в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 05.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881
действует Редакция от 02.02.2000 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Зайцева В.Ю.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Белан М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Г. о признании недействительными части 1 пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р и пунктов 4, 5 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров",

пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 942-р Государственному таможенному комитету России поручено обеспечить выдачу в установленном порядке паспортов транспортных средств при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Белоруссии транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в Российской Федерации (код ТН ВЭД СНГ 8701, 8702, 8703, 8704, 8705, 8711, 8716). В преамбуле данного распоряжения указано, что оно принято в целях упорядочения государственной регистрации на территории Российской Федерации транспортных средств, ввозимых с территории Республики Белоруссия и происходящих с территории третьих стран, до унификации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Белоруссия.

Абзацем 4 пункта 4 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" (далее - Указание) предусмотрено, что статус товаров, происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, должен быть подтвержден для таможенных целей экземпляром грузовой таможенной декларации с отметками таможенных органов Республики Беларусь о выпуске товаров для свободного обращения и уплате таможенных платежей, а также документом, свидетельствующим о перечислении уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.

Абзацами 1 и 2 пункта 5 Указания установлено, что в отношении товаров, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1, не осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль при условии подтверждения статуса товаров в соответствии с пунктом 4 настоящего акта. Во всех остальных случаях, в том числе указанных в подпункте "г" пункта 1, применяются правила производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством Российской Федерации (к товарам, указанным в подпункте "в" пункта 1, относятся товары, происходящие с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь).

Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными части 1 пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р и пунктов 4, 5 вышеназванного Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 года. В обоснование жалобы заявительница ссылалась на то, что оспариваемые ею положения правовых актов не соответствуют международным договорам между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и неправомерно возлагают на граждан Российской Федерации обязанность по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию России транспортных средств, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь. В частности, она лишена возможности без уплаты таможенных платежей получить в дар от своего брата, гражданина Белоруссии, легковое транспортное средство иностранного производства, 1987 года выпуска, ввезенное им для собственных целей на территорию Белоруссии в 1997 году, поставленное на учет в ГАИ г. Минска и выпущенное в свободное обращение на территории Белоруссии.

В дальнейшем заявительница уточнила свои требования и просила признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р в части положений "...до унификации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Белоруссия" и "ГТК России обеспечить выдачу в установленном порядке...". Унификация законодательства, по мнению заявительницы, не может применяться по отношению к гражданам России и Белоруссии в части ущемления их законных прав, так как связана прежде всего с правами и обязанностями хозяйствующих субъектов. Г. также полагает, что, не установив соответствующего порядка выдачи паспортов транспортных средств, ввозимых с территории Республики Белоруссия и происходящих с территории третьих стран, Правительство России не могло поручать ГТК Российской Федерации устанавливать данный порядок.

Указание ГТК Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. Г. просила признать недействительным в части следующих положений:

пункт 4 - "...должен быть подтвержден отметками таможенных органов Российской Федерации и документом, свидетельствующим о перечислении уплаченных сумм таможенных пошлин на расчетный счет представительства ГТК Российской Федерации в Республике Белоруссия";

пункт 5 - "...таможенное оформление осуществляется только при условии подтверждения статуса товара в соответствии с пунктом 4 названного Указания".

Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представители Правительства Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации Бехер В.Г., Наумов А.А. и Истомин С.И., Министерства юстиции Российской Федерации Соловьева Л.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы заявительницы, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных органов, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей жалобу заявительницы удовлетворить в части оспаривания Указания ГТК Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Г. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара.

Названное Соглашение (вместе с протоколом о введении режима свободной торговли без каких-либо ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь) было ратифицировано Федеральным законом от 20 октября 1995 г. N 164-ФЗ.

В силу пункта 6 статьи 2 Соглашения о Таможенном союзе Российская Федерация и Республика Беларусь обязались применять Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 года.

В соответствии с разделом 9 Единой методологии страной назначения товара считается страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.

