в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпроса СССР от 20.02.78 N 24 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ"
не действует Редакция от 20.02.1978 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпроса СССР от 20.02.78 N 24 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ"

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Должности руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ.

2. Должности педагогических работников министерств просвещения (народного образования) союзных республик и АССР, облоно, рай(гор)оно.

3. Должности руководящих и педагогических работников институтов усовершенствования учителей, рай(гор)методкабинетов.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Должностные обязанности. Руководит на основе Устава средней общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы. Организует педагогический коллектив на достижение высокой эффективности учебно-воспитательной работы, обеспечение единства обучения и коммунистического воспитания учащихся, использование эффективных методов преподавания, научной организации труда в учебно-воспитательном процессе. Обеспечивает всеобщее обязательное обучение детей в закрепленном участке административного района. Осуществляет контроль за выполнением учебных планов и программ, идейно-политической направленностью преподавания, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы. Организует работу по профессиональной ориентации учащихся. Оказывает помощь и содействие комсомольской и пионерской организациям, ученическому самоуправлению школы. Организует работу школы с родителями учащихся, общественностью и предприятиями, осуществляющими шефство над школой. Обеспечивает правильную расстановку педагогических кадров, создает необходимые условия для повышения идейно-теоретического уровня и квалификации работников, организует и расширяет учебно-техническую и материальную базу школы. Обеспечивает учет и хранение оборудования, его эффективное и педагогически оправданное применение в учебно-воспитательном процессе. Отвечает за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности. Устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом средней общеобразовательной школы круг обязанностей работников школы. Руководит педагогическим советом, работой библиотеки; организует питание учащихся, подвоз их в школу, летнюю оздоровительную работу. Издает приказы и решает все вопросы, связанные с деятельностью школы, в пределах предоставленных ему прав; распределяет обязанности между заместителями директора и другими членами педагогического коллектива, а также обслуживающим персоналом школы; представляет учителей и других работников школы, особо отличившихся в труде, к поощрениям и наградам, налагает взыскания в пределах своей компетенции. Обеспечивает правильное ведение делопроизводства и школьной документации, своевременную отчетность, сохранность школьного имущества, рациональное использование бюджетных средств.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания молодежи; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик по организации школьного дела, совершенствованию общего среднего образования и коммунистического воспитания молодежи; педагогику и педагогическую психологию; основы экономики народного образования; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Должностные обязанности. Организует на основе Устава средней общеобразовательной школы учебно-воспитательный процесс в школе. Обеспечивает выполнение учебных программ педагогическим коллективом. Осуществляет внутришкольное руководство и контроль за работой учителей, качеством знаний, успеваемостью учащихся и их поведением, работой предметных кружков и проведением факультативных занятий. Организует работу по оснащению учебных кабинетов наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнение школьных библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами. Участвует в расстановке педагогических кадров. Распространяет передовой педагогический опыт, организует методическую работу по предметам и повышение квалификации учителей. Регулирует учебную нагрузку учащихся, руководит работой классных руководителей и осуществляет контроль за правильностью оценки знаний. Организует подготовку и проведение экзаменов. Составляет отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы. Организует работу с родителями, руководит пропагандой педагогических знаний в закрепленном участке административного района.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания молодежи; учебные планы и программы; организацию учебно-воспитательного процесса; приказы, инструкции и другие нормативные документы Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик по вопросам организации школьного дела, совершенствования общего среднего образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения; педагогику и педагогическую психологию; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

