ПИСЬМО ГТК РФ от 19.12.2000 N 01-06/36951 "О ПРИМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ГТК России направляет Методические рекомендации о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, и Методические рекомендации о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Применять указанные Методические рекомендации с 1 января 2001 года.
Заместитель
председателя Комитета
генерал - майор
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС
Приложение 1
к письму ГТК России
от 19 декабря 2000 г. N 01-06/36951
Методические рекомендации о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации <1>, части второй Налогового кодекса Российской Федерации <2>, Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" <3> и Таможенного кодекса Российской Федерации <4>.
<1> Опубликовано: Собрание законодательства Российский Федерации, 03.08.98, N 31, ст. 3824; 12.07.99, N 28, ст. 3487; 10.01.2000, N 2, ст. 134.
<2> Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
<3> Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3341.
<4> Опубликовано: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст. 2397; 01.01.96, N 1, ст. 4; 28.07.97, N 30, ст. 3586; 24.11.97, N 47, ст. 5341; 15.02.99, N 7, ст. 879.
1. Объект налогообложения1. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
2. Плательщики налога на добавленную стоимость2. Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (далее - налогоплательщик).
Любое заинтересованное лицо вправе уплатить налог на добавленную стоимость, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
3. Налоговые ставки3. Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется в отношении:
- продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;
- по товарам для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными документами ГТК России.
4. В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
4. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость5. Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций) на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:
- таможенной стоимости товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.
В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.
6. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
7. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
8. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
Сндс = (Ст + Пс + Ас) x Н, где
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;
Ас - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
9. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс = (Ст + Пс) x Н, где
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
10. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс = Ст x Н, где
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
11. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Ас - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.
12. Общая сумма налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с пунктами 5 - 11 настоящих Методических рекомендаций.
Если в соответствии с пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога на добавленную стоимость исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов на добавленную стоимость, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.
5. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению13. Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
2) лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
протезно - ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям), ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов (коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России 7102 10 000 0; 7102 21 000 0; 7102 31 000 0);
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением используемых в нумизматических целях), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной рыбопромышленными предприятиями Российской Федерации;
12) сырья, материалов и оборудования, закупаемых предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов;
13) технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; указанная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по налогу на добавленную стоимость, оплаченному до 1 января 1999 года.
14. В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен без уплаты налога на добавленную стоимость, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период, считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога.
15. Порядок таможенного оформления товаров, указанных в подпункте 1 пункта 13 настоящих Методических рекомендаций, доводится до сведения таможенных органов соответствующим нормативным правовым актом ГТК России.
16. Перечень товаров, освобождаемых от налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 13 и подпункте 3 пункта 13 настоящих Методических рекомендаций, доводится до сведения таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными правовыми актами ГТК России.
17. В отношении товаров, указанных в подпунктах 4 - 6, 12, 13 пункта 13 настоящих Методических рекомендаций, решение о предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость принимает ГТК России и доводит до сведения таможенных органов соответствующим нормативным документом.
18. При предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, указанных в подпункте 7 пункта 13 настоящих Методических рекомендаций, руководствоваться порядком, определенным законодательными и нормативными актами в области законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, таможенного законодательства Российской Федерации, гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
19. Льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, указанных в подпунктах 12, 13 пункта 13 настоящих Методических рекомендаций, предоставляются до 31 декабря 2001 г.
20. До 1 июля 2001 г. при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.
Происхождение товара с таможенной территории государства - участника СНГ удостоверяется представлением в таможенный орган, производящий таможенное оформление, декларации - сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 (приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям) либо иным способом, определяемым ГТК России.
6. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации21. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:
1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено главой 5 настоящих Методических рекомендаций;
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком согласно установленному порядку уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, согласно порядку, предусмотренному таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства налог на добавленную стоимость не уплачивается;
4) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог на добавленную стоимость уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;
5) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость согласно порядку, предусмотренному таможенным законодательством Российской Федерации;
6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость согласно порядку, предусмотренному таможенным законодательством Российской Федерации;
7) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев, согласно порядку, определяемому ГТК России.
