Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ")
"ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ")
Утверждены
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Правилах определения страны
происхождения товаров
от 24 сентября 1993 г.
Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и обращающихся в торговле между этими государствами.
а) под термином "государства - участники СНГ" понимаются государства - участники Содружества Независимых Государств, подписавшие Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (15 мая 1992 года, Ташкент);
б) термин "страна происхождения товаров" означает государство - участника СНГ, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Для применения критерия достаточной переработки может применяться кумулятивный принцип происхождения, то есть при последовательной переработке товара в государствах - участниках СНГ эти государства рассматриваются для целей определения происхождения как одно целое;
в) термин "критерий достаточной переработки" означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств;
г) термин "таможенный контроль" означает совокупность мер, осуществляемых национальными таможенными органами в целях обеспечения соблюдения национального законодательства в таможенном деле, а также национального законодательства и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
д) термин "товары" означает любое движимое имущество, в том числе тепловую, электрическую и иные виды энергии, перемещаемое через таможенную границу;
е) термин "товарная номенклатура" означает применяемую в государствах - участниках СНГ Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС.
Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств - участников СНГ из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств - участников СНГ.
1. Страной происхождения товара считается государство, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
2. Считаются полностью произведенными в данной стране следующие товары:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;
е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, упомянутой в подпунктах "а" - "з" пункта 2.
3. Когда в производстве товара участвуют две и более стран, происхождение товара определяется в соответствии с критерием "достаточной переработки".
4. Критерий "достаточной переработки" может выражаться:
а) правилом, требующим изменения тарифной позиции соответствующей товарной номенклатуры, со списком исключений <*>
б) перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
в) правилом "адвалорной доли", когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара.
<*> Список исключений может содержать:
а) перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и ведут к изменению тарифной позиции, не считаются признаком достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий;
б) перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и не ведут к изменению тарифной позиции, считаются признаком достаточной переработки при соблюдении определенных условий.
Условия, упомянутые в подпунктах "а" и "б", могут относиться как к операциям, произведенным с товаром, так и к правилу "адвалорной доли".
5. В случае, когда в отношении конкретных товаров или конкретной страны (стран) критерии происхождения товара особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
в) простые сборочные операции;
г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;
д) комбинация двух или большего числа указанных выше операций;
е) убой скота.
6. В случае, когда критерий "достаточной переработки" выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются:
а) для импортированных материалов - по таможенной стоимости, то есть стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе (на базе СИФ), или в случае, если их происхождение неизвестно - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство;
б) для готовых товаров - по цене франко-завод или экспортной цене продавца.
7. Предметы в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией <*>, должны рассматриваться, по желанию импортера, как единый предмет с точки зрения определения происхождения <**>.
<*> Это правило применяется также в тех случаях, если партия разбита на несколько по ошибке или в силу неправильной адресовки.
<**> Условиями применения этого правила являются: предварительное уведомление таможни ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификации каждой партии в привязке к ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию; поставка всех партий из одной страны, одним экспортером; ввоз всех партий через одну таможню; поставка всех товарных партий в срок, не превышающий 6 месяцев с даты первой отгрузки.
8. Для целей определения происхождения товаров происхождение используемых для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
9. Товар считается происходящим из страны экспорта только в случае, если этот товар не только соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения и прочим условиям, но и закупается непосредственно у предприятия, фирмы, зарегистрированных в установленном порядке в стране экспорта, и импортируется путем прямой отгрузки из этой страны в страну импорта.
Требованию прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, а также при временном их ввозе или складировании на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.
Кроме того, правилам прямой отгрузки отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при условии, что эти товары не использовались для других, кроме выставочных, целей после отправки на выставку или ярмарку и оставались под таможенным контролем в ходе выставки или ярмарки.
10. В удостоверение происхождения товара в данном государстве - участнике СНГ необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза декларации - сертификата (далее - сертификат) о происхождении товара.
11. При экспорте товаров из государств - участников СНГ сертификат о происхождении выдается уполномоченным в соответствии с национальным законодательством органом страны происхождения товара.
Государства - участники СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без предоставления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашениями о режиме торговли.
12. Сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:
а) наименование и адрес экспортера;
б) наименование и адрес импортера;
в) средства транспортировки и маршрут следования (насколько это известно);
г) количество мест и вид упаковки, описание товара, содержащее все необходимые для идентификации товара сведения;
д) вес брутто и нетто <*>.
<*> Эти показатели могут быть заменены другими, такими, как, например, количество единиц или объем, когда вес товара существенно меняется при транспортировке или когда эти единицы стандартно применяются к данному виду товара.
13. Сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать о том, что данный товар происходит из соответствующей страны, то есть он должен содержать:
а) письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, о том, что представленные экспортером в сертификате сведения соответствуют действительности.
14. Сертификат о происхождении представляется таможенным органам в отпечатанном виде, без исправлений, на русском языке.
15. Сертификат о происхождении представляется вместе с грузовой таможенной декларацией, другими документами, необходимыми при осуществлении таможенного оформления.
16. В случае утраты сертификата о происхождении принимается официально заверенный его дубликат (копия).
17. В удостоверение происхождения небольших партий товаров (стоимостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну происхождения товара на счете - фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах.
18. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата о происхождении или содержащихся в нем сведений таможенные органы могут обратиться к уполномоченным на то организациям, заверившим сертификат, или к другим компетентным органам страны, указанной в качестве страны происхождения товаров, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащее подтверждение о происхождении или запрошенные сведения.
20. Как общее правило, непредставление надлежаще оформленного сертификата о происхождении или сведений о происхождении не является основанием для непропуска груза.
Таможней может быть отказано в пропуске лишь при наличии достаточных оснований полагать, что груз происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства, и/или его национальным законодательством.
С учетом положений абзаца второго настоящего пункта товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа страны ввоза.
21. К товарам, указанным в абзаце третьем пункта 20, может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год после поставки (выпуска) товара.
В связи с заключением Соглашения о создании зоны свободной торговли и необходимостью изменения пунктов 9 и 10 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года главы правительств государств - участников Содружества Независимых Государств решили:
1. Пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
"9. Товар считается происходящим с таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения и приобретается резидентом одного из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.
10. В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам государства ввоза декларации - сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 прилагается), выданной уполномоченным органом страны происхождения - участницы Соглашения о создании зоны свободной торговли.".
2. Правила определения страны происхождения товаров с учетом внесенных изменений применяются только для участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Совершено в городе Москве 15 апреля 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Решение, его заверенную копию.
Данный документ подписан всеми государствами - участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Грузия.
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен "ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ") в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете "ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ") в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать "ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ") можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- "ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ" (утв. Решением стран СНГ от 24.09.93) (вместе с РЕШЕНИЕМ стран СНГ от 15.04.94 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТОВ 9 И 10 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ")