в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 07.08.1997 Подробная информация

ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с планом мероприятий Генеральной прокуратуры РФ по исполнению Указа Президента РФ от 03.04.97 N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию " Порядок во власти - порядок в стране" и планом работы Управления по делам несовершеннолетних и молодежи проведена проверка законности правовых актов, изданных Министерством общего и профессионального образования РФ.

Министерство создано на основании Указа Президента РФ от 14.08.96 N 1177 на базе упраздненных Министерства образования РФ и Государственного комитета по высшему образованию РФ.

Согласно указанию и.о. министра общего и профессионального образования от 25.07.97 N 456-31 Управлению по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями (начальник Волохова Е.Д.) поручено представить для проверки все правовые акты и письма нормативного характера, изданные министерством в 1996 - 1997 годах.

В ходе проверки были изучены данные Министерства юстиции РФ о зарегистрированных нормативных актах упраздненных федеральных структур и вновь созданного министерства с 1993 года по состоянию на 1 августа 1997 г., в связи с чем объем проверки расширен.

Установлено, что за 1993 - 1997 годы Министерством юстиции РФ зарегистрированы 46 нормативных актов, касающихся сферы образования.

Выявлено 12 приказов и писем нормативного характера, которые в нарушение Постановления Правительства РФ от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" и от 23.07.93 N 722 " Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов" не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ и были направлены в органы управления образованием субъектов Федерации, ректорам высших учебных заведений, федеральным министерствам (ведомствам), имеющим высшие учебные заведения, главам администраций субъектов Федерации.

1. Совместное Постановление Госкомитета РФ по высшему образованию и Российского союза ректоров от 13.07.93 N 19/12 " Об утверждении Типового положения о Совете ректоров высших учебных заведений Российской Федерации".

Пунктом 3.5 указанного Типового положения в качестве основных направлений совместной деятельности Совета ректоров и Госкомвуза России предусмотрено проведение в установленном порядке лицензирования и аттестации высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования. Содержание указанного пункта не корреспондирует с п. п. 7, 8 ст. 33 Закона РФ " Об образовании", которым определены порядок проведения лицензирования, принцип формирования экспертной комиссии, ее состав. В самом Типовом положении имеются противоречия в определении полномочий Совета ректоров. Пункт 11 гласит, что советы ректоров принимают решения, которые носят рекомендательный характер.

Статус советов ректоров определен Типовым положением как государственно - общественный орган системы управления высшим образованием, что вступает в противоречие со статьями 8, 37 Закона РФ " Об образовании". Спустя три года в Федеральном законе от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусмотрено (ст. 15) создание государственно - общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования, рекомендации которых учитываются государственными органами управления высшим профессиональным образованием (п. 5 ст. 15).

2. Инструктивное письмо от 21.12.94 N 30 "О порядке введения и лицензирования новых образовательных программ высшего образования" и Постановление Госкомвуза от 30.07.93 N 34 " Об утверждении требований и контрольных нормативов лицензирования". Указанные акты не корреспондируют с п. п. 7 - 10 статьи 33 Закона " Об образовании" и п. 4 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Они расширяют перечень документов, необходимых для проведения экспертизы при решении вопроса о выдаче лицензии. Согласно статье 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки (специальностям) производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения лицензии.

Практика лицензирования образовательной деятельности показала несовершенство п. п. 9, 10 статьи 33 Закона " Об образовании". Представляется необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в указанную норму - расширить предмет и содержание экспертизы, что позволило бы с достаточной полнотой сделать вывод о готовности вуза или вновь создаваемого образовательного учреждения к ведению образовательной деятельности по обозначенным образовательным программам. В настоящее время министерство подготовило проект постановления Правительства " Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности".

3. Приказ от 05.05.97 N 844 " Об утверждении Типового положения об учебно - методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации", " Методические рекомендации по определению стоимости платных услуг учебно - методических объединений (УМО)" от 24.04.97 N 18-55-80ин/16-16 направлены министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим высшие учебные заведения, ректорам высших учебных заведений, председателям (заместителям председателей) советов учебно - методических объединений Российской Федерации. Указанное письмо носит межведомственный характер, определяет круг платных услуг, предоставляемых УМО, и методику определения их стоимости.