УЧИТЕЛЬ

Должностные обязанности. Проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне обучение учащихся по соответствующему предмету. Добивается от учащихся прочных и глубоких знаний, формирует у них умение и навыки, готовит к практическому применению полученных знаний. Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся. Планирует учебный материал по соответствующему предмету, обеспечивает выполнение учебной программы, участвует в методической работе. Вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедряет наиболее эффективные формы, методы и технические средства обучения. Разрабатывает планы оснащения учебного кабинета по соответствующему предмету и пополнения его современным оборудованием. Осуществляет коммунистическое воспитание учащихся. Проводит внеклассную воспитательную работу, факультативные занятия. Руководит предметными и другими кружками. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, ведет учет посещаемости занятий. Изучает личные качества учащихся, участвует в работе с их родителями. Контролирует выполнение требований техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по коммунистическому воспитанию молодежи; предмет, его содержание и практическое применение; место и значение предмета в системе знаний, а также в формировании научного мировоззрения учащихся; советскую педагогику и педагогическую психологию; формы и методы обучения и воспитания учащихся, разрабатываемые советской педагогической наукой; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Должностные обязанности. Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Организует учебу актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Оказывает методическую помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Организует обмен опытом работы классных руководителей, обобщает и распространяет передовой опыт воспитательной работы. Устанавливает связь с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий. Организует вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, поддерживает связь с руководителями этих кружков и секций.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства, ЦК ВЛКСМ, приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по организации и совершенствованию учебно-воспитательной работы школы; советскую педагогику и педагогическую психологию; содержание и методы воспитательной работы; основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

СТАРШИЙ ПИОНЕРВОЖАТЫЙ

Должностные обязанности. Организует на основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и Положения о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми, учителями школы, работниками внешкольных учреждений, дворцов и Домов культуры, театров и кинотеатров работу пионерской дружины школа. Воспитывает у пионеров преданность и любовь к Советской Родине, Коммунистической партии и народу, любовь к труду, сознательную дисциплину, настойчивость в достижении цели, умение преодолеть трудности. Организует пионерскую работу в школе, по месту жительства детей, в пионерском лагере. Развивает активность, самодеятельность и инициативу пионеров, воспитывает коллектив в духе сплочения и дружбы. Подбирает из числа лучших комсомольцев отрядных пионерских вожатых, руководителей кружков, секций; организует их систематическую учебу; направляет и контролирует их работу. Проводит систематическую учебу пионерского актива; направляет работу пионерских отрядов, актива и совета дружины; совместно с советом дружины подбирает и учит вожатых октябрятских групп и звездочек. Готовит октябрят к вступлению в ряды юных ленинцев и совместно с комитетом комсомола школы - пионеров к вступлению в комсомол.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе, руководящие документы ЦК ВЛКСМ по проблемам деятельности комсомола и вопросам пионерского движения; основы советской педагогики и педагогической психологии; содержание, формы и методы работы с пионерами; порядок ведения необходимой документации.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

ВОЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Должностные обязанности. Организует, планирует и проводит на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по начальной военной подготовке и гражданской обороне. Осуществляет руководство работой преподавателей по военно-технической подготовке, гражданской обороне и подготовке санитарных дружинниц. Ведет учет успеваемости и посещаемости занятий. Вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания. Изучает личные качества и индивидуальные особенности учащихся-юношей, готовит их к службе в Вооруженных Силах СССР. Руководит кружками по изучению основ военного дела, организует проведение военно-спортивных игр. Готовит совместно с учителями физкультуры учащихся к сдаче норм комплекса ГТО по стрельбе, гранатометанию и пребыванию в противогазе. Участвует в планировании мероприятий школы по военно-патриотической работе и осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся. Организует шефство воинской части и максимально использует ее помощь в совершенствовании обучения и военно-патриотического воспитания учащихся. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы по начальной военной подготовке. Ведет учет, организует хранение и ремонт оружия и военного имущества. Осуществляет соблюдение мер безопасности при проведении занятий с оружием, боевой техникой и боеприпасами. Составляет отчетность по установленной форме.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по организации начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся; Уставы и наставления Вооруженных Сил СССР; материальную часть табельного оружия, приборы, военно-технического учебного имущества, технические средства обучения; формы и методы проведения начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания; основы советской педагогики и психологии; формы и порядок составления учебной и отчетной документации; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья школьников.

Квалификационные требования. Высшее или среднее военное образование.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ИНТЕРНАТОМ ПРИ ШКОЛЕ

Должностные обязанности. Руководит всеми видами деятельности интерната, направленной на реализацию решений партии и правительства о школе, внедряет в практику учебно-воспитательного процесса нормативные документы Министерства просвещения СССР, обеспечивает всестороннее развитие и культурный досуг учащихся в условиях пришкольного интерната. Отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса во внеурочное время и хозяйственно-финансовую деятельность, за создание всех необходимых условий для охраны жизни и здоровья учащихся. Осуществляет контроль за работой воспитателей. Обеспечивает создание необходимых условий быта, правильную организацию питания учащихся, проживающих в интернате. Направляет деятельность воспитателей и младшего обслуживающего персонала на достижение высокой эффективности учебно-воспитательной работы во внеурочное время, обеспечивает единство обучения и воспитания. Способствует развитию творческой инициативы работников и учащихся интерната. Принимает меры по созданию в интернате безопасных для здоровья условий самообслуживающего труда учащихся и младшего обслуживающего персонала, по развитию и совершенствованию материально-технической базы интерната. Осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда, санитарных и противопожарных правил. Организует связь интерната, школы, шефов и родителей. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: руководящие документы партии и правительства по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы в системе народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструктивные письма вышестоящих органов народного образования; содержание и методы обучения и коммунистического воспитания молодежи; советское законодательство о труде; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, стаж педагогической работы не менее 3 лет.

ВОСПИТАТЕЛЬ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА, ИНТЕРНАТА ПРИ ШКОЛЕ, ДЕТСКОГО ДОМА, ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Должностные обязанности. Организует и проводит воспитательную, внеурочную учебную, общественно полезную и культурно-массовую работу с воспитанниками в тесном контакте с учителями, пионерской и комсомольской организациями, шефами. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает ее выполнение, участвует в методической работе. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса. Воспитывает у детей высокие моральные качества, любовь к знаниям, к труду, бережное отношение к общественной собственности и личному имуществу. Проводит работу по профориентации; осуществляет эстетическое воспитание, организует совместно с медицинским работником мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников. Контролирует выполнение воспитанниками режима дня, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий. Изучает индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и склонности. Привлекает к участию в работе с коллективом воспитанников их родителей, представителей общественности. Всю свою работу проводит в тесном контакте с классным руководителем.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства по вопросам коммунистического воспитания учащихся; приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием по вопросам совершенствования воспитательного процесса; педагогику и педагогическую психологию; школьную гигиену; теорию и методику воспитания школьников.

Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

ИНСПЕКТОР ШКОЛ (ПО УЧЕБНОЙ, ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ)

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Положения о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Инспектирует работу общеобразовательных школ и других учебно-воспитательных учреждений системы просвещения, органов народного образования в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Контролирует соблюдение органами народного образования, школами и другими учреждениями просвещения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, Закона о народном образовании союзной республики. Осуществляет проверку выполнения школами Устава средней общеобразовательной школы, учебных планов, программ и других нормативных документов, определяющих содержание образования, организацию и методы учебно-воспитательного процесса. Осуществляет контроль за качеством знаний учащихся, их воспитанием в духе коммунистической морали и нравственности. Проверяет выполнение основных показателей по развитию народного образования, предусмотренных народнохозяйственным планом; обеспеченность органов народного образования и подчиненных им учреждений необходимыми кадрами, подбор и расстановку их; точное соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы, о льготах и преимуществах для работников народного образования всех категорий, состояние работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, руководителей школ и других педагогических работников. Обеспечивает контроль за осуществлением всеобщего обязательного восьмилетнего обучения детей и подростков, всеобщего обязательного среднего образования молодежи. Участвует в изучении и внедрении передового педагогического опыта, достижений педагогической науки в практику работы школ и органов народного образования. Принимает меры по совершенствованию внутришкольного руководства и контроля, правильному ведению школьной документации. Вносит предложения по вопросам улучшения работы школ и детских учреждений в местные партийные и советские органы, а также общественные организации. Вносит предложения о поощрении учителей, воспитателей, руководителей школ и других работников народного образования и учебно-воспитательных учреждений. Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в школе и других детских учреждениях лиц, не соответствующих занимаемой должности. Всемерно содействует организации педагогической пропаганды среди родителей учащихся и населения. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: советское законодательство по народному образованию, важнейшие положения из законодательства о труде, здравоохранении, браке и семье; постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления в системе Министерства просвещения СССР; основы педагогической науки и современные требования по обучению и коммунистическому воспитанию детей и молодежи; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование; опыт работы учителем в школе и на руководящих должностях; стаж педагогической работы 5 - 7 лет (в зависимости от органа народного образования, в котором данное лицо будет работать в качестве инспектора школ).

ИНСПЕКТОР-МЕТОДИСТ

Должностные обязанности. Организует на основе Положения о министерстве просвещения (народного образования) союзной республики выполнение школами, учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями и органами народного образования решений партии и правительства в области народного образования, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Изучает работу общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений и других учебно-воспитательных учреждений системы просвещения, органов народного образования и научно-исследовательских институтов в целях дальнейшего совершенствования обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Изучает обеспеченность органов народного образования и подчиненных им учреждений кадрами, подбор и расстановку их, прием, размещение и правильное использование молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью, причины текучести, разрабатывает мероприятия по их устранению. Участвует в работе по контролю за выполнением постановлений, приказов и распоряжений по вопросам народного образования, за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы педагогических работников. Проверяет и оказывает методическую помощь в работе по повышению квалификации учителей, воспитателей, руководителей школ и других педагогических работников. Осуществляет инспектирование педагогических учебных заведений по вопросам учебно-воспитательной и методической работы. Участвует в изучении и внедрении передового опыта, достижений педагогической науки в практику работы школ и органов народного образования, пропаганде педагогических знаний среди родителей. Вносит предложения по вопросам улучшения работы школ, дошкольных и научно-исследовательских учреждений в местные партийные и советские органы. Участвует в подготовке и контролирует проведение научных конференций, симпозиумов и совещаний. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием; основы педагогической науки и современные требования к обучению и коммунистическому воспитанию детей и молодежи; советское законодательство по народному образованию, важнейшие положения законодательства о труде; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, опыт работы в школе, в системе Министерства просвещения СССР и на руководящих должностях, стаж педагогической работы 5 - 7 лет.

ИНСПЕКТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Должностные обязанности. Отвечает за состояние внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися; организует, направляет и контролирует деятельность городских, районных отделов народного образования, школ, внешкольных учреждений; оказывает им практическую помощь; изучает, обобщает и распространяет опыт учреждений просвещения и общественности по осуществлению внеурочной работы с учащимися. Совместно с областным комитетом комсомола, профсоюзами, органами культуры, спортивными, внешкольными и другими учреждениями и организациями готовит и проводит областные массовые мероприятия с учащимися, а также семинары, совещания, научно-практические конференции педагогов, занимающихся осуществлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы, и работников внешкольных учреждений.

Отвечает за подбор и расстановку кадров руководителей областных, городских, районных внешкольных учреждений, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, старших пионерских вожатых.

Ведет переписку с организациями, учреждениями, гражданами по вопросам, находящимся в служебной компетенции. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда.

Должен знать: постановления и решения партии, правительства, комсомольских органов по вопросам коммунистического воспитания молодежи; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы органов народного образования по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы; программы кружков и методические руководства к ним; основы советской педагогики и педагогической психологии; методику воспитательной работы; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

ИНСПЕКТОР ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Положения об инспекторе по дошкольному воспитанию системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением дошкольными учреждениями и органами народного образования советского законодательства по вопросам дошкольного воспитания, приказов и инструкций Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик и отделов народного образования. Проводит работу, направленную на дальнейшее развитие и улучшение общественного дошкольного воспитания. Инспектирует работу постоянных и сезонных дошкольных учреждений общего и специального назначения независимо от их ведомственной подчиненности и работу органов народного образования. Контролирует соблюдение органами народного образования, дошкольными учреждениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, выполнение "Программы воспитания в детском саду" и других директивных и нормативных документов, определяющих организацию и содержание работы с детьми в дошкольных учреждениях. Следит за правильным размещением сети дошкольных учреждений, принимает меры к ее расширению, организует контроль за строительством и своевременным вводом в действие детских учреждений, проводит работу по выполнению народнохозяйственных планов по контингентам детей учреждений системы Министерства просвещения СССР. Проверяет организацию работы по созданию условий для жизни и воспитания детей в дошкольных учреждениях, способствует укреплению материальной базы, обеспечению детских учреждений мягким, жестким и хозяйственным инвентарем, высококачественными продуктами питания, учебно-наглядными пособиями. Контролирует обеспеченность дошкольных учреждений всех ведомств педагогическими и медицинскими кадрами, подбор и расстановку их; соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы, о льготах и преимуществах для работников народного образования всех категорий; состояние работы по повышению квалификации педагогических и медицинских работников. Принимает меры по улучшению воспитания и организации жизни детей в дошкольных учреждениях, выявляет, изучает и внедряет в практику работы отделов народного образования, дошкольных учреждений лучший опыт, достижения педагогической науки. Организует работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания и педагогических знаний среди населения. Координирует деятельность инспекторов ведомств, имеющих дошкольные учреждения. Вносит предложения по вопросам улучшения работы дошкольных учреждений в местные партийные и советские органы, общественные организации. Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в дошкольных учреждениях лиц, не соответствующих занимаемой должности, а также вносит предложения о поощрении и наказании заведующих, воспитателей и других работников дошкольных учреждений и органов народного образования. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления партии и правительства по вопросам народного образования и дошкольного воспитания; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием; основы педагогической науки и современные требования по коммунистическому воспитанию детей и молодежи; советское законодательство по вопросам народного образования, дошкольного воспитания; важнейшие положения законодательства о труде, здравоохранении, браке и семье; правила и нормы по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей; основы организации, управления и экономики народного образования.

Квалификационные требования. Высшее образование, опыт работы воспитателем, воспитателем-методистом и заведующим дошкольным учреждением; стаж педагогической работы для инспектора районного, городского, областного (краевого) отдела народного образования, министерства просвещения автономной республики не менее 5 лет, для инспектора министерства просвещения (народного образования) союзной республики - 7 лет.

МЕТОДИСТ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Должностные обязанности. Организует методическую работу в районе, городе, области. Изучает работу дошкольных учреждений в целях дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания и успешной подготовки детей к школе. Оказывает методическую помощь воспитателям и руководителям дошкольных учреждений в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей, в организации и проведении методической работы. Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт; разрабатывает рекомендации по внедрению передового педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений. Осуществляет работу по повышению квалификации педагогических кадров. Организует и проводит курсы, семинары, методические объединения для всех категорий дошкольных работников. Готовит и принимает участие в педагогических чтениях, конференциях, совещаниях. Организует и направляет работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и населения. Принимает участие в проверках дошкольных учреждений. Оснащает методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой, инструктивно-методическим материалом. Систематически повышает свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по дошкольному воспитанию; теорию и методику дошкольного воспитания; достижения педагогической и психологической науки и практики в стране и за рубежом; организацию методической работы и порядок повышения квалификации педагогических кадров; основы трудового законодательства; правила и нормы по технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее специальное образование и стаж педагогической работы в дошкольном учреждении не менее 5 лет.

ИНСПЕКТОР ШКОЛ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

Должностные обязанности. Осуществляет на основе Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 г. N 289 "О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи" и Положения о школьной инспекции системы Министерства просвещения СССР государственный контроль за выполнением школами и органами народного образования решений партии и правительства, приказов, инструкций и указаний Министерства просвещения СССР, министерств просвещения союзных и автономных республик, органов народного образования краев, областей и городов Москвы и Ленинграда по вопросам НВП учащихся. Изучает работу общеобразовательных школ, органов народного образования, разрабатывает и организует проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию начального военного обучения и военно-патриотического воспитания учащихся. Осуществляет проверку выполнения школами учебных планов, программ и других нормативных документов, определяющих содержание начальной военной подготовки, организацию и методы учебно-воспитательного процесса по НВП. Организует и проверяет своевременное введение начальной военной подготовки во вновь создаваемых средних общеобразовательных школах.

