Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ"
ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ"
В связи с принятием Верховным Советом РСФСР законов РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" Центральный банк РСФСР с 1 июня 1991 года вводит в действие Инструкцию N 1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков".
Региональным Главным управлениям Центрального банка РСФСР поручается принять меры по доведению до коммерческих банков требований и рекомендаций, изложенных в Инструкции, проанализировать практику ее применения в 1991 году и представить Центральному банку РСФСР к 1 декабря предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы.
С изданием настоящей Инструкции утрачивают силу - применительно к коммерческим банкам, зарегистрированным в Центральном банке РСФСР, - письма Государственного банка СССР от 27 апреля 1989 года N 201, от 8 июня 1989 года N 213, от 30 июля 1990 года N 315, от 11 октября 1990 года N 326.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
С.С.РОДИОНОВ
Утверждаю
Председатель
Центрального банка
РСФСР
Г.Г.Матюхин
30 апреля 1991 г.
Исходя из своих полномочий в области денежно-кредитного регулирования в соответствии с Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и в целях реализации своей экономической политики, Центральный банк РСФСР устанавливает следующий порядок регулирования деятельности коммерческих банков на территории республики.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ1. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РСФСР Центральный банк РСФСР устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РСФСР;
- максимальный размер риска на одного заемщика.
При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
2. Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска.
Минимальный размер уставного капитала устанавливается:
- по коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, - в сумме 5.0 млн. рублей;
- по коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа, - в сумме 25.0 млн. рублей;
- в отдельных случаях при создании банков малыми предприятиями, кооперативами и другими подобными учредителями, а также гражданами, - в сумме 0.5 млн. рублей.
Для оценки состояния активов коммерческого банка они подразделяются на 6 групп, исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты.
В первую группу входят активы, свободные от риска, во II группу - активы с минимальным риском, в III - VI группы - с повышенным риском.
2.1. Соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска:
К - капитал банка (сч. 01+821+980 (К) - 825 - 901 - 904 (Д)94 - 95 - 980 (Д);
Ар - активы банка, взвешенные с учетом риска (расчет по методике в приложении N 1)
Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается на 1991 год в размере 0.04.
2.2. Соотношение капитала банка и активов с повышенным риском:
Апр - активы с повышенным риском, взвешенные с учетом риска.
Данный норматив является оценочным и рекомендуется коммерческим банкам для расчета при регулировании их активных операций с точки зрения достаточности капитала. Его фактическое численное значение может быть также использовано в аналитической работе учреждений Центрального банка.
Значение норматива Н2 рекомендуется поддерживать на уровне не ниже 0.1.
Значение этого же норматива применительно к активам IV и V групп (Н2, 1) - на уровне не ниже 0.15.
3. Для обеспечения необходимого уровня ликвидности коммерческих банков Центральный банк РСФСР устанавливает следующие нормативы ликвидности их балансов:
3.1. Соотношение капитала банка и его обязательств:
О - обязательства банка (сч. 070 + 071 + 073 + 075(П) + 076 (П) + 078 + 079 (П) + 13 + 14 + (17 - 18) + 199 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 64 + 69 + 70 + 710 + 711 + 713 + 714 + 715 + 74 + 751 + 810 + 811 + 823 + 904 (К) + 932 (К) + 9925 х 0.5).
Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается на 1991 год:
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, независимо от способа формирования капитала, - в размере 1 : 25;
- по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, - в размере 1 : 20;
- по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа, - в размере 1 : 15.
3.2. Нижеследующие нормативы Н4, Н5 и Н6 являются оценочными и рекомендуются коммерческим банкам для расчетов при регулировании их активных и пассивных операций с точки зрения поддержания необходимого уровня ликвидности. Их фактические численные значения могут быть также использованы в аналитической работе учреждений Центрального банка.
Соотношение суммы кредитов и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов:
Кр - остаток ссудной задолженности заемщиков банка (сч. 21 + 23 + 25 + 27 + 29 + 31 + 33 + 35 + 37 + 39 + 41 + 43 + 45 + 47 + 49 + 51 + 53 + 55 + 57 + 59 + 61 + 62 + 63 + 65 + 712 + 76 + 77 + 78 + 822);
С - остаток расчетных, текущих счетов, срочных вкладов и депозитов (сч. 073 + 13 + 14 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 64 + 69 + 70 + 710 + 711 + 713 + 714 + 715).
Значение норматива Н4 рекомендуется поддерживать на уровне:
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не выше 1.5;
- по прочим коммерческим банкам - не выше 0.7.
Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов:
ЛА - ликвидные активы банка (сч. 031 + 032 + 033 + 042 + 043 + 05 + 06 + 072 + 161 + 194 + кредиты, выданные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней, в том числе с учетом документально оформленной пролонгации, а также другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки).
Значение норматива Н5 рекомендуется поддерживать на уровне:
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не ниже 0.2:
- по прочим коммерческим банкам - не ниже 0.5.
Соотношение суммы ликвидных активов и общей суммы активов:
А - общая сумма всех активов банка (ЛА + сч. 18 - 17 + 191 + 192 + 193 + кредиты, выданные банком, срок погашения которых наступает более чем через 30 дней, и другие платежи в пользу банка с аналогичными сроками перечисления, а также просроченные кредиты и платежи + сч. 824 + 825 + 92 + 933 + 934 + 937).
Значение норматива Н6 рекомендуется поддерживать на уровне
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не ниже 0.2;
- по прочим коммерческим банкам - не ниже 0.5.