4. Письмо от 04.12.96 N 16-55-3ин/18 "О некоторых вопросах, касающихся приема в вузы" направлено министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим высшие учебные заведения, а также ректорам высших учебных заведений Российской Федерации.

5. Приказ от 04.06.96 N 989 Госкомитета РФ по высшему образованию " Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовлении и хранении соответствующих бланков документов".

6. Письмо от 23.07.96 N 09-34-169ин/017 Госкомвуза России "О порядке продолжения высшего образования", направленное министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим высшие учебные заведения, и ректорам вузов Российской Федерации, устанавливает порядок перевода или перехода студентов, получивших дипломы бакалавров, на третий уровень высшего образования по основной профессиональной программе магистра или по программе специалиста в своем или другом вузе.

7. Письмо от 21.07.95 N 52-М " Об организации платных дополнительных образовательных услуг" Министерства образования России адресовано работникам образования, органам управления образованием, учредителям. Письмо содержит рекомендации по организации предоставления платных дополнительных образовательных услуг в конкретных образовательных учреждениях, а также примерный перечень дополнительных образовательных услуг.

8. Письмо от 02.04.96 N 31-32-38ин/08 Госкомвуза России "О дополнительных образовательных услугах" адресовано руководителям подведомственных высших и средних учебных заведений профессионального образования, министерствам, ведомствам, имеющим в своем ведении высшие и средние учебные заведения профессионального образования, администрации субъектов Федерации. В письме дается разъяснение - какие учебные мероприятия не могут входить в число дополнительных платных образовательных услуг обучающимся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов.

В настоящее время Министерством общего и профессионального образования подготовлен проект инструктивного письма "О платных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями", которым предусмотрена отмена указанных писем. Проект инструктивного письма находится в стадии доработки, после чего будет направлен в Министерство юстиции РФ.

9. Письмо от 25.01.96 N 10-34-017ин/018 Госкомвуза России "О проведении репетиционных экзаменов и вступительных испытаний в ранние сроки" издано бывшим Госкомвузом на основе анализа правил приема конкретных высших учебных заведений, предусматривающих проведение, начиная с февраля месяца, так называемых репетиционных экзаменов. Репетиторство и репетиционные экзамены, проводимые вузами, рассматриваются как дополнительные платные услуги (ч. 1 ст. 45 Закона " Об образовании"). Ряд вузов засчитывают результаты таких репетиционных экзаменов при зачислении, по существу, превращая их в ранние вступительные экзамены.

Госкомвуз России в своем письме, не регламентируя проведение таких экзаменов и отмечая негативные явления подобной практики, все же рекомендовал при проведении ранних вступительных испытаний, результаты которых согласно правилам приема в данное высшее учебное заведение засчитываются в качестве вступительных, проводить их для конкретного абитуриента один раз и не ранее апреля - мая, а также изложил свои рекомендации о порядке их проведения и документального оформления.

По существу, бывший Госкомвуз России согласился с нарушениями, допускаемыми вузами, статьи 43 Конституции РФ, п. 3 статьи 5 Закона " Об образовании" и п. 7 своего Постановления от 27.12.95 N 9 " Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации", зарегистрированного Министерством юстиции РФ 19.04.96, рег. N 1071, гарантирующих общедоступность и бесплатность на конкурсной основе получения высшего профессионального образования, разделяя абитуриентов на две категории и ставя их в неравное положение. Указанным Постановлением Госкомвуза России установлено, что прием документов от поступающих на первый курс очной формы обучения заканчивается не ранее 15 июля. К этому времени определенный контингент лиц, получивших дополнительные платные образовательные услуги в виде репетиторства и ранних репетиционных экзаменов, считаются прошедшими вступительные экзамены и ждут лишь зачисления в вуз. При этом контроль за проведением этих репетиционных экзаменов не осуществляется.

Распространение подобной практики, ставящей в неравное положение абитуриентов, стало возможным в силу того, что пунктом 10 (абз. 1) Постановления Госкомвуза России от 27.12.95 N 9 предоставлена возможность результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений вузов (платные) засчитывать в качестве результатов вступительных экзаменов, что создает условия для различного рода злоупотреблений. Полагаю, что абзац 1 пункта 10 указанного ведомственного правового акта следует исключить. Не увязывать дополнительные платные образовательные услуги в виде подготовительных курсов, репетиторства с достижением конечной цели, предусмотреть в государственных и муниципальных образовательных учреждениях единые сроки для всех вступительных испытаний.

