ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 23.10.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" (2001-2002 годы)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.2002 N 767)
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" (2001-2002 ГОДЫ)Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки.
Содержащиеся в федеральной целевой программе "Одаренные дети" (далее именуется - Программа) мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
Опыт реализации Программы в 1998-1999 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации.
На основе Программы в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены региональные программы.
В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция "Одаренность", в которой сделана попытка выработки общей позиции специалистов по детской одаренности.
Создана и успешно функционирует поддерживаемая Программой система всероссийских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Заметнее становятся успехи российских детей и на международных олимпиадах.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий.
В рамках Программы издана библиотека "Одаренные дети", в которую вошли 17 научных, учебно-методических и практических пособий по работе с одаренными детьми.
Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов - одаренных детей из разных регионов Российской Федерации.
Укреплена материально-техническая база ведущих учреждений, центров, экспериментальных площадок, работающих с одаренными детьми.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы.
В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий).
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
осуществление поддержки одаренных детей;
развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы.
Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Предусматривается развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми.
Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на федеральном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции.
Предусматривается внедрение инновационных моделей учреждений для одаренных детей, создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, воспитателей, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение федерального банка данных "Одаренные дети".
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 9,58 млн. рублей, в том числе на:
развитие и поддержку учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми, - 2,8 млн. рублей;
осуществление государственной поддержки одаренных детей - 5,98 млн. рублей;
методическую работу - 0,4 млн. рублей;
информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы - 0,4 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 28,62 млн. рублей и средства внебюджетных источников - 5,35 млн. рублей.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Для оперативного управления Программой, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий при Министерстве образования Российской Федерации создаются исполнительная дирекция и координационный совет Программы.
Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
Оценка эффективности реализации Программы
В результате от реализации Программы будет увеличено число одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка, и расширена сеть учреждений, работающих с одаренными детьми, что позволит повысить творческий потенциал Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" (2001-2002 ГОДЫ)Срок исполнения | Исполнители | Стоимость (млн. рублей) | Ожидаемые результаты | |||||||||
федеральный бюджет | бюджеты субъектов Российской Федерации | внебюджетные источники | ||||||||||
2001-2002 годы - всего | в том числе | |||||||||||
2001 год | 2002 год | 2001-2002 годы - всего | в том числе | 2001-2002 годы - всего | в том числе | |||||||
2001 год | 2002 год | 2001 год | 2002 год | |||||||||
Развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми | ||||||||||||
Целевая поддержка всероссийских очно-заочных школ, работающих с одаренными детьми | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 3 | 1,5 | 1,5 | поддержка 5 всероссийских школ | |||
Целевая поддержка работы летних творческих школ, лабораторий, мастер-классов по различным направлениям образовательной деятельности | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 3,6 | 1,8 | 1,8 | поддержка 4 творческих школ | |||
Целевая поддержка развития региональных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | поддержка 20 учреждений | |||
Целевая поддержка школ-интернатов для одаренных детей | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | поддержка 10 школ-интернатов | ||||||
Осуществление государственной поддержки одаренных детей | ||||||||||||
Выделение ежегодных государственных стипендий (премий) одаренным детям | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 1 | 0,5 | 0,5 | 480 стипендий | ||||||
Целевая поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах, конкурсах | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 2,28 | 1,64 | 1,64 | 6,72 | 3,36 | 3,36 | 1 | 0,5 | 0,5 | 15 всероссийских и 4 международные олимпиады |
Поддержка одаренных детей-инвалидов и создание условий для их выявления, развития и социализации | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России Госкомспорт России | 0,3 | 0,15 | 0,15 | 1,95 | 0,975 | 0,975 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 5 видов индивидуальных программ, поддержка 150 одаренных детей-инвалидов |
Издание творческих работ учащихся - победителей всероссийских конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др. | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 10 сборников | ||||||
Проведение всероссийских фестивалей детского художественного творчества | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 0,5 | 0,25 | 0,25 | 4 | 2 | 2 | 0,25 | 0,125 | 0,125 | 2 фестиваля |
Организация и проведение мероприятий различной досуговой направленности | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,3 | 0,15 | 0,15 | 0,95 | 0,475 | 0,475 | 0,3 | 0,15 | 0,15 | 5 мероприятий |
Проведение всероссийских спортивных игр учащихся | 2001-2002 годы | Минобразование России Госкомспорт России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 3,3 | 1,65 | 1,65 | игры по 20 видам спорта | |||
Проведение творческой смены победителей всероссийских и международных конкурсов и фестивалей во Всероссийском детском центре "Орленок" | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 смены | |||
Развитие системы работы с кадрами | ||||||||||||
Целевая поддержка федеральной очно-заочной школы педагогического мастерства специалистов, работающих с одаренными детьми | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 4 потока очно-заочных курсов | ||||||
Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,5 | 0,25 | 0,25 | создание программы повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми | ||||||
Проведение всероссийских курсов по подготовке кадров для региональных центров повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 8 потоков курсов повышения квалификации по зонам | ||||||
Научная и методическая работа | ||||||||||||
Разработка и издание учебно-методической литературы серии "Библиотека "Одаренные дети" | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 1,2 | 0,6 | 0,6 | разработка и издание 6 пособий | |||
Контроль состояния работы с одаренными детьми в Российской Федерации | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | аналитический отчет о состоянии работы с одаренными детьми в Российской Федерации | ||||||
Информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы | ||||||||||||
Издание информационных материалов в помощь педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям | 2001-2002 годы | Минобразование России Минкультуры России | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | подготовка и издание ежегодника Программы | |||
Пополнение федерального банка данных, поддержка информационных страниц Программы в сети Интернет | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,1 | 0,05 | 0,05 | поддержка информационных страниц Программы в сети Интернет, пополнение банка данных Программы | |||
Проведение организационно-методических мероприятий по Программе | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,05 | организация работ, открытых конкурсов по отбору поставщиков товаров, работ, услуг, мониторинг исполнения государственных контрактов, экспертиза выполненных работ по Программе | |||
в том числе содержание исполнительной дирекции Программы | 0,05 | 0,05 | ||||||||||
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.2002 N 767) | ||||||||||||
Всего по Программе | 9,58 | 4,79 | 4,790 | 28,62 | 14,31 | 14,31 | 5,35 | 2,675 | 2,675 |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Российской Федерации
от 25 августа 2000 г.
N 625