Таким образом, если в момент отгрузки товаров, происходящих с территории третьих стран, известно, что конечной страной назначения товаров является Республика Беларусь, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, должны вноситься в бюджет Республики Беларусь. При этом нормы Соглашения о Таможенном союзе и принятых в соответствии с ним в Российской Федерации иных правовых актов не предусматривают, что при импорте с территории Республики Беларусь товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, необходимо дополнительно перечислить суммы таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентный характер, в бюджет Российской Федерации.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 " Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" Правительству Российской Федерации было поручено отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 " Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано отменить таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь.

В соответствии со статьей 24 Основ таможенных законодательств государств - участников СНГ, которые Российская Федерация и Республика Беларусь обязались применять при создании Таможенного союза, одним из основных условий выпуска товаров для свободного обращения является уплата таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей.

Следовательно, выпуск товаров, происходящих с территории третьих стран, для свободного обращения в Республике Беларусь свидетельствует о том, что причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь. Исходя из того, что Соглашением о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория, движение на территории таможенного союза товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, впоследствии не должно подлежать ограничению.

Между тем оспариваемый заявительницей пункт 4 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации неправомерно устанавливает ограничения на движение товаров на территории Таможенного союза, поскольку возлагает на граждан Российской Федерации, ввозящих с территории Республики Беларусь товары, происходящие с территории третьей страны, обязанность по уплате сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь и в тех случаях, когда эти товары были выпущены для свободного обращения в Республике Беларусь с уплатой таможенных платежей.

При невыполнении данного предписания, как это следует из пункта 5 Указания, во всех случаях применяются правила производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством Российской Федерации, то есть при ввозе с территории Республики Беларусь на территорию России товаров должны быть перечислены ввозные суммы таможенных пошлин и налогов таможенным органам Российской Федерации.

Таким образом, на единой таможенной территории фактически введены не предусмотренные законодательством двойные таможенные платежи на ввозимые на территорию России с территории Республики Беларусь товары, выпущенные для свободного обращения в Республике Беларусь.

При таких обстоятельствах положения пунктов 4 и 5 Указания противоречащие Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Указу Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 " Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 " Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", должны быть признаны недействительными.

Делая такой вывод, суд учитывает также решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 17 сентября 1997 года о толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года по запросу Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Согласно статье 4 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, ратифицированного Российской Федерацией 23 октября 1992 года, государство, в отношении которого принято решение суда, обеспечивает его исполнение. В связи с изложенным суд не может согласиться с доводами представителей ГТК Российской Федерации о том, что решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств для Российской Федерации не является обязательным.

Нельзя признать состоятельным и довод представителей ГТК Российской Федерации о том, что пункт 4 Указания не может затрагивать прав заявительницы, так как транспортные средства подпадают под подпункт "г", а не подпункт "в" пункта 1 Указания.

В соответствии с совместным письмом ГТК Российской Федерации и МВД Российской Федерации от 29 июня 1999 N 01-15/18073, 1/12774 статус транспортных средств, происходящих с территории Республики Белоруссия или выпущенных для свободного обращения на территории Республики Белоруссия, в отношении которых таможенное оформление не производится, должен быть подтвержден документом, указанным в пункте 4 оспариваемого заявительницей Указания.

В части оспаривания распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р жалоба Г. удовлетворению не подлежит, поскольку несоответствия данного акта действующему законодательству не установлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1445 "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации" таможенные органы России уполномочены выдавать паспорта транспортных средств на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.

Оспариваемое заявительницей распоряжение Правительства Российской Федерации вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации не противоречит, а лишь подтверждает право таможенных органов выдавать в установленном порядке паспорта транспортных средств при ввозе на территорию России с территории Республики Белоруссия транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в Российской Федерации.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительства Российской Федерации вправе издавать по оперативным и другим текущим вопросам правовые акты в форме распоряжений Правительство Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобу Г. удовлетворить частично. Признать недействительным (незаконным) абзац 4 пункта 4 в части слов "...а также документом, свидетельствующим о перечислении таможенных пошлин и налогов на расчетный счет, указанный в пункте 3", и абзацы 1 и 2 пункта 5 (в полном объеме) Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров".

В части признания недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р Г. в удовлетворении жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.02.2000 N ГКПИ 99-881