в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 06.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189
действует Редакция от 02.04.1999 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивашкина Юрия Александровича о признании незаконным абзаца 2 пункта 9 совместного Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 6, 8 и 14 июля 1994 г. соответственно "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий",

Ивашкин Ю.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащееся в п. 9 оспариваемого " Указания" положение о том, что при назначении и выплате пенсий суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, не производится, не соответствует требованиям п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ст. 14 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. и ст. 29 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях..." от 19 февраля 1993 г.

Полагает, что при определении права на пенсию с учетом районного коэффициента оспариваемое " Указание" в части запрещения суммирования работ на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях с работами в районах Севера, в которых выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, хотя они и не внесены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нарушают права граждан на реализацию предусмотренных законом гарантий и компенсаций.

В судебном заседании Ивашкин Ю.А. заявленное требование поддержал.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации Саркисьян Т.Г. и Белоглазова В.Г., Пенсионного фонда Российской Федерации Баранова А.М. и Министерства региональной политики Российской Федерации Ильянович В.П. с требованием заявителя не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом о том, что на территории России существуют территории, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в которых к заработной плате начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки (некоторые районы Республики Бурятия, Читинской обл. и другие).

Считают, что совместное указание о предоставлении гарантий и компенсаций в области пенсий, предусмотренных разделом 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, только гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также указанным гражданам, имеющим право на сохранение предусмотренных законом льгот и гарантий при выезде из названных районов и местностей, требованиям действующего законодательства не противоречат.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами.

Как установлено судом, названными выше федеральными ведомствами в целях правильного применения положений раздела VI Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. при назначении пенсий было принято совместное указание, согласно абзацу 2 п. 9 которого в необходимые для назначения пенсии с учетом районного коэффициента 15 - 20 календарных лет засчитывается исключительно работа на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях. Суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не производится.

По утверждению представителей заинтересованных лиц указание в данной части требованиям действующего законодательства не противоречит и прав заявителя не нарушает, поскольку ни Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, ни Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1, суммирование работы, необходимой для назначения пенсии по старости с учетом районного коэффициента (15 - 20 календарных лет работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях), с работой в северных регионах и работой, дающей право на пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусмотрено.

Такое суммирование производится при наличии предусмотренных в законе обстоятельств лишь для снижения пенсионного возраста (работа с особыми условиями труда), но не для исчисления размера пенсии с учетом районного коэффициента.

Данные утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено фактически каких-либо доказательств в опровержение этих утверждений и заявителем Ивашкиным Ю.А.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо оснований для признания оспариваемого пункта Указания незаконным не имеется.

Довод Ивашкина Ю.А. о необходимости суммирования стажа работы в районах Севера и стажа работы, предусмотренного ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (работа с особыми условиями труда) для назначения пенсии по старости с учетом районного коэффициента, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на Законе и не вытекает из содержания указанных им в заявлении правовых норм.

Перечень районов Севера, на которые указывает в заявлении Ивашкин Ю.А., в установленном порядке не определен, а поэтому его ссылка при этом на п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. в той части, что государственные гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при назначении пенсии по старости распространяются и на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, также не может быть признана обоснованной, так как введенное этим Постановлением понятие "районы Севера" ни самим Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, ни другими правовыми актами не раскрывается и ни одним из названных актов не предусмотрена задача по разработке и утверждению какого-либо перечня районов Севера, без которого, по мнению суда, разрешение поставленного заявителем вопроса не представляется возможным.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует лишь один Перечень районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 января 1983 г. N 12), которым в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 347 и руководствуются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

При разрешении данного дела суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявитель, в случае несогласия с размером назначенной ему пенсии, не лишен возможности обратиться за защитой своего нарушенного права в соответствующий районный суд с соблюдением правил о подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Ивашкина Ю.А. о признании незаконным абзаца 2 пункта 9 совместного " Указания" Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 6, 8 и 14 июля 1994 г. соответственно "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.04.99 N ГКПИ 99-189