемесячная сумма предполагаемых таможенных платежей не превышает ИФР более чем на 50%.

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 18.11.98 N 01-15/24086 "О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА")