ПИСЬМО МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807 "СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА" (извлечения)



В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ:


Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Вышеуказанный Федеральный закон, опубликованный в "Российской газете" 31.05.2002, в этой части вступил в силу с 01.07.2002.

Что касается постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", то необходимо иметь в виду следующее.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Обязанности и исключительные полномочия по охране указанных объектов на подразделения вневедомственной охраны указанным постановлением не возложены.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 27.05.96 N 57-ФЗ "О государственной охране" установлено, что государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-разыскных, технических и иных мер.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что подразделения вневедомственной охраны МВД России не обладают исключительными полномочиями в отношении услуг по охране объектов, подлежащих государственной охране, указанные налогоплательщики обязаны исчислять налог на добавленную стоимость от стоимости оказанных услуг и уплачивать его в установленном законом порядке. (Письмо МНС России от 05.12.2002 N 03-1-09 /3089/17-АП481).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Таким образом, указанная норма применяется при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на эти органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности, и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с учетом изменений и дополнений), Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением.

Следовательно, положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не могут быть применены к услугам по доставке пенсий, оказываемым отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации. (Письмо МНС России от 23.12.2002 N 03-1-09/3259/17-АС571).