Изучает качественный состав, подбор и расстановку кадров военных руководителей школ, проверяет точное соблюдение трудового законодательства и установленного порядка в вопросах назначения, перевода, освобождения от работы и льгот, предоставленных военным руководителям школ. Проверяет состояние работы по повышению квалификации военруков и оказанию им методической помощи.

Участвует в изучении и внедрении передового опыта лучших школ и военруков, достижений педагогической науки в области начального военного обучения.

Готовит предложения по вопросам улучшения начальной военной подготовки в местные партийные и советские органы, а также другие организации и учреждения, занимающиеся начальной военной подготовкой молодежи.

Осуществляет деловые контакты и взаимодействие при решении вопросов НВП с военными комиссариатами, штабами гражданской обороны, комитетами ДОСААФ и органами здравоохранения.

Ставит в установленном порядке вопрос об освобождении от работы в школе военруков, не соответствующих занимаемой должности, а также вносит предложения о поощрении военруков, руководителей школ и других работников органов народного образования за достижение высоких результатов в начальной военной подготовке учащихся. Осуществляет контроль за соблюдением правил и мер безопасности на уроках начальной военной подготовки.

Систематически повышает свой идейно-политический уровень, педагогическую и военную квалификацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам начальной военной подготовки; постановления, приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов управления народным образованием по начальному военному обучению; основы педагогической науки и современные требования по обучению и коммунистическому воспитанию молодежи; советское законодательство по народному образованию; важнейшие положения законодательства о труде; правила и нормы безопасности при проведении уроков по начальной военной подготовке.

Квалификационные требования. Высшее или среднее военное образование, опыт службы в Вооруженных Силах СССР не менее 2 лет, опыт работы в школе и органах народного образования.

ИНСПЕКТОР ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Должностные обязанности. Организует выявление детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, лично ведет учет этих детей, принимает меры к временному устройству и сохранности их имущества; производит обследование и избирает педагогически целесообразную форму устройства детей (передача под опеку, на усыновление, помещение в детские учреждения); подбирает опекуна (попечителя) и представляет рай(гор)исполкому материал, акт обследования и заключение; осуществляет систематический контроль за воспитанием и обучением подопечных, выполнением своих обязанностей опекунами и сохранностью имущества опекаемого; оказывает педагогическую помощь, содействие в организации летнего отдыха и трудоустройства подростков; дает опекуну разрешение на совершение от имени подопечного сделок, выходящих за пределы бытовых, на заключение договоров, на отказ от принадлежащих подопечному прав, на раздел и отчуждение имущества, а также готовит материал и заключение на исполком по поводу обмена и закрепления жилплощади и других сделок; ограничивает право одного родителя или опекуна распоряжаться вкладом подопечного; рассматривает жалобы на действия опекуна; возбуждает перед исполкомом вопрос об отстранении опекуна или передает материал прокурору; готовит необходимую документацию для исполкома и определяет ребенка в детский дом; принимает заявление об усыновлении детей; проверяет, отвечают ли кандидаты в усыновители предъявляемым требованиям; выявляет согласие несовершеннолетнего на усыновление; проверяет юридическую обоснованность и педагогическую целесообразность усыновления; осуществляет наблюдение за воспитанием усыновленных; предъявляет иски или дает заключение по вопросу отмены усыновления или признания его недействительным; рассматривает и представляет в исполком документы с заключением об изменении фамилии несовершеннолетнего; устраняет разногласия между родителями по вопросам воспитания детей; принимает меры к обеспечению прав родителя, проживающего отдельно от детей, на общение или ограничение участия в их воспитании; в интересах детей возбуждает в суде дело о лишении родительских прав или об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав; дает заключение по этому делу, а также по делам восстановления в родительских правах, возвращения отобранного ребенка и спорам между родителями; принимает участие в судебном рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей, а также в исполнении судебных решений по передаче или отобрании детей; рассматривает вопрос о свидании с детьми родителей, лишенных родительских прав; истребует от государственных, общественных организаций и граждан необходимые документы; производит обследование и опрос родителей и граждан по вопросам, связанным с защитой интересов детей; выступает в суде в качестве истца, ответчика или третьего лица; направляет работу школьных, дошкольных и внешкольных учреждений по охране детства, оказывает методическую помощь поселковым и сельским Советам народных депутатов по вопросам опеки; осуществляет методическое руководство и контроль за работой общественных инспекторов; ведет установленную документацию, составляет годовой отчет.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по народному образованию; семейное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, регламентирующие вопросы охраны детства; приказы и методические указания Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик; постановления органов опеки и попечительства; основы детской психологии, педагогической науки и практики.

