в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 29.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)"

Начиная с 1997 г. заявитель неоднократно предъявлял иски соответствующим государственным органам о взыскании социальных пособий в связи с его участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции. Суды удовлетворили его требования, но многие решения оставались неисполненными в течение длительного срока. В 2000 г. он подал первую жалобу в Европейский Суд в связи с неисполнением национальных судебных решений. В 2002 г. Европейский Суд установил нарушения статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции (см. Постановление Европейского Суда по делу " Бурдов против России" (Burdov v. Russia), " Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" N 42 <*>). В резолюции 2004 г. Комитет министров Совета Европы указал, что государство-ответчик выплатило заявителю сумму справедливой компенсации, предусмотренную постановлением 2002 г., в пределах допустимого срока. Он далее отметил меры, принятые в отношении категории лиц, находящихся в том же положении, что и заявитель, и указал, что исполнил свои функции в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции по данному делу. В то же время отмечалось, что в контексте других рассматриваемых дел власти под контролем Комитета министров обратили внимание на более общую проблему неисполнения в России национальных судебных решений. Тем временем в пользу заявителя вынесли новые решения. Они были полностью исполнены, но некоторые из них - с задержками от одного до почти трех лет.


<*> " Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" (Information Note on the Case-law of European Court of Human Rights) N 42 соответствует " Бюллетеню Европейского Суда по правам человека" N 5/2002.

Европейский Суд установил нарушения статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции из-за длительного неисполнения государством-ответчиком трех национальных судебных решений, обязавших государство произвести денежные выплаты в пользу заявителя.

По поводу соблюдения статьи 13 Конвенции. Отсутствовало эффективное внутреннее средство правовой защиты, превентивное или компенсационное, которое могло обеспечить адекватное и достаточное возмещение в случае нарушения Конвенции из-за длительного неисполнения судебных решений, вынесенных против государства или его органов.

По делу допущено нарушение требований статьи 13 Конвенции (принято единогласно).

В порядке применения статьи 46 Конвенции. Практика, несовместимая с принципами Конвенции. В настоящем деле целесообразно применение процедуры пилотного постановления с учетом возобновляющегося и постоянного характера основных проблем, большого числа затронутых ими лиц и срочной необходимости в безотлагательном и адекватном возмещении на национальном уровне. Выраженная озабоченность и выводы различных органов власти и институтов на национальном и международном уровне созвучны примерно 200 постановлениям Европейского Суда, в которых проявились указанные структурные проблемы. Они затрагивали не только потерпевших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, как в данном случае, но и другие большие уязвимые группы российского населения: неисполнение решений весьма часто отмечалось в делах о выплате пенсий, детских пособий и компенсаций за ущерб, причиненный в период военной службы или из-за неправомерного судебного преследования. Приблизительно 700 дел, относящихся к подобным фактам, находились на рассмотрении и в некоторых случаях могли повлечь установление Европейским Судом повторного несоблюдения положений Конвенции в отношении тех же самых заявителей. Вызывает глубокую озабоченность тот факт, что нарушения, установленные в настоящем постановлении, допущены спустя несколько лет после первого постановления по делу заявителя, несмотря на обязанность России в соответствии со статьей 46 Конвенции принять, под контролем Комитета министров, необходимые корректирующие и превентивные меры. Таким образом, установленные нарушения отражают постоянную структурную дисфункцию и практику, несовместимую с Конвенцией.

Введение эффективного внутреннего средства правовой защиты. Проблемы, которые вынудили Европейский Суд установить нарушения статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, требуют введения всесторонних и комплексных мер, возможно, имеющих законодательный и административный характер, с участием различных органов власти на федеральном и местном уровнях. Контроль за проведением необходимых реформ относится к компетенции Комитета министров, имеющего для этого полномочия и средства. Что касается нарушения статьи 13, выводы Европейского Суда недвусмысленно ориентируют на создание эффективного внутреннего механизма правовой защиты или комбинации средств, которые обеспечили бы адекватное и достаточное возмещение большому числу людей, затронутых данными нарушениями. Поэтому Европейский Суд потребовал от государства-ответчика введения средства, которое обеспечило бы действительно эффективное возмещение в связи с нарушениями Конвенции, вызванными длительным уклонением государственных органов от исполнения судебных решений, вынесенных против государства или его органов. Такое средство должно соответствовать принципам Конвенции, как установлено настоящим Постановлением, и быть доступным в течение шести месяцев с даты вступления постановления в силу.

Приостановление разбирательства по новым жалобам. Европейский Суд решил также приостановить рассмотрение всех новых жалоб, поданных после вынесения настоящего Постановления, в которых заявители указывают исключительно на неисполнение и/или несвоевременное исполнение решений национальных судов, присудивших денежные выплаты со стороны государственных органов. Приостановление устанавливается на срок в один год после того, как настоящее Постановление вступило в силу.

Возмещение по рассматриваемым делам. Что касается жалоб, поданных до вынесения настоящего Постановления, государство-ответчик обязано предоставить адекватное и достаточное возмещение в течение одного года с даты, когда постановление вступило в силу, всем потерпевшим в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой государственными органами задолженности на основании решений, вынесенных в их пользу национальными судами. По мнению Европейского Суда, такое возмещение могло быть достигнуто путем предоставления властями по собственной инициативе эффективного внутреннего средства правовой защиты в делах или посредством индивидуальных решений, таких, как мировые соглашения с заявителями или односторонние предложения о возмещении в соответствии с требованиями Конвенции. Это касается всех, кто подал жалобы в Европейский Суд до вынесения настоящего Постановления и чьи жалобы коммуницированы властям государства-ответчика. В ожидании принятия властями внутренних мер возмещения состязательные разбирательства во всех этих случаях приостанавливаются на один год с даты, когда постановление вступит в силу.

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд определяет размер компенсаций морального вреда с учетом таких факторов, как возраст заявителя, личный доход, характер и размер сумм, присужденных национальными судами, длительность исполнительного производства и других соответствующих факторов. Здоровье заявителя также принимается во внимание, так же, как и количество решений, которые не были исполнены надлежащим образом и/или своевременно. Такие суммы, в принципе, прямо пропорциональны периоду, в течение которого обязательное и вступившее в силу решение оставалось неисполненным. Постановлением 2002 г. Европейский Суд присудил этому заявителю 3 000 евро в качестве компенсации морального вреда, причиненного задержкой исполнения трех решений национальных судов на срок от одного до трех лет. В данном случае тот же самый заявитель пострадал от сопоставимых задержек относительно аналогичных сумм, взысканных на основании трех других решений национальных судов. Однако его душевные страдания и разочарование усугублялись систематическим уклонением властей от погашения задолженности, возникшей в связи с решениями национальных судов, несмотря на ранее установленные Европейским Судом нарушения. В результате заявитель не имел другого выхода, кроме повторного обращения к длительной процедуре международного разбирательства в Европейском Суде. С учетом этого важного аспекта Европейский Суд счел возможным увеличить компенсацию до 6 000 евро в счет причиненного заявителю морального вреда.

( Неофициальный перевод с английского
Г.НИКОЛАЕВА)

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека (Вынесено I секцией) от 15.01.2009 "БУРДОВ ПРОТИВ РОССИИ (BURDOV V. RUSSIA) (N 2) (N 33509/04)"