22. При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
7. Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость23. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
24. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, установленном ГТК России.
25. Налог на добавленную стоимость уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налог на добавленную стоимость уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на добавленную стоимость на счета таможенных органов Российской Федерации.
По письменному разрешению ГТК России налог на добавленную стоимость может уплачиваться на счета Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
26. По желанию плательщика налог на добавленную стоимость может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
27. Уплата сумм налога на добавленную стоимость в различных видах валют допускается с согласия таможенного органа.
28. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате налога на добавленную стоимость производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, - на день уплаты.
29. Подлежащая уплате сумма налога на добавленную стоимость при ее исчислении округляется по правилам округления до второго знака после запятой.
30. Налог на добавленную стоимость может уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.
Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа, должны быть оформлены в форме платежных поручений или других платежных документов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации и ГТК России.
8. Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога на добавленную стоимость31. Суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога на добавленную стоимость подлежат зачету или возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
о порядке применения НДС
в отношении товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации
<*> Для целей применения настоящего перечня необходимо пользоваться как кодом по ТН ВЭД России, так и наименованием товара.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
о порядке применения НДС
в отношении товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации
<*> При предоставлении льготы по НДС в отношении перечисленных товаров следует руководствоваться как кодом товара по ТН ВЭД России, так и кратким наименованием товара.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
о порядке применения НДС
в отношении товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации
\r\n
\r\n
Приложение 2
к письму ГТК России
от 19 декабря 2000 г. N 01-06/36951
Настоящие Методические рекомендации изданы на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации <1>, части второй Налогового кодекса Российской Федерации <2>, Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" <3>, Таможенного кодекса Российской Федерации <4> и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99 N 1008 "О марках акцизного сбора" <5>.
<1> Собрание законодательства Российский Федерации, 03.08.98, N 31, ст. 3824; 12.07.99, N 28, ст. 3487; 10.01.2000, N 2, ст. 134.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3341.
<4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст. 2397; 01.01.96, N 1, ст. 4; 28.07.97, N 30, ст. 3586; 24.11.97, N 47, ст. 5341; 15.02.99, N 7, ст. 879.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 13.09.99, N 37, ст. 4502; 24.04.2000, N 17, ст. 1884.
I. Общие положения1.1. Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
1.2. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
- лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
В целях настоящих Методических рекомендаций ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;
7) автомобили легковые и мотоциклы;
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
1.3. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России.
1.4. Освобождается от уплаты акцизов ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции при реализации указанных соглашений.
Положения настоящего пункта распространяются на ввоз подакцизных товаров (за исключением табачной продукции, алкогольной продукции, легковых автомобилей) инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами.
Решение об освобождении от акциза в отношении указанных подакцизных товаров принимает ГТК России и доводит до сведения таможенного органа, производящего таможенное оформление.
1.5. Налоговые ставки (далее - ставки акцизов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являются едиными на всей территории Российской Федерации и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов.
Размеры ставок акцизов, применяемые при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
II. Плательщики акцизовПри ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачивает непосредственно декларант либо иное лицо в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (далее - налогоплательщик).
Любое заинтересованное лицо вправе уплатить акцизы, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несет ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату акцизов.
III. Порядок, сроки уплаты акцизов и особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации3.1. При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты акцизов в порядке, установленном ГТК России.
3.2. По товарам, подлежащим обязательной маркировке акцизными марками установленного образца, оплата марок является авансовым платежом по акцизам.
Ставки авансового платежа в форме приобретения акцизных марок утверждаются Правительством Российской Федерации.
Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлена в размере:
0,75 рубля - на алкогольную продукцию;
0,075 рубля - на табак и табачные изделия.
Порядок приобретения акцизных марок, представления в таможенные органы отчета об их использовании и возврата таможенными органами денежных средств, уплаченных при покупке марок, устанавливается ГТК России по согласованию с Минфином России.
3.3. По желанию плательщика, акцизы могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
3.4. Уплата акцизов в различных видах валют допускается только с согласия таможенного органа.