Квалификационные требования. Высшее педагогическое или юридическое образование. Стаж педагогической работы не менее 5 лет.

ДИРЕКТОР РЕСПУБЛИКАНСКОГО (ЦЕНТРАЛЬНОГО), КРАЕВОГО, ОБЛАСТНОГО, МЕЖРАЙОННОГО, ОКРУЖНОГО, ГОРОДСКОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Должностные обязанности. Руководит на основе Положений о республиканском (центральном), краевом, областном, межрайонном, окружном, городском институте усовершенствования учителей деятельностью возглавляемого им учебно-методического учреждения; последовательно проводит в жизнь решения партии и правительства по вопросам народного образования. Обеспечивает проведение учебно-методической работы в республике, крае, области, национальном округе, городе. Организует выполнение институтом народнохозяйственного плана по всем видам повышения квалификации учителей и других работников народного образования. Осуществляет контроль за выполнением учебных планов и программ, качеством работы лекторского состава. Направляет деятельность учебно-методических кабинетов института на достижение высокой эффективности в повышении квалификации учителей и других работников народного образования. Организует изучение, обобщение и внедрение в практику работы школ и других учреждений народного образования передовых методов работы с использованием новейших технических средств обучения и воспитания, научной организации труда и управления педагогическим процессом; обеспечивает проведение педагогических чтений, научно-практических конференций и совещаний по наиболее актуальным вопросам учебно-воспитательной работы, организацию постоянно действующих и других выставок передового педагогического опыта, проведение совместно с НИИ педагогики (школ) и педагогическими учебными заведениями экспериментальной работы по вопросам обучения и воспитания учащихся. Принимает меры по обеспечению института квалифицированными кадрами методистов, заведующих кабинетами и других работников. Проводит работу с участием общественных организаций по воспитанию кадров в духе коммунистического отношения к труду, высоких нравственных качеств, совершенствования профессионального мастерства, строгого соблюдения государственных интересов, трудовой дисциплины; всемерно способствует развитию творческой инициативы работников института. Руководит работой совета института, а также направляет работу издательского совета. Обеспечивает расширение и совершенствование материально-технической базы института. Решает в пределах предоставленных ему прав вопросы деятельности института; поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, заместителю директора и руководителям структурных подразделений института.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических работников; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; содержание, методы, организацию и экономику повышения квалификации; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование учебной работы института, обеспечивает выполнение учебных планов и программ, осуществляет руководство по разработке необходимой учебно-методической документации. Осуществляет контроль за качеством лекций и занятий. Организует деятельность учебно-методических кабинетов по изучению, обобщению и внедрению в практику передовых методов учебной работы с использованием новейших технических средств обучения, научной организации труда и управления педагогическим процессом. Руководит повышением квалификации методистов института и работой с лекторским составом института. Возглавляет экспериментальную работу по вопросам обучения и воспитания учащихся, проводимую в школе совместно с НИИ педагогики (школ) и высшими педагогическими учебными заведениями по учебной и методической работе. Подготавливает материалы по учебной и методической работе к заседанию совета института. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации об учебной деятельности института.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; содержание, методы и организацию повышения квалификации; основы трудового законодательства, правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (ЗАВЕДУЮЩИЙ РАЙ(ГОР)МЕТОДКАБИНЕТОМ)

Должностные обязанности. Руководит всеми видами деятельности учебно-методического кабинета института усовершенствования учителей (рай(гор)методкабинета). Утверждает график работы методистов. Организует работу совета кабинета и общественных методистов. Обеспечивает своевременную разработку учебных планов и всей необходимой учебно-методической документации по повышению квалификации учителей и других работников народного образования на курсах и семинарах. Осуществляет учет работников народного образования соответствующей территории, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в педагогических учебных заведениях. Контролирует комплектование учебных групп курсов и семинаров. Организует работу очно-заочных курсов и методическую помощь слушателям курсов и лицам, повышающим свою квалификацию путем самообразования. Обеспечивает связь кабинета с соответствующими кафедрами педагогических учебных заведений по вопросам повышения квалификации педагогических кадров. Принимает необходимые меры по подбору лекторского состава и организации методической работы с ним. Осуществляет контроль за качеством лекций и занятий, выполнением учебных планов и программ, за использованием передовых методов учебной работы и новейших технических средств обучения, за подготовкой методических материалов. Организует изучение и анализ состояния учебно-воспитательной работы в школах, качества знаний, умений и навыков учащихся по соответствующему предмету; организует изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта через курсовые и семинарские занятия, педагогические чтения и конференции, выставки и печать, смотры школьных учебных и методических кабинетов, методических уголков. Обеспечивает оснащение кабинета необходимым учебным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами, а также выполнение требований охраны труда, сохранность оборудования и учебно-методических материалов, правильное расходование средств, ассигнованных по кабинету на повышение квалификации в соответствии с утвержденной сметой. Организует учет, отчетность и делопроизводство кабинета, представляет руководству института (РОНО) установленную отчетную документацию.

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; формы и методы повышения квалификации; порядок разработки учебно-методической документации (учебных планов, программ и т.д.); порядок ведения учета и составления установленной отчетности; порядок оплаты труда лекторского и преподавательского состава; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда в технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

МЕТОДИСТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (РАЙ(ГОР)МЕТОДКАБИНЕТА)

Должностные обязанности. Осуществляет разработку учебных планов и другой учебно-методической документации по повышению квалификации педагогических работников. Изучает и анализирует состояние методической, учебно-воспитательной работы в районе, области, качество знаний, умений и навыков учащихся, итоги контрольных работ, результаты экзаменов и олимпиад; принимает участие в работе педагогических советов, совещаний, методических объединений и т.д. Оказывает методическую помощь учителям, руководителям школ, руководителям районных и межшкольных методических объединений, работникам рай(гор)оно в организации и проведении методической работы, в совершенствовании педагогического процесса и улучшения качества обучения и воспитания учащихся. Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, помогает учителям в обобщении опыта учебно-воспитательной работы, пропагандирует передовой педагогический опыт через печать и радио. Знакомит учителей и других работников народного образования с инструктивно-методическими указаниями и приказами вышестоящих организаций, с новой научной и методической литературой. Оказывает помощь работникам школ и других учреждений народного образования в проведении эксперимента в области обучения и воспитания учащихся. Организует и проводит работу курсов, семинаров и других занятий по повышению квалификации в соответствии с учебным планом, групповые и индивидуальные консультации, читает лекции, рецензирует курсовые работы и рефераты. Выступает с сообщениями и докладами в школах и районах. Подготавливает отчеты и другой справочный материал для руководства института усовершенствования учителей (РОНО).

Должен знать: постановления и решения партии и правительства по вопросам народного образования; приказы, инструкции, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов народного образования по повышению квалификации педагогических работников, обучению и воспитанию учащихся; теорию и методику соответствующего предмета; советскую педагогику и педагогическую психологию; достижения педагогической и психологической науки и практики в СССР и за рубежом; организацию методической работы и повышения квалификации педагогических кадров; формы и методы обучения и коммунистического воспитания учащихся; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпроса СССР от 20.02.78 N 24 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ"