в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07
действует Редакция от 09.10.2007 Подробная информация

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07

Резолютивная часть решения оглашена 3 октября 2007 года.

В полном объеме решение изготовлено 9 октября 2007 года.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Медведевой А.М.,
судей Куликовой В.Б. и
Моисеевой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Проткиной И.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия " Опытно-производственное хозяйство " Орошаемое" государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц: государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства " Орошаемое" государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: Государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства " Орошаемое" - Егорова С.В. по доверенности от 09.01.07 N 2;

от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Черняев Р.Ю. по доверенности от 20.04.07 N 36-09/714;

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;

от третьего лица: Государственного научного учреждения Всероссийского института орошаемого земледелия Российской академии сельскохозяйственных наук - Козенко К.Ю. по доверенности от 01.08.07 N 56 и Нудьга М.А. по доверенности от 01.06.2007 N 50.

от третьего лица: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от 10.07.07 N ЛП-04/19535.

Суд

государственное унитарное предприятие " Опытно-производственное хозяйство " Орошаемое" государственного научного учреждения " Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ГУП ОПХ " Орошаемое" или хозяйство) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения ГУП ОПХ " Орошаемое" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное научное учреждение " Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ВНИИ орошаемого земледелия или научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации; приватизация ГУП ОПХ " Орошаемое" приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения ГУП ОПХ " Орошаемое" на имущество, используемое в научно-производственной деятельности. В заявлении о дополнении требований, представленном в предварительном заседании, Россельхозакадемия указала также на то, что включение ГУП ОПХ " Орошаемое" в прогнозный план приватизации произведено в нарушение пункта 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в силу которого хозяйство запрещено к приватизации.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования. Представитель Россельхозакадемии исключил из оснований признания недействительным оспариваемого постановления несоответствие его пункту 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в связи с невозможностью представления необходимых доказательств.

Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. Давая пояснения суду, указала на то, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ГУП ОПХ " Орошаемое" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований норм права, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ГУП ОПХ " Орошаемое" в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация хозяйства предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представитель научно-исследовательского института поддержал заявленные требования, пояснив, что ГУП ОПХ " Орошаемое" подчинено институту, вопрос о его приватизации с институтом не согласовывался; ГУП ОПХ " Орошаемое" является единственным предприятием соответствующей специфики, его опытное поле включает полигоны новой дождевальной техники и управления факторами жизни растений, стационары по изучению орошаемых севооборотов, позволяющие проводить исследования по применению различной оросительной техники, технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и при изменении характера деятельности предприятия будет остановлена научная деятельность института, поскольку научные разработки и внедрение их в производство не будут осуществляться.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.2 устава ГУП ОПХ " Орошаемое" создано с целью обеспечения успешного проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическим планом ВНИИ орошаемого земледелия, производственной проверки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области агротехнологий и методических основ повышения эффективности агропромышленного производства на орошаемых землях; находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в организационно- методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту.

Имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

ГУП ОПХ " Орошаемое" является единственным опытных хозяйством из экспериментальной базы института, на базе которого осуществляется научная деятельность.

Представленные в дело рабочие программы и отчеты свидетельствуют о том, что ГУП ОПХ " Орошаемое" участвует в осуществлении научно-исследовательских работ ВНИИ орошаемого земледелия, таким образом, ГУП ОПХ " Орошаемое" относится к предприятиям научного обслуживания, которое совместно с ВНИИ орошаемого земледелия представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ГУП ОПХ " Орошаемое" утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности хозяйства, а, следовательно, и сохранения единого научно-производственного комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

Статьей 8 названного Закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ГУП ОПХ " Орошаемое" не представлено.

В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ГУП ОПХ " Орошаемое" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа академии.

Включение ГУП ОПХ " Орошаемое" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия " Опытно-производственное хозяйство " Орошаемое" государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182) как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
А.М.МЕДВЕДЕВА

Судья
В.Б.КУЛИКОВА
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 09.10.2007 N 10070/07