ПРИКАЗ Минтранса РФ от 13.06.97 N 64 "О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ"
Приказ
Анализ подготовки служб Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера показал, что задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1996 году в транспортном комплексе Российской Федерации в основном выполнены.
Сохранилась на прежнем уровне готовность органов управления и транспортных предприятий в осуществлений функций по перевозке опасных грузов автомобильным, морским и речным транспортом, по обеспечению перевозок сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий, участия сил и средств формирований в проведении аварийно-спасательных работ на море и внутренних водных путях.
Вместо с тем в службах и других подразделениях Министерства до настоящего времени недостаточно уделяется внимание планированию и повседневному проведению мероприятий по защите Министерства и объектов транспортного комплекса России от чрезвычайных ситуаций, снижению аварийности на транспорте, устойчивости функционирования объектов транспортного комплекса, выразившиеся:
- не в полном объеме технического обслуживания систем связи на запасных пунктах управления;
- в отсутствии порядка сертификации опасных грузов для их перевозке, а также и отчетность по транспортным грузам;
- неудовлетворительной организации хранения и текущего учета индивидуальных и коллективных средств защиты;
- необоснованном сокращении численности специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в региональных и территориальных органах управлениях.
В целях совершенствования гражданской обороны и системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортном комплексе приказываю:
1. Заместителям Министра, начальникам департаментов, управлений и самостоятельных отделов Министерства, руководителям региональных органов управления транспортного комплекса:
1.1. Принять дополнительные меры по выполнению Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также Указа Президента Российской Федерации от 08.05.93 г. N 643 "О Гражданской обороне".
1.2. В двухмесячный срок привести в соответствие с требованиями Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113, нормативные правовые документы по функциональным подсистемам РСЧС Минтранса России.
1.3. Организовать учебу работников транспортного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
1.4. Принять необходимые меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, связи и оповещения. Повысить требовательность к специалистам, закрепленным за узлами связи на запасных пунктах управления. Ускорить создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
1.5. Рекомендовать руководителям территориальных органов управления, учреждений, предприятий и организаций транспортного комплекса в починенных структурах восстановить подразделения (специалистов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в соответствии с объемом выполняемых работ.
2. Председателю Центральной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (А.П. Насонову), начальнику Управления по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям (Н.А. Самойлову):
2.1. Предусмотреть в планировании на второе полугодие 1997 года проведение штабных тренировок со всеми службами Министерства. Провести в службах комплексные проверки состояния гражданской обороны и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2. Организовать уточнение (переработку) планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства и служб, в двухмесячный срок согласовать их в соответствующих структурах МЧС России.
3. Первому заместителю Министра В.Л. Быкову, заместителю Министра Н.Г. Смирнову:
3.1. Принять меры по повышению уровня технической оснащенности аварийно-спасательных формирований, квалификации спасателей, совершенствованию организации поисково и аварийно-спасательных работ.
3.2. Завершить до 01.09.97 г. аттестацию руководителей и спасателей поисково-спасательных формирований. В дальнейшем их переаттестацию проводить не менее одного раза в два года.
4. Утвердить:
- структуру транспортной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (приложение N 1);
- "Положение о транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (приложение N 2);
- Положение о Центральной комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (приложение N 3);
- "Состав Центральной комиссии Министерства транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (приложение N 4).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.П.Насонова.
Министр
Н.П.ЦАХ
Приложение N 1
к приказу Минтранса
от " " __________
СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ не приводится
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 13 июня 1997 г. N 64
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет задачи, организацию и порядок функционирования транспортной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ТСЧС).
1.2. ТСЧС является подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и включает в себя функциональные подсистемы морского, речного, автомобильного транспорта.
1.3. ТСЧС предназначена для организации и проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах, транспортных путях морского, речного и автомобильного транспорта, а также транспортного обеспечения ликвидации других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.4. ТСЧС и ее звенья имеют координирующие, постоянно-действующие органы и органы повседневного управления, специально уполномоченные для решения задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на морском, речном и автомобильном транспорте, имеют силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
1.5. Для обеспечения постоянной готовности органов управления, поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований морского, речного и автомобильного транспорта к эффективным действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями и катастрофами на транспортных средствах, стихийными и экологическими бедствиями, а также для координации и контроля действий за проводимой работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях транспортного комплекса создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Основные задачи и функции ТСЧС
2.1. Основными задачами ТСЧС являются:
проведение единой политики в осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах, коммуникациях, предприятиях и организациях морского, речного и автомобильного транспорта;
правовое регулирование в области защиты населения, предприятий и организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций, осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение безопасного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также объектов промышленного и социального назначения;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание и использование финансовых, материальнотехнических, производственных, медицинских резервов, необходимых для проведения работ по безопасному функционированию транспортного комплекса и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, анализ и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях на морском, речном и автомобильном транспорте;
организация обучения и подготовки работников транспортного комплекса, повышения их квалификации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, оперативной ликвидации их последствий, обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов, экологической безопасности;
осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на морском, речном и автомобильном транспорте;
организация и осуществление взаимодействия с региональными и территориальными органами управления МЧС России, других министерств, ведомств, организаций, входящих в РСЧС.
2.2. Осуществление функций ТСЧС возлагается на координирующие, постоянно действующие органы и органы повседневного управления.
Координирующие органы: в Минтрансе России - Центральная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на морском, речном и автомобильном транспорте, в их региональных и территориальных органах управления, на предприятиях и в организациях транспортного комплекса. При этом объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС на предприятиях и в организациях создаются в случае необходимости и при наличии соответствующей материально-технической базы.
Постоянно-действующие органы управления - департаменты и управления Министерства, управления, отделы и специальные функциональные подразделения в региональных и территориальных органах управления транспортного комплекса.
Органами повседневного управления являются:
дежурный и диспетчерский аппарат Министерства и служб по видам транспорта: автомобильном, морском и речном;
дежурно-диспетчерские службы в региональных и территориальных органах управления транспортным комплексом, в объединениях, на предприятиях, в подразделениях функциональных служб Минтранса.
3. Силы и средства ТСЧС
3.1. Силы и средства ТСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
силы и средства транспортных предприятий и инфраструктуру транспортного комплекса;
Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ), региональные спасательно-координационные центры и под центры;
Главное управление государственной морской аварийно-спасательной службы (Госморспасслужбы), подчиненные ему бассейновые аварийно-спасательные управления и экспедиционные отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ;
Государственное предприятие электрорадионавигации и спутниковой связи (ГП "Морсвязьспутник");
Главную государственную морскую инспекцию;
Государственное учреждение "Подводречстрой" с входящими в него судоподъемными предприятиями (группами) в регионах России;
Медицинские, противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные команды предприятий и организаций транспортного комплекса;
службы отраслей транспорта, осуществляющие наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
организации, отвечающие за охрану объектов транспортного комплекса;
невоенизированные формирования гражданской обороны предприятий и организаций транспортного комплекса.
В случае недостаточности сил и средств ТСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе по планам взаимодействия региональных и территориальных подразделений ТСЧС с соответствующими органами управления МЧС России могут бать привлечены в установленном порядке силы и средства РСЧС.
Начальник
Управления по мобилизационной
подготовке и чрезвычайным ситуациям
Н.А.САМОЙЛОВ
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 13 июня 1997 г. N 64
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет задачи, организацию и порядок функционирования Центральной комиссии Минтранса России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе <*> (далее ЦКЧС).
<*> Здесь и далее - автомобильный, морской речной транспорт.
1.2. ЦКЧС Минтранса России является координирующим органом транспортной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ТСЧС).
1.3. ЦКЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе, для обеспечения постоянной готовности органов управления, аварийно-спасательных, поисковоспасательных, аварийно-восстановительных служб и формирований транспортного комплекса к оперативным и эффективным действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями и катастрофами в транспортном комплексе. стихийными и экологическими бедствиями, а также транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.4. ЦКЧС возглавляется первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации.
2. Основные задачи ЦКЧС
2.1. Руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности и безопасности функционирования транспортного комплекса, объектов производственного и социального назначения, обеспечению устойчивого функционирования отраслей транспортного комплекса в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств транспортного комплекса к действиям в чрезвычайных ситуациях, координация и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая эвакуационные мероприятия.
2.3. Обеспечение выполнения мероприятия по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
2.4. Руководство созданием и использованием ведомственных финансовых и материальных резервов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытие расходов на содержание и оснащение поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.5. Координация деятельности департаментов и управлений Минтранса России, служб и отделов на видах транспорта, направленной на предотвращение аварий и катастроф в транспортном комплексе, загрязнений окружающей среды, уменьшение ущерба от стихийных бедствий, обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса и социальной сферы.
2.6. Формирование совместно с департаментами Минтранса России, службами и отделами на видах транспорта, научно-исследовательскими учреждениями транспортного комплекса планов и программ по проведению правовых и организационно-технических мероприятий по обеспечению живучести транспортного комплекса, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте.
2.7. Координация с МЧС России деятельности в области разработки и производства новых образцов техники, оборудования, спасательных средств, механизмов для осуществления поисково-спасательных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально-опасных объектов, обеспечение защиты пассажиров и работников транспорта в экстремальных условиях.
