Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
20 мая 1991 г. N 2179-I
Статья 1. Настоящий Закон регулирует порядок разрешения коллективных споров (конфликтов) по вопросам установления на предприятии, в учреждении, организации новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и быта, заключения и исполнения коллективных договоров и иных соглашений между администрацией предприятия, учреждения, организации, с одной стороны, и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом, с другой стороны.
Установленный настоящим Законом порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) распространяется также на коллективные трудовые споры (конфликты) между трудовыми коллективами двух и более предприятий, учреждений, организаций или профсоюзами и соответствующими органами управления.
Статья 2. Требования трудового коллектива или профсоюза по вопросам, указанным в статье 1 настоящего Закона, формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива, профсоюза либо делегатов конференции.
Выдвинутые коллективом или профсоюзом требования излагаются в письменной форме и направляются администрации предприятия, учреждения, организации.
Интересы трудового коллектива или профсоюза представляет уполномоченный ими орган.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана рассмотреть выдвинутые требования в 3-дневный срок со дня их получения и незамедлительно сообщить о своем решении. Принятое решение должно быть изложено в письменной форме и доведено до сведения всего трудового коллектива или профсоюза.
Требования по вопросам, не предусмотренным статьей 1 настоящего Закона, рассмотрению не подлежат.
О каждом случае коллективного трудового спора (конфликта) администрация обязана проинформировать местный Совет народных депутатов.
Статья 3. Требования трудового коллектива или профсоюза, отклоненные либо удовлетворенные частично, рассматриваются:
а) примирительными комиссиями;
б) трудовыми арбитражами. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре.
Статья 4. Примирительные комиссии создаются в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей и рассматривают требования трудового коллектива или профсоюза в 5-дневный срок. Комиссии консультируются с трудовыми коллективами, администрацией, исполнительно-распорядительными органами местных Советов народных депутатов, иными заинтересованными организациями и обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора (конфликта).
Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами на основе переговоров, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.
При недостижении соглашения в примирительной комиссии для разрешения коллективного трудового спора (конфликта) создается трудовой арбитраж.
Статья 5. Трудовой арбитраж создается в 10-дневный срок сторонами коллективного трудового спора (конфликта) с участием исполнительно-распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.
Количественный и персональный состав трудового арбитража по каждому конфликту определяется сторонами. Председатель трудового арбитража утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.
В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты, представители профсоюзных органов, органов по труду и социальным вопросам, специалисты-эксперты и другие лица.
Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон и, при необходимости, представителей других заинтересованных органов.
Трудовой арбитраж должен принять решение в 7-дневный срок со дня его создания.
Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны предварительно об этом договорились.
Статья 6. Стороны и примирительные органы обязаны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).
Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон, причины этого в письменной форме доводятся до сведения трудового коллектива или профсоюза. Трудовой коллектив или профсоюз в этом случае вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона требований все иные предусмотренные законом средства, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) на предприятии, в учреждении, организации - забастовки (стачки).
Статья 7. Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Решение о забастовке принимается на собрании (конференции) трудового коллектива или профсоюза тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива либо профсоюза (делегатов конференции). Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом или профсоюзом орган.
Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Администрация должна быть предупреждена письменно о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее чем за две недели.
О возможности предстоящей забастовки администрация незамедлительно предупреждает поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации.
Статья 8. Орган, возглавляющий забастовку, действует в пределах прав, предусмотренных законодательством и настоящим Законом, представляет интересы трудового коллектива или профсоюза в ходе забастовки, информирует население через средства массовой информации о ходе разрешения возникшего коллективного спора (конфликта). Эти полномочия прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании возникшего коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае признания забастовки незаконной.
При осуществлении своих полномочий орган, возглавляющий забастовку, не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции администрации предприятия, учреждения, организации, органов государственной власти и управления, а также общественных организаций.
Контроль за выполнением условий соглашения, выработанного в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта), осуществляется сторонами или уполномоченными ими органами.
Статья 9. Признаются незаконными забастовки:
а) по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, отставке их руководителей или руководителей государства и республик, а также с требованиями, влекущими нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;
б) объявленные без соблюдения положений статей 2 - 4 настоящего Закона, начавшиеся или продолжающиеся в нарушение требований статей 5 и 7, статей 10 и 12 настоящего Закона.
Решение о признании объявленной или начавшейся забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, не имеющих областного деления, краевыми, областными (городскими) судами, судами автономных областей и автономных округов не позднее 10 дней после соответствующего заявления администрации предприятия, учреждения, организации, исполнительно-распорядительного органа местного Совета народных депутатов либо соответствующего прокурора и доводится до сведения трудового коллектива или профсоюза через орган, возглавляющий забастовку, и средства массовой информации.
Решение о признании забастовки незаконной обязывает трудовой коллектив или профсоюз отменить либо прекратить ее и возобновить работу не позднее следующего дня после вручения копии решения органу, возглавляющему забастовку.
Статья 10. Президент СССР вправе отложить проведение забастовки либо приостановить ее на срок до двух месяцев.
Такое же право предоставляется высшим должностным лицам или высшим органам государственной власти республик, если иное не предусмотрено законодательством республики.
Статья 11. Администрация, исполнительно-распорядительный орган местного Совета народных депутатов, трудовой коллектив или профсоюз, участвующий в забастовке, и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры к обеспечению жизнеспособности предприятия, учреждения, организации, сохранности государственного и общественного имущества, соблюдению законности и общественного порядка.
Статья 12. Прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не допускается, если это создает угрозу жизни и здоровью людей, а также на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского транспорта (включая метро), гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей (в подразделениях, непосредственно занятых производством продукции оборонного назначения), в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, в непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями.
Трудовые коллективы указанных предприятий и организаций или профсоюзы после соблюдения предусмотренной статьями 4 и 5 настоящего Закона примирительной процедуры имеют право обратиться за защитой своих законных прав и интересов к Президенту СССР или премьер-министру СССР, высшим должностным лицам республик, которые рассматривают их требования и выносят по ним соответствующие решения в месячный срок. Законодательством республик может быть установлен иной порядок рассмотрения таких требований.
Статья 13. Участие в забастовках (за исключением забастовок, указанных в статье 9 настоящего Закона) не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и повлечь применение мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных законодательством.
За время забастовки участвующим в ней работникам заработная плата не сохраняется.
Трудовой коллектив или профсоюз вправе создавать забастовочный фонд за счет добровольных взносов и пожертвований, а также специальный страховой фонд.
За работниками, не принимавшими участиями в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.
Статья 14. Организация признанной судом незаконной забастовки или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законодательством.
К работникам, участвовавшим в незаконной забастовке и не приступившим к работе в срок, установленный частью 3 статьи 9 настоящего Закона, могут быть применены дополнительные меры воздействия, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.
Руководители и другие должностные лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или задержке исполнения решений примирительной комиссии либо трудового арбитража, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности, а в случае причинения их действиями материального ущерба - и к материальной ответственности в размере до трехмесячного среднего заработка либо в размере, предусмотренном в контракте.
Статья 15. Ущерб, причиненный в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение ущерба, причиненного собственнику при незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, учреждения, организации в судебном порядке.
В случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба производится за счет его средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.
Статья 16. На лиц, представляющих интересы сторон, допустивших нарушение правил, предусмотренных частью шестой статьи 2, частью второй статьи 3, частями второй, третьей статьи 4 и частью шестой статьи 5 настоящего Закона, может быть наложен по решению суда штраф в размере до тысячи рублей, а на должностных лиц - до трех тысяч рублей.
Статья 17. К лицам - организаторам признанной судом незаконной забастовки либо не выполняющим решение о признании забастовки незаконной или об отсрочке или приостановке ее (статьи 9 и 10), а равно к лицам, призывающим к продолжению незаконной забастовки или воспрепятствующим ее прекращению, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения. Эти лица могут быть подвергнуты по решению суда штрафу в размере до трех тысяч рублей.
Лица, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет в местах, определяемых органами, исполняющими наказание.
Москва, Кремль
20 мая 1991 года
N 2179-1
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ЗАКОН СССР от 20.05.91 N 2179-I "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"