в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 09.05.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298
действует Редакция от 29.07.1997 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298

Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда Российской Федерации - Федина А.И.
при секретаре - Богатко Л.Н.
с участием прокурора - Федотовой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Любаевой В.М. и Антоновой Л.О. на п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 и письмо Минтруда Российской Федерации 1996 года N 523-ВК,

Любаева В.М. и Антонова Л.О. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами на п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, установивший, в частности, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками (списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях" право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет), в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.

По мнению заявительниц, указание в разъяснениях на постоянную занятость работников выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня, как условие для реализации права этих работников на пенсию в связи с особыми условиями труда (п. г) ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает для женщин, достигших 50 лет, установление пенсий в связи с особыми условиями труда, если они трудились не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью), противоречит положению ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", не содержащему указания на необходимость выполнения таких работ в течение полного рабочего дня.

Кроме того, заявительницы поставили вопрос о признании недействительным письма Минтруда Российской Федерации N 523-ВК от 24 октября 1996 года в связи с тем, что это письмо не было опубликовано.

В судебное заседание заявители не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены.

Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации Евтихеев В.З. возражал против удовлетворения жалоб.

Заслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации Евтихеева В.З., возражавшего против удовлетворения жалоб, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобы Любаевой и Антоновой необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. г ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 517 от 2 октября 1991 года "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерству труда РСФСР предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет: правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

Реализуя это право, Министерство труда Российской Федерации принимало соответствующие постановления, в том числе и Постановление N 29 от 22 мая 1996 года " Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

В обжалуемом заявителями п. 5 данного разъяснения, в частности, указано на то, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Считая данное положение разъяснения незаконным, заявители ссылаются на то, что в п. г ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержится такого условия, как основания для включения указанной работы в специальный стаж, дающих работнику право на получение пенсии в связи с особыми условиями труда.

Между тем, как полагает суд, само по себе отсутствие в Законе указания на то, что лишь работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, имеют право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не свидетельствует о незаконности содержащегося в обжалуемом положении разъяснения такого указания, поскольку из смысла ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" следует, что именно постоянное выполнение женщинами в течение полного рабочего дня работ с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности в течение не менее 20 лет является льготным основанием для установления им пенсии в связи с особыми условиями труда (по достижении 50 лет).

Иное понимание содержания ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (непостоянное выполнение такой работы и не в течение полного рабочего дня) возможно было лишь в том случае, если бы приведенное положение закона содержало специальное указание на допустимость непостоянного выполнения работ (определяющих право на льготную пенсию) в течение неполного рабочего дня. А поскольку такого указания в законе не содержится, обжалуемое разъяснение Минтруда Российской Федерации соответствует требованиям ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Более того, данное Министерством труда Российской Федерации разъяснение содержит отсутствующие в Законе дополнительные гарантии, улучшающие положение работников, занятых на работах, связанных с особыми условиями труда.

Так, в п. 5 разъяснения предусмотрено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, а не в течение всего рабочего дня (100% рабочего времени), что также не противоречило бы ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ранее имело место в практике (в разъяснении Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 5/8 уже имелось указание на то, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые полный рабочий день выполнением работ, связанных с особыми условиями труда).

Как пояснил представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации в настоящем судебном заседании, на практике в период действия приведенного разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренного Списками в течение всего рабочего дня (т.е. 100% рабочего времени) и лишь в разъяснении Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР N 1 от 8 января 1992 года впервые было дано указание на то, что под полным рабочим днем следует понимать выполнение работы в условиях, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени (при принятии аналогичного по этому вопросу разъяснения N 29 от 22 мая 1996 года ранее действовавшее разъяснение N 1 от 8 января 1992 года было признано утратившим силу).

Кроме того, в обжалуемом заявителями пункте 5 разъяснения предусмотрены и другие (улучшающие правовое положение работников при особых условиях труда), не установленные Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" гарантии. В частности, предусмотрено, что в указанное время (в течение 80% дневного рабочего времени) включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования: в указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Также указанным разъяснением предусмотрена возможность исчисления работникам специального трудового стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда, если в связи с сокращением объемов производства эти работники работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня такие работы - по фактически отработанному времени.

Предусмотрено в пункте 5 разъяснения и то, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, в обжалуемой заявителями части разъяснения Министерства труда Российской Федерации не содержатся какие-либо положения, которые бы ограничивали или ущемляли их права и интересы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

По изложенным выше основаниям суд не может согласиться и с доводом заявителей о том, что неуказание законодателем в ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" на необходимость выполнения работниками работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня (в сравнении с подобным указанием в ст. 78 этого Закона при назначении пенсии за выслугу лет) в качестве обязательного условия для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда якобы не позволяло Министерству труда Российской Федерации давать такое разъяснение.

При разрешении жалоб суд учитывает и то обстоятельство, что вопрос о соответствии разъяснения Минтруда Российской Федерации также проверялся при регистрации этого нормативного акта в Министерстве юстиции Российской Федерации, имевшей место 24 октября 1996 года.

Довод заявителей о том, что сложившееся в текстильной промышленности положение (резкий спад производства) не позволяет выдерживать режим, при котором работа с особыми условиями труда имелась бы в течение полного рабочего времени (не менее 80% его), не может служить основанием для признания незаконным обжалуемого разъяснения, так как приведенное обстоятельство не относится к предмету настоящего спора (заключающегося в оспаривании нормативного акта по мотиву его незаконности), а при определенных условиях может являться основанием для обращения в суд с требованием к администрации о соблюдении условий трудового договора и возмещении ущерба.

Не подлежат удовлетворению жалобы заявителей и в части оспаривания письма Министерства труда Российской Федерации от 1996 года N 523-ВК.

Во-первых, письмо за указанным номером в 1996 году Министерство труда Российской Федерации принимало не 24 октября 1996 года, как об этом указано в жалобах, а 15 марта 1996 года и направило в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Московский областной Совет профсоюзов (в связи с обращением последнего) 19 марта 1996 года (л.д. 79).

Во-вторых, в этом письме Министерство труда Российской Федерации изложило по вопросу об исчислении специального трудового стажа при режиме неполной рабочей недели (специальный стаж рекомендовано в этом случае исчислять по фактически отработанному времени) ту же позицию, что и в п. 5 разъяснения от 22 мая 1996 года, также не противоречащую ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (как об этом изложено ранее в настоящем судебном решении).

А поскольку само разъяснение Минтруда Российской Федерации N 29 от 22 мая 1996 года было официально опубликовано в " Российских вестях" 21 ноября 1996 года, необходимости в опубликовании письма, содержащего одно из положений разъяснения, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

Любаевой Валентине Михайловне и Антоновой Людмиле Олимпиевне отказать в удовлетворении жалоб на п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации N 5 от 22 мая 1996 года и на письмо Министерства труда Российской Федерации N 523-ВК от 19 марта 1996 года.

Решение Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.07.97 N ГКПИ 97-298