в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

ПИСЬМО ГАК РФ

В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, предоставленным ст. 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), ГАК России дает разъяснения по применению ст. 17 и ст. 18 Закона.

1. О порядке применения п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона. Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - юридического лица, то такая сделка подпадает под действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона (при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона).

Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, то такая сделка не подпадает под действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона.

Пример: 3 физических лица (каждое в отдельности) приобрели у одного хозяйственного общества основные производственные средства, составляющие более 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов этого об щества. Данные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона.

Далее, физическое лицо - индивидуальный предприниматель приобретает у указанных физических лиц основные производственные средства хозяйственного общества. Данные сделки не подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона.

2. Сделка приобретения акций.

Согласно ст. 4 Закона под приобретением акций понимается получение возможности осуществления прав голоса, воплощенных в этих акциях. Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" приобретатель получает такую возможность только после:

а) внесения приходной записи по счету депо приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария;

б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя. Поэтому при установлении нарушения ст. 18 Закона требуется наличие факта заключения договора купли-продажи, залога, доверительного управления и др. в совокупности с осуществлением операции по внесению в реестр акционеров.

3. Механизм согласования с антимонопольными органами нескольких сделок приобретения акций одного хозяйственного общества. Согласно п. 3.1.1 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , утвержденного приказом ГКАП России от 13.11.95 N 145 и зарегистрированого в Минюсте России 24.11.95, рег. N 981 (далее - Положение) предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в п. 1 (абзац 2) ст. 18 Закона, требуется при каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если приобретатель (лицо, группа лиц) получит в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении право распоряжаться более чем 20% акций (долей) с правом голос а указанного хозяйственного общества.

Вместе с тем, приобретатель может запросить согласие антимонопольного органа на любой пакет акций. Лицо, получившее разрешение антимонопольных органов на приобретение пакета акций какого-либо хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные акции в полном объеме, а может приобрести указанные акции поэтапно. При этом согласования каждой сделки с антимонопольными органами не требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций, указанный в разрешении антимонопольных органов.

4. О применении п. 5 ст. 18 Закона.

При избрании физического лица Генеральным директором - единоличным исполнительным органом акционерного общества предварительное согласие антимонопольных органов не требуется. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 18 Закона физическое лицо, участвующее в советах директоров, исполнительных органах двух и более хозяйствующих субъектов, при наличии условий, установленных п. 5 ст. 18 Закона, должно направить в антимонопольные органы с оответствующее уведомление.

ГАК России отмечает наличие правовой коллизии между п. 5 ст. 18 Закона и п. 7 ст. 49 Федерального закона " Об акционерных обществах", которая не может быть решена на уровне ГАК России.

По мнению Комитета ситуация с уведомлением физического лица об участии в исполнительных органах, советах директоров двух и более хозяйствующих субъектов может быть разрешена следующим образом. Физическое лицо подает уведомление в антимонопольный орган в сроки, установленные п. 4 ст. 17 Закона, и в соответствии с требованиями п. 11 Раздела 1 Приложения 1 Положения без копии документа, подтверждающего вхождение (избрание) уведомителя в состав испо лнительных органов, советов директоров хозяйствующего субъекта, указав в уведомлении на причину непредставления копии документа

6. Действия антимонопольного органа при неуплате заявителем платы за рассмотрение ходатайства. Антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства о совершении сделок и действий, предусмотренных п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона, только по основаниям, содержащимся в п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона. В случае, если заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.95 г. N 1284, антимонопольный орган должен обратиться в Арбитражный суд с иском о взыск ании платы за рассмотрение ходатайства.

5. Соотношение ходатайств по п. 1 ст. 17 Закона и п. 1 ст. 18 Закона.

а) При осуществлении реорганизации в виде присоединения одной коммерческой организации к другой коммерческой организации, ходатайство в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона подается коммерческой организацией, к которой присоединяются, т.е. организацией, к которой в порядке правопреемства переходят активы, имущество, акции, права присоединяемой организации. В случаях, когда в результате присоединения коммерческой организации к другой коммерческой организации, к последней также переходят права на акции (доли), превышающие 20% акций с правом голоса в уставном капитале какой-либо организации, имевшиес я у присоединяемой организации, лицо, получающее указанные акции (доли), обязано обратиться в антимонопольные органы с ходатайством в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона.

б) Пример: при создании коммерческой организации один из учредителей вносит в порядке оплаты своей доли в уставном капитале собственные основные производственные средства, составляющие более 10% от балансовой стоимости его основных производственных средств и нематериальных активов.

Передача основных средств (фондов) возможна только с баланса на баланс юридического лица (форма N 2-ОС), т.е. вновь созданная коммерческая организация может получить основные средства ее учредителя, передаваемые ей в порядке оплаты уставного капитала, только после ее государственной регистрации.

Подобные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона, т.е. вновь созданная коммерческая организация должна обращаться в антимонопольные органы с соответствующим ходатайством при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона. Вместе с тем, по мнению ГАК России в данной ситуации учредители коммерческой организации могут обратиться в антимонопольные органы с ходатайством в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона с тем, чтобы антимонопольные органы могли дать оценку последствий для конк уренции передачи в уставный капитал создаваемой коммерческой организации основных производственных средств ее учредителей.

7. Подпадает ли под действие ст. 18 Закона ситуация, когда акционер получает более 20% голосующих акций в результате уменьшения уставного капитала общества и какова в таком случае позиция антимонопольных органов. Указанная ситуация подпадает под действие ст. 18 Закона.

Однако, в данном случае Комитет полагает, что акционер, получивший более 20% голосующих акций хозяйственного общества в результате уменьшения уставного капитала этого общества, должен только уведомить антимонопольный орган о приобретенных акциях, а антимонопольный орган должен рассмотреть указанную сделку с позиций п. 4 ст. 18 Закона.

8. О приобретении государственными органами субъектов Российской Федерации акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. Государственные органы субъекта Российской Федерации не вправе самостоятельно выступать стороной в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, поскольку такие сделки порождают участие в названных обществах, что прямо запрещено в п. 4 ст. 66 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательными актами ( Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления"). Государственные органы субъекта Российской Федерации вправе выступать от имени соответствующего субъекта Российской Федерации в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. При этом необходимо иметь ввид у, что возможность осуществления такого приобретения должна быть закреплена в соответствующих актах (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приобретение от имени субъекта Российской Федерации акций (долей) хозяйственного общества должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ГАК РФ в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ГАК РФ в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ГАК РФ можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.