2.8. Организация изучения и использования зарубежного опыта в области профилактики, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.
3. Функции ЦКЧС
3.1. Центральная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняет свои функции в соответствии с настоящим Положением, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113, Положением о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приказами Министра транспорта Российской Федерации.
3.2. Организует разработку мер экономического, правового, организационно-технического и методического характера, направленных на создание в транспортном комплексе условий, способствующих снижением общего уровня аварийности и оздоровлению экологической обстановки.
3.3. Организует и координирует действия комиссий по чрезвычайным ситуациям на видах транспорта, в региональных и территориальных органах управления транспортного комплекса по обеспечению безопасности перевозок, повышению надежности и устойчивости функционирования транспортного комплекса.
3.4. Осуществляет совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС на видах транспорта, функциональными органами управления состав, размещение и оснащение ведомственных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций на, морском, речном и автомобильном транспорте, обеспечивает их развитие и оснащение необходимыми техническими средствами.
3.5. Совершенствует систему информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передачи данных, систему оповещения работников транспортного комплекса и местных органов управления в чрезвычайных ситуациях.
3.6. Руководит, в т.ч. с выездом на место чрезвычайной ситуации оперативных групп, или оказывает содействие в организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе и при транспортном обеспечении других чрезвычайных ситуаций, исходя из масштабов происшествий.
3.7. Принимает участие, в случае необходимости, с МЧС России в работе совместной комиссии.
Время сбора комиссии в дневное в рабочие дни - "ч" + 0,5 часа, в выходные праздничные дни и в ночное время - "ч" + 2 часа от получения сообщения.
3.8. Взаимодействует с Российской академией наук, Государственным комитетом Российской Федерации по науке и технологиям, другими министерствами и ведомствами в решении научно-технических проблем, реализации научно-технических достижений и разработок в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в организации работ по формированию научно-технических программ защиты населения и народнохозяйственных объектов.
3.9. Координирует работу департаментов, управлений, отделов, отраслей транспорта по обучению и подготовке работников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3.10. Организует командно-штабные и специальные учения органов управления транспортного комплекса, отраслей транспорта, их служб и сил по действиям в чрезвычайных ситуациях.
3.11. Командирует специалистов транспортного комплекса в зарубежные страны для изучения опыта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и для участия в международных мероприятиях по этой проблеме.
4. Права и ответственность ЦКЧС
4.1. ЦКЧС имеет право:
представлять в необходимых случаях в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в МЧС России предложения о привлечении в установленном порядке войск гражданской обороны МЧС России, войск МВД России, воинских частей Минобороны России, а также сил и средств других министерств и ведомств России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов жизнедеятельности населения и народного хозяйства в зонах чрезвычайных ситуаций;
осуществлять взаимодействие с ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям других федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации при выполнении задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
контролировать работу комиссий по чрезвычайным ситуациям на видах транспорта, в территориальных и региональных органах управления, на предприятиях и в организациях транспортного комплекса, по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, заслушивать их руководителей на своих заседаниях и давать им обязательные для исполнения указания о принятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения - к их ликвидации и устранению их последствий;
приостанавливать в необходимых случаях действие нормативных и методических документов Минтранса России, отраслей транспортного комплекса, предприятий и организаций по вопросам, входящим в ее компетенцию;
руководители ЦКЧС и ее подкомиссий (оперативных групп) могут привлекать к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностных лиц департаментов, управлений и отделов Минтранса России, региональных и территориальных органов управления, предприятий и организаций транспортного комплекса.
4.2. ЦКЧС несет ответственность:
за эффективность и своевременность принимаемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
за выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением.
5. Регламент работы ЦКЧС
5.1. ЦКЧС осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании комиссии и утверждаемым ее председателем.
5.2. Заседания комиссии проводятся согласно плану работы, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения комиссии оформляются протоколом.
5.3. По вопросам, требующим решения Министра транспорта или Правительства Российской Федерации, комиссия вносит соответствующие предложения.
5.4. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, региональных и территориальных органов управления транспортным комплексом.
5.5. Комиссия систематически информирует Министра транспорта по наиболее важным вопросам, рассматриваемым и решаемым комиссией.
5.6. При необходимости к участию в заседаниях комиссии по решению ее председателя могут привлекаться руководители подразделений Министерства, видов транспорта, региональных и территориальных органов управления транспортным комплексом, предприятий и организаций.
5.7. Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности, определять им задачи и порядок работы, а также образовывать оперативные группы для руководства мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Начальник
Управления по мобилизационной
подготовке и чрезвычайным ситуациям
Н.А.САМОЙЛОВ