Перечисленные нормативные акты в Министерство юстиции для регистрации не поступали.

В структуре вновь созданного (август 1996 г.) Министерства общего и профессионального образования имеется Управление по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями, одним из подразделений которого является юридический отдел. Вместе с тем на момент проверки Управление не располагало полной информацией о всех приказах, указаниях, инструкциях и других документах нормативного характера, затрагивающих интересы граждан и носящих межведомственный характер. Все они рассредоточены по соответствующим управлениям. Не все документы, имеющие нормативный характер, поступают и в Управление инспектирования.

Кроме этого, в ходе проверки установлено, что письмом первого заместителя министра от 18.10.96 N 03-36-26/03-10 в нарушение статьи 33 (п. п. 7 - 10) Закона " Об образовании" и ст. 10 (п. 3), ст. 8 (п. 3) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" распространено действие лицензии Современного гуманитарного университета на право ведения образовательной деятельности от 21.04.95 N 16-212 на региональные представительства до определения предельного контингента обучающихся и внесения изменения в лицензию. Между тем прокурор Белгородской области обратился в Октябрьский суд г. Белгорода о признании незаконной образовательной деятельности консультационно - учебного центра Современного гуманитарного университета, который выполняет функции филиала, а не представительства.

В 14 вузах России в нарушение пункта 3 ст. 5 Закона " Об образовании" и п. 7 Постановления Госкомвуза России от 27.12.95 N 9 " Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации" сроки приема документов от поступающих на первый курс были сокращены на 10 - 15 дней. В числе этих вузов - Самарский госпедуниверситет, Челябинский государственный технический университет, остальные вузы г. Москвы. С разрешения Министерства сокращены сроки приема документов в 6 вузах, в 8 - по решению самих вузов, тем самым был нарушен принцип доступности на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования и ущемлены права граждан.

Предварительные итоги проверки доложены (07.08.96) первому заместителю министра Жураковскому В.М., начальнику Управления по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями Волоховой Е.Д.

Предложения:

1. Информировать Министерство юстиции Российской Федерации о выявленных в Министерстве общего и профессионального образования нормативных актах, не прошедших в установленном порядке регистрацию.

2. Внести представление в Министерство общего и профессионального образования на предмет приведения перечисленных в справке актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и регистрации их в Министерстве юстиции.

3. Принести протесты на:

- письмо первого заместителя министра общего и профессионального образования от 18.10.96 N 03-36-24/03-10, адресованное ректору Современного гуманитарного университета о распространении действия лицензии на право образовательной деятельности от 21.04.95 N 16-212 на его региональные представительства, о чем уведомить прокурора Белгородской области;

- письмо первого заместителя министра от 25.01.96 N 10-34-017ин/018 "О проведении репетиционных экзаменов и вступительных испытаний в ранние сроки"

- абзац 1 пункта 10 Постановления Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 N 9.

4. Поручить прокурору г. Москвы разобраться с причинами нарушения п. 3 статьи 5 Закона " Об образовании", статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и изданного в порядке их реализации Постановления Госкомвуза России от 27.12.95 N 9 (зарегистрировано Минюстом России 19.04.96 N 1071), МГУ, Литературным институтом, Московским авиационным институтом, Московским энергетическим институтом, Московским художественным промышленным университетом, Московским инженерно - физическим институтом. Аналогичное поручение направить прокурору Челябинской области в отношении Челябинского государственного технического университета, прокурору Самарской области в отношении Самарского госпедуниверситета.

5. Внести предложение в план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на I полугодие 1998 года о проведении совместно с прокурорами субъектов Федерации проверки исполнения Законов " Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части лицензирования образовательной деятельности, оказания дополнительных платных образовательных услуг и социальных гарантий реализации прав граждан на образование.

6. Копию справки передать в Министерство общего и профессионального образования Волоховой Е.Д., начальнику Управления по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями.

Старший прокурор Управления
по делам несовершеннолетних
и молодежи
О.И.ВЕЛИЧКО

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 07.08.97 "О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"