3.5. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате акцизов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, - на день уплаты.
При пересчете иностранной валюты в валюту Российской Федерации и валюты Российской Федерации в иностранную валюту полученная сумма округляется по правилам округления до второго знака после запятой.
3.6. Акцизы уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, акцизы уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы акцизов на счета таможенных органов Российской Федерации.
По письменному разрешению ГТК России акцизы могут уплачиваться на счета ГТК России. Указанное разрешение выдается на основании письменного обращения плательщика в ГТК России. В этом случае таможенные органы принимают выписки банка и платежные поручения на перечисление денежных средств на счета ГТК России при наличии подтверждения ГТК России о поступлении уплаченных денежных средств на эти счета.
3.7. Акцизы могут уплачиваться таможенному органу как по безналичному расчету, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.
Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа, ГТК России должны быть оформлены в форме платежных поручений или других платежных документов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России.
3.8. Акцизы исчисляются и уплачиваются в соответствии с условиями избранного таможенного режима, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При исчислении подлежащих уплате сумм акцизов в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации полученная сумма округляется по правилам округления до второго знака после запятой.
3.9. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:
1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;
2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которого он был освобожден, либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации;
5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
3.10. При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, не предназначенных для производственной или иной деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты акциза в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Уплата акциза при перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров производится в соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами ГТК России.
IV. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации4.1. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база (с учетом положений раздела III настоящих Методических рекомендаций) определяется:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме, в рублях и копейках за единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.
При освобождении от уплаты таможенной пошлины в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты суммы акциза условно начисленная сумма таможенной пошлины не включается.
В случае освобождения от уплаты акциза для целей учета в налогооблагаемую базу для его исчисления условно начисленная сумма таможенной пошлины включается.
4.2. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров, в отношении которых налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам акцизов, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории.
4.3. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории Российской Федерации налоговая база определяется в соответствии с положениями пунктов 4.1 и 4.2 настоящих Методических рекомендаций.
V. Порядок исчисления акцизов5.1. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии с положениями раздела IV настоящих Методических рекомендаций:
С = Н x А,
где:
С - сумма акциза;
Н - налоговая база (таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины);
А - ставка акциза в процентах.
5.2. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, исчисляется как произведение соответствующей ставки акциза и налоговой базы, исчисленной в соответствии с положениями раздела IV настоящих Методических рекомендаций:
С = А x Кт,
где:
С - сумма акциза;
А - ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;
Кт - количество товара (в единице измерения, за которую установлена данная ставка акциза).
5.3. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза и которые подлежат маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок:
Спл = Собщ - См,
где:
Спл - сумма акциза, подлежащая уплате;
Собщ - общая сумма акциза по товарам декларируемой партии, отнесенным к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:
Собщ = SUM Ст,
SUM - знак суммы;
Ст - сумма акциза в отношении товаров определенной емкости или расфасовки, рассчитанная по формуле:
Ст = Кт x Ку x А x Кк <*>,
где:
Кт - количество товаров определенной емкости или расфасовки (для табачных изделий - количество пачек, для алкогольной продукции - количество бутылок или иных емкостей);
Ку - коэффициент, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку (для табачных изделий - количество изделий в пачке, для алкогольной продукции - объем бутылок или иных емкостей);
А - ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения;
Кк - коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции (крепость);
<*> Коэффициент Кк используется в случае, если ставка акциза установлена за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
См - часть суммы акциза, уплаченная при покупке акцизных марок за товары декларируемой партии, отнесенные к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:
где:
Стм - стоимость акцизной марки в рублях, установленная Правительством Российской Федерации;
Км - количество марок.
5.4. Общая сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых данным налогом по разным ставкам акцизов, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.
5.5. Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, предъявленным к таможенному оформлению до 1 июля 2001 года, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.
Порядок зачета суммы акциза доводится до сведения таможенных органов нормативными правовыми актами ГТК России.
VI. Особенности налогообложения подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформленияВ случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, особенности налогообложения подакцизных товаров, происходящих из такого государства или выпущенных в свободное обращение на его территории и ввозимых на территорию Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок налогообложения таких товаров доводится до сведения таможенных органов нормативными правовыми актами ГТК России.
VII. Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм акцизовВозврат или зачет в счет предстоящих таможенных платежей суммы излишне уплаченного или излишне взысканного акциза производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Методическим рекомендациям
о порядке применения акцизов
в отношении товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации
<1> Акцизами облагаются напитки, называемые безалкогольным пивом с концентрацией этилового спирта не более 0,5 об.%.
<2> Натуральные виноградные вина - "вина, получаемые полным или неполным сбраживанием сусла или мезги и содержащие этиловый спирт только эндогенного (естественного) брожения" (ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия"; ГОСТ Р 50208-92 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия").
Натуральные виноградные вина (белые, розовые, красные) с содержанием этилового спирта естественного брожения до 14 об.% обычно подразделяются на:
сухие вина (содержание остаточного сахара не более 0,3 г/100 мл);
полусухие вина (содержание остаточного сахара 0,5 - 3,0 г/100 мл);
полусладкие вина (содержание остаточного сахара 3,0 - 8,0 г/100 мл).
<3> Виноградное сусло - сусло, брожение которого было предотвращено или приостановлено путем добавки спирта (Дополнительное примечание 4 к группе 22 ТН ВЭД России).
<4> Обработанные виноматериалы - виноматериалы для производства винопродукции, соответствующие требованиям технологической инструкции для вина определенного наименования, поставляемые на винодельческие предприятия в железнодорожных цистернах, автоцистернах и морским транспортом, емкостью наливом не менее 1000 дал и предназначенные после обработки и фильтрования для обязательной расфасовки (розлива) в потребительскую тару (ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия"; ГОСТ 28615-90 "Виноматериалы плодовые обработанные. Общие технические условия").
<5> Специальные вина (в том числе крепленые вина) - "вина, получаемые полным или неполным сбраживанием сусла или мезги с добавлением этилового спирта" (вина типа "портвейн", "мадера", "марсала", "херес", "мускат", "кагор", "токайское", "малага" и другие крепленые вина) (ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия").
<6> Спирт питьевой - продукт крепостью 95 об.%, "представляющий собой смесь этилового ректификованного (неденатурированного) спирта высшей очистки с умягченной водой, подвергнутой фильтрации и выдержке". (ГОСТ 5963-67 "Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия").
<7> Коньячный спирт (молодой) - продукт крепостью 62,0 - 70,0 об.%, полученный путем фракционированной дистилляции коньячных виноматериалов, находящийся без контакта с древесиной дуба, соответствующий требованиям, указанным в ГОСТ Р 51145-98 "Спирты коньячные. Технические условия", и поставляемый в емкостях наливом не менее 200 л для использования в производстве на винодельческих предприятиях.
<8> Коньячный спирт выдержанный - продукт крепостью 55,0 - 70,0 об.%, получаемый путем выдержки молодого коньячного спирта в дубовых бочках или емкостях, загруженных дубовой клепкой, соответствующий требованиям, указанным в ГОСТ Р 51145-98 "Спирты коньячные. Технические условия", и поставляемый в емкостях наливом не менее 200 л для использования на винодельческих предприятиях.
<9> Не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, разлитые в емкости объемом не более 100 мл, зарегистрированные Минздравом России в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.97 N 659 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" <*>, и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 09.06.97, N 23, ст. 2691.
Освобождение от акциза в отношении спиртосодержащих лекарственных, лечебно - профилактических, диагностических средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, предоставляется таможенными органами, производящими их таможенное оформление, только при представлении в момент таможенного оформления одного из следующих документов:
- копии регистрационного удостоверения Минздрава России или Минздравмедпрома России о государственной регистрации данного товара в качестве лекарственного средства или изделия медицинского назначения, заверенной в установленном порядке;
- подтверждения Минздрава России о государственной регистрации данного товара в качестве лекарственного средства или изделия медицинского назначения;
- лицензии, дающей право на ввоз лекарственных средств, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
<10> Не рассматриваются как подакцизные товары подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, прошедшие государственную регистрацию в Минсельхозпроде России (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции" <*>) и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.96, N 31, ст. 3755; 14.09.98, N 37, ст. 4634; 06.09.99, N 36, ст. 4401.
<11> Не рассматриваются как подакцизные товары препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости объемом не более 100 мл, прошедшие государственную регистрацию в Департаменте ветеринарии Минсельхозпрода России (в соответствии с пунктом 6 Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.93 N 1162 "Об утверждении Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" <*>) и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.93, N 47, ст. 4537.
Освобождение от акциза в отношении препаратов ветеринарного назначения, ввозимых на территорию Российской Федерации, предоставляется таможенными органами, производящими их таможенное оформление, только при представлении в момент таможенного оформления одного из следующих документов:
- копии регистрационного удостоверения Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России (далее - Департамент) о государственной регистрации данного товара в качестве ветеринарного препарата, заверенной в установленном порядке;
- подтверждения Департамента о государственной регистрации данного товара;
- лицензии, дающей право на ввоз лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
<12> Не рассматривается как подакцизные товары парфюмерно - косметическая продукция, разлитая в емкости объемом не более 270 мл, прошедшая государственную регистрацию:
- до 1 октября 1999 года - в Минсельхозпроде России или Минэкономики России (Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции" <1>, от 13.08.97 N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья" <2>, пункт 4 и пункт 7 Изменений и дополнений, внесенных в некоторые решения Правительства Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.98 N 1069 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 559 и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" <3>, пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.99 N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно - косметической продукции (средств)" <4>);
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.96, N 31, ст. 3755; 14.09.98, N 37, ст. 4634; 06.09.99, N 36, ст. 4401.
<2> Российская газета, N 163, 23.08.97.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 14.09.98, N 37, ст. 4634.
<4> Российская газета, N 172, 03.09.99.
- с 1 октября 1999 года - в Минздраве России (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.99 N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно - косметической продукции (средств)").
<13> Спирт - сырец - продукт любой концентрации этилового спирта, содержащий: сивушные масла, в пересчете на смесь изоамилового и изобутилового спиртов (3:1), более 15 мг, но не более 5000 мг в 1 л безводного спирта; альдегиды, в пересчете на уксусный, более 10 мг, но не более 300 мг в 1 л безводного спирта; эфиры, в пересчете на уксусно - этиловый, более 50 мг, но не более 500 мг на 1 л безводного спирта; метиловый спирт, в пересчете на безводный спирт, не более 013%; и другие примеси. Получают из различных видов зерна (кроме бобовых культур), картофеля, сахарной свеклы, сахара - сырца, мелассы и другого сахаро- и крахмалосодержащего пищевого сырья путем сбраживания и последующей перегонки в брагоперегонном аппарате. Предназначен для дальнейшей переработки на предприятиях России (ГОСТ 5962-67* "Спирт этиловый ректификованный. Технические условия"; ГОСТ 131-67 "Спирт этиловый - сырец. Технические условия").
<14> Курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.
Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).
В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с предприятием - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной в установленном порядке копии договора между импортером и потребителем товара, лицензии, подтверждающей право заниматься поставками товара на российский рынок, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.
При таможенном оформлении курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в режиме выпуска для свободного обращения таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.
Для расчета суммы акциза для табака курительного и табака трубочного используется масса товара с учетом его первичной упаковки, т.е. упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
<15> Ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея.
Ювелирной галантереей признаются изделия культурно - бытового назначения, изготовленные из недрагоценных материалов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений и предметов быта (РД 117-3-002-95 "Изделия ювелирные, ритуально - обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея. Основные термины и определения").
<16> Легковым автомобилем, классифицируемым в товарной позиции 8702, является транспортное средство, предназначенное для перевозки 10 человек, включая водителя, и имеющее следующую компоновку сидений для водителя и пассажиров:
- первый ряд - сиденья для водителя и пассажиров;
- второй ряд (расположен параллельно первому) - сиденья для пассажиров;
- третий и четвертый ряды (расположены параллельно друг другу и перпендикулярно второму ряду) - сиденья для пассажиров.