Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2002 г. N 983-р
1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи и иные некредитные организации, которые осуществляют перевод денежных средств, ломбарды (далее именуются - организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее именуются - правила).
2. Правила утверждаются в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящих Рекомендаций или регистрации вновь создаваемой организации руководителем соответствующей организации, который определяет также должностное лицо организации, ответственное за соблюдение и совершенствование правил и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется - ответственное лицо).
3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", документально фиксируется:
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля:
а) идентификация и изучение клиентов организации и иных участников операции;
б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
г) документальное фиксирование необходимой информации;
д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
е) иные программы.
Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
7. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о соответствующем лице и о его деятельности.
Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) место жительства (регистрации);
г) место пребывания;
д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший).
На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) наименование;
б) регистрационный номер и дата регистрации;
в) место регистрации;
г) место нахождения;
д) почтовый адрес;
е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения.
10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.
11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации и изучения клиентов организации.
12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.
О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись.
Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу принимает руководитель организации.
14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание.
15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ.
18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом.
19. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также функции и полномочия ответственного лица устанавливаются организациями с учетом рекомендаций, утвержденных Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
На сайте «Zakonbase» представлен РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р