Последнее обновление: 11.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 24.07.96 N ПВ-6-11/511 "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" (вместе с Протестом Президиума ВАС РФ от 07.06.96 N 1225/96)

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 24.07.96 N ПВ-6-11/511 "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" (вместе с Протестом Президиума ВАС РФ от 07.06.96 N 1225/96)
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе протест председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.96 N 1225/96 на решение Томского областного арбитражного суда от 07.12.94 по делу N УК-1091/943 и указанное решение, касающиеся уплаты налога на прибыль, полученную от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
Томский областной арбитражный суд удовлетворил исковые требования Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования и решением от 07.12.94 признал недействительным Постановление Государственной налоговой инспекции Томской области от 20.09.94 по акту документальной проверки N 03-14-19 в части взыскания с Фонда налога на прибыль в сумме 647 169 964 рубля, налога на пользователей автодорог в сумме 46 082 620 рублей и пени за задержку уплаты этих налогов - соответственно 885 536 297 рублей и 44 125 303 рублей (абзац 1 пункта 1.1 и абзац 1 пункта 1.3 Постановления).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационном порядке решение не проверялось.
Принимая такое решение, арбитражный суд исходил из того, что Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой организацией, предпринимательскую деятельность не осуществляет и денежных поступлений от нее не имеет, а значит не должен уплачивать налог на прибыль и налог на пользователей автомобильных дорог.
Суд признал, что действия Фонда по размещению временно свободных денежных средств на депозитных счетах банков имели целью защиту их от инфляции, а не получение прибыли.
С доводами суда можно согласиться лишь частично.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Основные виды деятельности фондов перечислены в разделе 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, и этот перечень является исчерпывающим. Поскольку такой вид деятельности, как размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, в указанный перечень не включен, он для фондов основным не является.
Таким образом, Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования от уплаты налога на прибыль, полученную от упомянутой деятельности, не освобожден.
Что же касается налога на пользователей автомобильных дорог, то в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом обложения этим налогом является сумма реализации продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг и торговый оборот.
Поскольку размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках относится к внереализационным операциям, требование налогового органа об уплате налога на пользователей автомобильных дорог является неправомерным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:
решение Томского областного арбитражного суда от 07.12.94 по делу N УК-1091/94Э о признании недействительным Постановления Государственной налоговой инспекции по Томской области от 20.09.94 N 03-04-19 в части взыскания с Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования доначисленного налога на прибыль в сумме 647 169 964 рубля и пени в сумме 885 536 297 рублей за задержку уплаты этого налога (абзац 1 пункта 1.1 и абзац 1 пункта 1.3 Постановления) отменить.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с расчетного счета Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования в пользу бюджета 205 000 рублей расходов по госпошлине.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
\r\n
\r\n РЕШЕНИЕ
\r\n
\r\nг. Томск 7 декабря 1994 г.
\r\n
\r\n Дело N Ук-1091/94
\r\n
\r\n Арбитражный суд в составе:
\r\n судьи Макеевой Т.И.
\r\n Председательствующего ____________________________________________
\r\n Бондаревой Л.И., Герасимовой Л.Д.
\r\n Судей ____________________________________________________________
\r\n Томского территориального
\r\n Рассмотрев в заседании суда дело по иску _________________________
\r\n фонда обязательного медицинского страхования к Государственной
\r\n__________________________________________________________________
\r\n налоговой инспекции по Томской области о признании
\r\n__________________________________________________________________
\r\n недействительным Постановления ГНИ по Томской области от 20.09.94
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n Цена иска ________________________________________________________
\r\n( Требование истца)
\r\n
\r\nВ заседании приняли участие:
\r\n Угольников А.Л., зам. исполнительного директора;
\r\nот истца _________________________________________________________
\r\n Масляев С.В., юрисконсульт по доверенности от 24.12.93 N 73
\r\n__________________________________________________________________
\r\n Красницкая Е.Н., юрисконсульт по доверенности от
\r\nот ответчика _____________________________________________________
\r\n 26.10.94 N 01-05/2364; Зудилина Л.Н., госналогинспектор по
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n доверенности от 28.11.94 N 2578; Мирошникова Н.В.,
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n госналогинспектор по доверенности от 28.11.94 N 2579.
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n Сущность спора: Томский территориальный фонд обязательного
\r\nмедицинского страхования обратился с заявлением о признании
\r\nнедействительным Постановления Государственной налоговой инспекции
\r\nпо Томской области от 20.09.94 "О применении финансовых санкций по
\r\nакту документальной проверки 03-04-19 Томского территориального
\r\nфонда обязательного медицинского страхования".
\r\n Представители истца Масляев С.В., Угольников А.Л. в судебном
\r\nзаседании уточнили исковые требования и просят признать
\r\nнедействительным Постановление Государственной налоговой инспекции
\r\nпо Томской области от 20.09.94 "О применении финансовых санкций
\r\nпо акту документальной проверки 03-04-19 Томского территориального
\r\nфонда обязательного медицинского страхования" в части взыскания с
\r\nпоследнего доначисленного налога на прибыль в сумме
\r\n647 169 964 руб., налога на пользователей автодорог в сумме
\r\n46 082 620 руб. и пени за задержку уплаты этих налогов
\r\nсоответственно 885 536 297 руб. и 44 125 303 руб.
\r\n Угольников А.Л., Масляев С.В. пояснили суду, что
\r\n Государственной налоговой инспекцией по Томской области проведена
\r\nдокументальная проверка Томского территориального фонда
\r\nобязательного медицинского страхования за 1993 г. и за первое
\r\nполугодие 1994 г., 05.09.94 составлен акт по результатам проверки,
\r\nна основании которого начальником ГНИ Симоновым Б.В. принято
\r\n Постановление от 20.09.94 о взыскании с Фонда сумм доначисленных
\r\nналогов, в том числе налога на прибыль в сумме 647 169 964 руб.,
\r\nналога на пользователей автодорог 46 082 620 руб. и пени за
\r\nзадержку уплаты этих налогов 885 536 297 руб. и 44 125 303 руб.
\r\n Постановление ГНИ в этой части противоречит действующему
\r\nзаконодательству РФ, нарушает охраняемые законом права и интересы
\r\n Фонда. Из акта документальной проверки Фонда N 03-04-19 от
\r\n05.09.94 видно, что налог на прибыль, налог на пользователей
\r\nавтомобильных дорог доначислен с суммы дохода, полученного от
\r\nразмещения временно свободных финансовых средств Фонда на
\r\nдепозитных счетах в коммерческих банках г. Томска. Начисляя
\r\nналоги, налоговая инспекция исходила из того, что доходы,
\r\nполученные Фондом от хранения временно свободных денежных средств
\r\nна депозитных счетах банков, - прибыль Фонда от коммерческого
\r\nиспользования средств, такой вывод не основан на законе, Томский
\r\nтерриториальный фонд ОМС является некоммерческой организацией,
\r\nсозданной в форме государственного некоммерческого
\r\nфинансово-кредитного учреждения. Положением о Фонде ведение
\r\nпредпринимательской деятельности не предусмотрено. Плательщиками
\r\nже налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог
\r\nявляются организации, ведущие предпринимательскую деятельность. В
\r\nсоответствии с действующим законодательством использование
\r\nтерриториальными фондами ОМС временно свободных финансовых средств
\r\nдля размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных
\r\nгосударственных ценных бумаг не является предпринимательской
\r\nдеятельностью, цель такого размещения финансовых средств - защита
\r\nот инфляции. Доходы, получаемые от использования временно
\r\nсвободных финансовых средств, - составная часть финансовых средств
\r\n Фонда, которые согласно положению о Томском территориальном фонде
\r\nОМС используются на цели Фонда: пополнение его фондов, на
\r\nвыравнивание условий деятельности медицинских учреждений,
\r\nосуществляющих программу обязательного медицинского страхования
\r\n(ОМС), экономическое стимулирование медицинских учреждений, на
\r\nорганизацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди
\r\nграждан. Территориальный фонд не является плательщиком налога на
\r\nприбыль и на пользователей автомобильных дорог, т.к. отсутствует
\r\nобъект налогообложения и признак, по которому некоммерческие
\r\nорганизации относятся к плательщикам налога на прибыль и к
\r\nплательщикам налога на пользователей автомобильных дорог - доходы
\r\nот предпринимательской деятельности. Законом РФ от 28.06.91 (в
\r\nредакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1) "О медицинском
\r\nстраховании граждан Российской Федерации" (ст. 13) Федеральный и
\r\nтерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
\r\nосвобождены от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
\r\n В подтверждение своих доводов представители истца представили
\r\n Временное положение о фондах Томского территориального фонда
\r\nобязательного медицинского страхования и порядке их использования
\r\nна 1993 г. (л. д. 136 - 139), протоколы заседания Правления Фонда
\r\nОМС и платежные документы о распределении доходов от использования
\r\nдепозитных вкладов (л. д. 116 - 135), договоры на хранение средств
\r\nна депозитных счетах банков (л. д. 140 - 158), балансы исполнения
\r\nсметы расходов по фондам обязательного медицинского страхования на
\r\n01.01.94 (л. д. 207 - 211), на 01.07.94 (л. д. 214 - 217), отчеты
\r\nо доходах и расходах территориального фонда ОМС (форма - 2-ОМС) на
\r\n01.01.94 (л. д. 212 - 213), на 01.07.94 (л. д. 218 - 219), справку
\r\nглавного бухгалтера Фонда Куратовой В.А. (л. д. 206).
\r\n Ответчик - Государственная налоговая инспекция по Томской
\r\nобласти в письменном отзыве на заявление (л. д. 69, 70) сообщила,
\r\nчто Постановление о применении финансовых санкций по акту
\r\nдокументальной проверки 03-04-19 Томского территориального фонда
\r\nОМС считает законным, а требования истца необоснованными в связи
\r\nсо следующим.
\r\n Согласно ст. 1 Закона "О налоге на прибыль предприятий и
\r\nорганизаций" от 27.12.91 территориальный фонд ОМС является
\r\nплательщиком налога на прибыль. Инструкция N 4 "О порядке
\r\nисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
\r\nорганизаций" с последующими дополнениями и изменениями, в т.ч.
\r\nпунктом 2 Изменений и дополнений N 8 от 08.06.94, также не
\r\nсодержит предусмотренные льготы по уплате налога на прибыль для
\r\nфондов обязательного медицинского страхования. Освобождение
\r\nтерриториальных фондов ОМС от уплаты налогов по доходам от
\r\nосновной деятельности предусмотрено дополнениями и изменениями к
\r\n Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 02.04.93.
\r\n Согласно п. 3 ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.91 " Об основах
\r\nбюджетного устройства" не допускаются внесение изменений в
\r\nналоговую систему и предоставление льгот, не предусмотренных
\r\nналоговым законодательством РСФСР. Кроме того, п. 1 Постановления
\r\n Верховного Совета РФ от 10.07.92 "О некоторых вопросах
\r\nзаконодательства Российской Федерации" определяет, что изменение
\r\nрежима налогообложения по налогам осуществляется путем внесения
\r\nизменений и дополнений в действующий законодательный акт РФ по
\r\nконкретному налогу. Начисление налогов на пользователей
\r\nавтомобильных дорог произведено в соответствии с п. 37.4
\r\n Инструкции "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных
\r\nсредств в дорожные фонды" от 30.03.93.
\r\n В судебном заседании представитель ответчика Красницкая Е.Н.
\r\nиск не признала по тем же основаниям, что и в письменном отзыве
\r\n(л. д. 69,70).
\r\n Представители ответчика госналоговые инспекторы Зудилина Л.Н.,
\r\n Мирошникова Н.В. дополнительно пояснили, что согласно ст. 2 Закона
\r\nРФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие
\r\nорганизации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности,
\r\nобязаны уплачивать налоги с полученной от такой деятельности суммы
\r\nдохода.
\r\n Территориальный фонд ОМС от размещения средств на депозитных
\r\nсчетах коммерческих банков получил за 1993 г. доходы в сумме
\r\n546 294 465 руб., за 1994 г. - 2 366 885 828 руб., которые и
\r\nподлежат обложению налогом на прибыль по ставке 32% за 1993 г. и
\r\n37% за первое полугодие 1994 г.
\r\n Кроме того, Зудилина Л.Н. и Мирошникова Н.В. пояснили суду,
\r\nчто несмотря на то, что Фонд обязательного медицинского
\r\nстрахования Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"
\r\nосвобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности,
\r\nразмещение свободных денежных средств на депозитных счетах
\r\nбанков - не основная, а предпринимательская деятельность Фонда, в
\r\nсвязи с чем налоги с доходов от этой деятельности должны
\r\nуплачиваться.
\r\n Представители ответчика представили суду документы,
\r\nподтверждающие перечисление коммерческими банками Томскому
\r\nтерриториальному фонду доходов в виде процентов по депозитным
\r\nдоговорам (л. д. 220 - 255).
\r\n Заслушав представителей сторон: Угольникова А.Л.,
\r\n Масляева С.В., Красницкую Е.Н., Зудилину Л.Н., Мирошникову Н.В.,
\r\nизучив материалы дела, дополнительно представленные сторонами
\r\nдокументы, суд установил:
\r\n Государственной налоговой инспекцией по Томской области
\r\nпроведена документальная проверка Томского территориального фонда
\r\nобязательного медицинского страхования, о чем составлен акт
\r\nN 03-04-19 от 05.09.94 (л. д. 43 - 49), и Постановлением о
\r\nприменении финансовых санкций по акту документальной проверки
\r\nN 03-04-19 Томского территориального фонда ОМС от 20.09.94
\r\n(л. д. 71 - 73) взысканы с последнего суммы доначисленных налогов,
\r\nв т.ч. налог на прибыль в сумме 647 169 964 руб., налог на
\r\nпользователей автодорог - 46 082 620 руб. и пени за задержку
\r\nуплаты этих налогов соответственно 885 536 297 руб. и
\r\n44 125 303 руб.
\r\n Однако данное Постановление Государственной налоговой
\r\nинспекции по Томской области принято с нарушением действующего
\r\nзаконодательства.
\r\n В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на
\r\nприбыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и
\r\nдополнений) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и
\r\nорганизации (в т.ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по
\r\nзаконодательству Российской Федерации..., осуществляющие
\r\nпредпринимательскую деятельность (ст. 1), налог на прибыль
\r\nуплачивают бюджетные учреждения и другие некоммерческие
\r\nорганизации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности (с
\r\nсуммы превышения доходов над расходами) (ст. 2).
\r\n Согласно Закону РФ от 18.10.91 N 1759-1 (в редакции от
\r\n25.12.92) "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на
\r\nпользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия и
\r\nорганизации..., являющиеся юридическими лицами по законодательству
\r\n Российской Федерации..., осуществляющие предпринимательскую
\r\nдеятельность; ставка налога на пользователей автомобильных дорог
\r\nустанавливается от суммы реализации продукции, выполняемых работ и
\r\nпредоставляемых услуг (ст. 5).
\r\n Томский территориальный фонд обязательного медицинского
\r\nстрахования (ТТФОМС) не осуществляет предпринимательскую
\r\nдеятельность, поскольку это запрещено Законом РФ от 28.06.91 "О
\r\nмедицинском страховании граждан РФ" (ст. 12) ( Федеральный и
\r\nтерриториальные фонды ОМС создаются для реализации государственной
\r\nполитики в области обязательного медицинского страхования как
\r\nсамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения,
\r\nпредназначенные для аккумулирования финансовых средств на
\r\nобязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой
\r\nстабильности госсистемы медицинского страхования и выравнивания
\r\nфинансовых ресурсов на его проведение) и не предусмотрено
\r\n Положением о Томском территориальном фонде ОМС, утвержденным
\r\n Постановлением главы администрации Томской области от 03.06.93
\r\nN 182 (л. д. 17 - 21) (разработано в соответствии с Постановлением
\r\n Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1).
\r\n Таким образом, у ТТФОМС отсутствует объект налогообложения для
\r\nналога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог.
\r\n Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской
\r\n Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 (в редакции Закона РФ от 22.04.93
\r\nN 4741-1) Федеральный и территориальные фонды ОМС освобождаются от
\r\nуплаты налогов по доходам от основной деятельности (ст. 13).
\r\n Довод ГНИ о том, что использование ТТФОМС временно свободных
\r\nденежных средств с размещением их на депозитных счетах в
\r\nкоммерческих банках является предпринимательской деятельностью,
\r\nсудом обсужден и признан необоснованным.
\r\n Как следует из представленных ТТФОМС документов (л. д. 116 -
\r\n135, 206 - 219): справки главного бухгалтера Куратовой В.А.,
\r\nбалансов исполнения сметы расходов по фондам обязательного
\r\nмедицинского страхования на 01.01.94, 01.07.94, отчетов о доходах
\r\nи расходах территориального фонда ОМС на 01.01.94, 01.07.94,
\r\nпротоколов заседания Правления Фонда и платежных документов о
\r\nраспределении доходов от использования депозитных вкладов - все
\r\nдоходы Фонда, полученные от размещения временно свободных средств
\r\nна депозитных счетах банков, учитываются на одном счете вместе с
\r\nдругими доходами фонда - N 302 (раздел 9 плана - счетов - фонды и
\r\nсредства целевого назначения) и используются на целевое назначение
\r\n(отражаются в приложении к балансу по форме 2-ОМС), что и
\r\nпредусмотрено Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"
\r\n(ст. ст. 11, 12) и положением о Томском территориальном фонде ОМС
\r\nкак основная деятельность (п. 3).