в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07
действует Редакция от 29.10.2007 Подробная информация

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2007 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Осиповой Н.В.,
судей Куликовой В.Б.,
Локтенко Н.И.,
при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания " Агронаучсервис" РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании приняли участие представители:

от организации научного обслуживания " Агронаучсервис" - Чочаев А.Х. - директор; Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 23.10.2007 N 111);

от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798);

от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

организация научного обслуживания " Агронаучсервис" РАСХН (далее - ОНО " Агронаучсервис") и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия") обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения ОНО " Агронаучсервис" РАСХН в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Заявители также указали на то, что приватизация ОНО " Агронаучсервис" приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности подведомственных Россельхозакадемии организаций, а также к прекращению имущественных прав академии на имущество, используемое в научно-производственной деятельности.

Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителей, поскольку приватизация ОНО " Агронаучсервис" предполагается путем его преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера его деятельности. Включение ОНО " Агронаучсервис" в прогнозный план приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.

ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.2 устава ОНО " Агронаучсервис" входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, и находится в непосредственном организационно-методическом подчинении академии; является организацией, созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ по разработке метрологического оборудования и методическому обеспечению исследований с использованием метрологического оборудования, проводимых учреждениями Россельхозакадемии, а также обеспечивает проведение исследований в сфере контроля средств измерения и унификации метрологического оборудования. Реорганизация и ликвидация ОНО " Агронаучсервис" может быть произведена только по решению Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 устава).

Договором от 01.11.2003 N Х1.23 за ОНО " Агронаучсервис" закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество в соответствии с постановлением президиума Россельхозакадемии от 10.05.2003 и приказом Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке..."), Россельхозакадемия наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и переподчинение учреждений, организаций и предприятий Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции президиума Россельхозакадемии.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Между тем, материалами дела не подтверждается, что ОНО " Агронаучсервис" или Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации названной организации.

Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и организаций академии относится к исключительной компетенции Президиума Россельхозакадемии. президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО " Агронаучсервис" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее решение президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования вопроса о приватизации названной организации.

Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от 28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд организаций, в том числе организацию научного обслуживания " Агронаучсервис".

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 июня представляют согласованные перечни подведомственных им федеральных предприятий и организаций, подлежащих приватизации, в ФАУФИ, а в случае разногласий по проекту программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные совещания с участием представителя Министерства экономического развития и торговли РФ.

В связи с изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об исключении ОНО " Агронаучсервис" из прогнозного плана приватизации, неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.

ОНО " Агронаучсервис" представлены в дело дополнительные документы (приказ ВАСХНИЛ и Госагропрома РСФСР от 20.10.1987 N 113ПК/930 " Об организации сервисного обслуживания приборов и лабораторного оборудования", письмо Россельхозакадемии от 09.02.2006 N 27/06/18ц, научный план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме 09 на 2007 год, договоры на выполнение отдельных научно-исследовательских работ в 2007 году), из которых усматривается, что данная организация участвует в осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пусконаладочных работ, связанных с разработкой приоритетных направлений развития метрологического обеспечения научных организаций и предприятий Россельхозакадемии. Иных организаций, осуществляющих данное направление исследований, по заявлению Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..." при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации...", предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия.

Следовательно, в результате приватизации ОНО " Агронаучсервис" утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций и сохранения единства научно-производственного комплекса в сфере метрологического обеспечения.

Включение ОНО " Агронаучсервис" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации научного обслуживания " Агронаучсервис" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.186) как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.10.2007 N 10074/07