в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176
действует Редакция от 04.04.2000 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия " Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" о признании недействительным второго предложения абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и пункта 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н " По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость",

23.09.1993 Государственной налоговой службой Российской Федерации были приняты Разъяснения N ВЗ-4-05/150н " По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость" (далее - Разъяснения).

Пунктом 16 Разъяснений предусмотрено, что платные услуги, оказываемые санитарно - эпидемиологическими учреждениями для населения (по месту жительства, работы, отдыха), а также по договорам, заявкам предприятий по защите от переносчиков инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т.п.), облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Согласно второму предложению абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция) ветеринарные и санитарно - эпидемиологические услуги от налога на добавленную стоимость не освобождаются.

Михайлов Ю.М. и государственное унитарное предприятие " Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными вышеприведенных положений Разъяснений и Инструкции, ссылаясь на их несоответствие подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Заявители ссылались на то, что услуги по защите здоровья и охране окружающей среды, оказываемые населению организациями, входящими в систему Госсанэпидслужбы Российской Федерации, а именно дезинфекция, дератизация и дезинсекция, являются платными медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость. Между тем оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на юридических и физических лиц обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при оказании им вышеназванных услуг организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации.

Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Муравьева И.Е. и Кулагин А.Б., Министерства финансов Российской Федерации Рассказова О.Т. и Шилина В.В., Министерства юстиции Российской Федерации Богданова В.В. с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения правового акта соответствуют действующему федеральному законодательству.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Лыткин Б.Г. пояснил суду, что в систему организаций Госсанэпидслужбы России, подчиненных Минздраву России, входят государственные дезинфекционные предприятия, на которые возложено проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (услуг). Эти работы (услуги) включены в Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями Госсанэпидслужбы России.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба заявителей подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" ( Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога) от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения.

Суд полагает, что к числу таких медицинских услуг относятся и услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции, оказываемые населению организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации. Данный вывод суда основан на положениях действующего законодательства.

Так, согласно п. 7 ст. 46 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" структура государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются Положением о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 680, государственная санитарно - эпидемиологическая служба Российской Федерации входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" финансирование государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется в числе других и за счет средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Данная правовая норма конкретизирована в подпункте 4 пункта 16 Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, в котором указано, что источниками финансирования организаций службы могут быть внебюджетные средства, в том числе средства от выполнения организациями службы платных медицинских работ (оказания услуг) по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями службы в соответствии с их компетенцией, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Реализуя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации 31.12.99 издало Приказ N 474 "О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации". Данный Приказ 08.02.2000 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в установленном порядке.

В пункт 6 Перечня платных медицинских работ (услуг) включены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Следовательно, оказываемые населению платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации являются медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.

Данный вывод подтверждается и " Общероссийским классификатором услуг населению", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, в редакции от 05.03.1999, в котором услуги по проведению дезинфекции, дератизации и дезинфекции включены в подгруппу " Медицинские услуги".

Между тем оспариваемые заявителями положения нормативных актов вводят не предусмотренные законом ограничения на использование льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации платных услуг населению по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Вследствие этого на граждан, заказавших такие услуги, неправомерно возлагается обязанность по уплате в бюджет сумм налога, который по закону они платить не обязаны.

При таких обстоятельствах эти положения нормативных актов в части, не соответствующей подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", должны быть признаны недействительными.

При этом суд учитывает, что к числу "санитарно - эпидемиологических услуг", указанных во втором предложении абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации относят в том числе и оказываемые населению организациями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В то же время суд не может согласиться с жалобой заявителей о том, что от налога на добавленную стоимость должны освобождаться и ветеринарные услуги, поскольку такого положения в Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не содержится.

С доводами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации о том, что дезинфекция, дезинсекция и дератизация не могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость, поскольку они являются работами, а не услугами, суд согласиться не может.

Согласно пункту 4 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Результаты деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации материального выражения не имеют.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобу Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия " Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" удовлетворить частично.

Признать недействительным (незаконным) второе предложение абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в части слов: "и санитарно - эпидемиологические".

Признать недействительным (незаконным) пункт 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н " По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость" - в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176