3.3. Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы обязательств банка по счетам до востребования:
ОВ - обязательства банка по счетам до востребования (сч. 073 + 13 + 140 + 141 + 142 + (17 - 18) + 20 + 22 + 24 +26+ 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 64 + 69 + 70 + 710 + депозиты с истекающим сроком до одного месяца + 715 + 810 + 811 + кредиты, полученные от других банков, со сроком погашения в течение ближайших 30 дней + 904 (К) + 932 (К) + гарантии и поручительства, выданные банком, со сроком исполнения обязательств в течение ближайших 30 дней).
Минимально допустимое значение норматива Н7 устанавливается на 1991 год :
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 0.2;
- по прочим коммерческим банкам - в размере 0.3.
При этом гарантии и поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, могут выдаваться банком на сумму, не превышающую размер его капитала.
3.4. Соотношение активов банка сроком погашения свыше года и обязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательств на срок свыше года:
Кр - кредиты, выданные банком сроком погашения свыше года;
К - капитал банка;
ОД - обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства сроком погашения свыше года.
Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается на 1991 год:
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков - только применительно к кредитам, выданным после регистрации в качестве самостоятельного банка - размере 1.5;
- по прочим коммерческим банкам - в размере 1.0.
4. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСРС целью реализации своих полномочий в области денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РСФСР Центральный банк РСФСР образует резервный фонд кредитной системы республики.
Средства фонда формируются путем резервирования части привлеченных банками ресурсов.
При расчете размера привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию, в них включаются пассивные остатки по балансовым счета них включаются пассивные остатки по балансовым счетам: 073, 13, 14, 17 (за минусом 18), 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 64, 69, 70, 710, 711, 713, 714, 715, 810, 811, 904 (К), 932 (К).
Кредиты, полученные у других банков, и облигационные займы в расчет не принимаются.
Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1-е и 16-е число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат,производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него доотчисления на сумму недостатка. Доотчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения недовзноса, допущенного на предыдущую дату регулирования, при очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.
В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы недовзноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1.0% за каждый последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.
В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.
4.1. Минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке, устанавливается на 1991 год в размере 2 процентов.
4.2. Учет движения средств в связи с выполнением коммерческим банком резервных требований ведется по счету 824, открываемому на его балансе. В Центральном банке и его территориальных Главных управлениях учет поступающих и возвращаемых сумм ведется на счете 815 в разрезе лицевых счетов по каждому банку в отдельности. Проценты по резервному счету не начисляются.
4.3. При прекращении деятельности коммерческого банка Центральный банк возвращает перечисленные ранее на резервный счет средства на его корреспондентский счет для осуществления расчетов по его обязательствам.
5. МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР РИСКА НА ОДНОГО ЗАЕМЩИКА:Р - размер риска банка (совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам, а также 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, которые предусматривают исполнение в денежной форме);
К - капитал банка.
При этом из совокупной суммы обязательств заемщика исключаются:
- задолженность по ссудам под залог государственных ценных бумаг РСФСР - в размере 90% от суммы остатка;
- задолженность по ссудам, оформленным залоговыми обязательствами под реальное материальное обеспечение, свободное от залога по другим сделкам - в размере 75% от суммы остатка;
- задолженность по ссудам, по которым имеются гарантии третьих лиц с известной платежеспособностью, в том числе по ссудам, гарантированным Правительством,- в размере 70% от суммы остатка;
- задолженность по ссудам с застрахованным кредитным риском в доле, пропорциональной удельному весу страховой суммы в общей сумме выданной ссуды, уменьшенной на 20 процентных пунктов;
- задолженность поставщиков по ссудам под залог векселей покупателя, по которым имеется гарантия банка покупателя - в размере 60% от суммы остатка;
- задолженность по ссудам под залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым имеется аваль,- в размере 50% от суммы остатка;
- другие обязательства, возникающие на основе операций по учету векселей, - в размере 40% от суммы остатка;
- задолженность по ссудам под залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой бирже, - в размере 40% от суммы остатка.
5.1. Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается на 1991 год:
- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 1.0;
- по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1990-1991 годов, - в размере 0.75;
- по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1988-1989 годов, - в размере 0.5.
При этом размер риска банка на одного заемщика не может превышать 10% суммы активов банка.
5.2. Совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, превышающая 20% капитала банка, рассматривается в качестве "крупного" кредита.
Решения о выдаче "крупных" кредитов должны приниматься Правлением банка либо периодически созываемым кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка.
О всех выдачах крупных кредитов и их погашении коммерческие банки незамедлительно ставят в известность Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета.
Суммарный остаток задолженности по всем "крупным" кредитам, выданным банком, с учетом забалансовых обязательств не может превышать размер капитала банка:
- более чем в 15 раз - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков;
- более чем в 10 раз - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа;
- более чем в 8 раз - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа.
При этом рекомендуется, чтобы сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории "крупных", которые предоставлены одному заемщику, не превышала суммы собственных средств этого заемщика.
6. Контроль за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов возлагается на учреждение Центрального банка по месту нахождения коммерческого банка.
Такой контроль осуществляется на основании месячных балансов банка, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений нормативов. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в течение 10 дней составляется соответствующее заключение, которое рассматривается руководителем учреждения Центрального банка.
В случае нарушения экономических нормативов учреждение Центрального банка дает коммерческому банку предписание об устранении этих нарушений, обязательное для исполнения.
При неисполнении предписаний Центрального банка, непредставлении отчетности или представлении недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности Центральный банк применяет к коммерческому банку санкции в соответствии со своими полномочиями по законодательству РСФСР.
На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 05.05.91 N 763 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 "О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ"