Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего | Федина А.И., | |
членов коллегии: | Петроченкова А.Я., | |
Пелевина Н.П., | ||
с участием прокурора | Федотовой А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 мая 2000 г. гражданское дело по жалобам Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллова А.Ф. и общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" на разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29 декабря 1999 г. N 54 по кассационным жалобам Золотовой И.В., Журавлевой З.В. и общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" на решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2000 г., которым заявителям отказано в удовлетворении жалоб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Журавлевой З.В., ее представителей - Пашуто В.Р. и Никифоренко Ю.В., представлявшего интересы заявителя Золотовой И.В. - Хорошилова Б.В., представителя заявителей и юридической коллегии " Защита", фонда рабочей академии - Травинского В.И., представителей общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны и Вооруженных Сил" - Крякова Н.В., Плетенева Б.В. и Косторева Н.Н., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения представителей Министерства труда и социального развития РФ Воронина Ю.В. и Назарова А.С., представителя Пенсионного фонда РФ Селивановой З.М., возражавших против жалоб, выслушав заключение прокурора Федотовой, полагавшей жалобы необоснованными, Кассационная коллегия
29 декабря 1999 г. Министерством труда и социального развития Российской Федерации было утверждено разъяснение N 54 "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Разъяснение).
Данное Разъяснение зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и в установленном порядке официально опубликовано.
Журавлева З.В., Золотова И.В., Кириллов А.Ф. и общественная организация " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" обратились в Верховный Суд РФ с жалобой на этот нормативный правовой акт, сославшись на несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителей.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене судебного решения и вынесении нового решения об удовлетворении заявленного требования, считая выводы суда ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ обоснованно сослался на то, что Министерство труда и социального развития РФ в соответствии с имеющимися у него полномочиями (в силу п. 9 Положения о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480) приняло обжалуемое разъяснение по применению Федерального закона.
Разъяснение подписано первым заместителем Министра труда и социального развития РФ, который в день подписания нормативного акта исполнял обязанности Министра на основании Приказа от 28 декабря 1999 года N 268.
В связи с этим Кассационная коллегия считает несостоятельным довод в кассационной жалобе о нарушении порядка подготовки и издания нормативного акта Министерством труда и социального развития РФ.
Как следует из жалоб заявителей и их объяснений в судебном заседании Верховного Суда РФ, действительным предметом спора являются положения нормативного акта, изложенные в абзацах 5, 6 и 7 разъяснения следующего содержания:
" Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в части второй статьи 4 Закона как на определяющую, какой именно индивидуальный коэффициент пенсионера, из упоминаемых в Законе, устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, предусматривает, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2.
На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием в части второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный коэффициент пенсионера, устанавливаемый с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, определяется только федеральным законом и ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, временное ограничение в размере 0,7 применяется в совокупности с постоянно действующим ограничением в размере не свыше 1,2 к результату, получаемому при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране в виде обычного числа (целого или дробного).
Оснований для распространения ограничения в размере 0,7 на величину индивидуального коэффициента пенсионера, исчисляемого в соответствии со статьей 1 Закона в процентах персонально для каждого пенсионера расчетным путем исходя из продолжительности трудового стажа и размера заработной платы, который применяется для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".
Оспаривая изложенные положения акта, заявители утверждали, что результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в размере 1,2, а не 0,7. Величина же 0,7, предусмотренная ч. II ст. 4 приведенного Закона (по мнению заявителей), является индивидуальным коэффициентом пенсионера, ограничивающим результат, получаемый от умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, как это указано в ч. II ст. 1 Федерального закона.
С таким доводом суд первой инстанции правомерно не согласился, поскольку это не вытекает из содержания статей 1 и 4 приведенного Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ.
Статья 1 этого Закона, в частности, предусматривает, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.
В статье 4 этого Закона указано, что "настоящий Закон вступает в силу с 1 февраля 1998 г.".
При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 данного Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.
Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом Федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, анализ приведенных положений Закона достоверно свидетельствует о том, что правовое значение термина "индивидуальный коэффициент пенсионера", приведенного в ст. 1 Закона, не тождественно термину "индивидуальный коэффициент пенсионера", использованному в ст. 4 этого же Закона.
При внешней схожести этих терминов вместе с тем они (коэффициенты) по своей правовой природе, приданной законодателем в статьях 1 и 4 Закона, существенно различаются.
Так, согласно статье 1 Закона, индивидуальный коэффициент пенсионера, применяемый при назначении пенсий, характеризуется следующими признаками:
- определяется персонально для каждого пенсионера в зависимости от продолжительности его трудового стажа и величины заработной платы;
- определяется путем умножения размера пенсии в процентах на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
- выражается в процентах;
- непосредственно законом по размеру не ограничен;
- для определения размера пенсии применяется как процентное отношение среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал.
В соответствии со статьей 4 Закона имеется в виду индивидуальный коэффициент пенсионера, который:
- представляет собой отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
- выражается обычным числом (не в процентах);
- является лишь одним из двух сомножителей, при умножении которых определяется индивидуальный коэффициент пенсионера, предусмотренный статьей 1 Закона;
- ограничивается предельным размером 1,2 независимо от основания назначения пенсии;
- устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не превышающем 0,7, и действует до принятия соответствующего федерального закона, проект которого должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
Произведя столь подробный, соответствующий тексту статей 1 и 4 Закона анализ значения терминов "индивидуальный коэффициент пенсионера", Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу об ошибочности утверждения заявителей о том, что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый при исчислении пенсий как результат умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, якобы установлен в размере 0,7, поскольку этот показатель (0,7) установлен частью 2 ст. 4 Федерального закона лишь для выражения отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, на которое подлежит умножению размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа.
Приведенный вывод суда, сделанный на основе анализа ч. II ст. 4 в совокупности с ч. IV ст. 1 приведенного Федерального закона, полностью соответствует и Указу Президента РФ от 15 апреля 2000 г. N 680 " Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера". Согласно статье 1 названного Указа с 1 мая 2000 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8. Из преамбулы Указа следует, что он издан в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии исчислены с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", и действует до вступления в силу соответствующего федерального закона.
Таким образом, с 1 мая 2000 г. предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит 60% (ИКП = 75% х 0,8 = 60%), тогда как с 1 февраля 1998 г. предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составлял 0,525 (ИКП = 75% х 0,7 = 0,525).
Поскольку именно таким образом Министерство труда и социального развития РФ разъяснило применение Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, без какого-либо искажения смысла этого Закона, Верховный Суд РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По изложенным основаниям Кассационная коллегия не может согласиться с доводами, указанными в кассационной жалобе, о том, что суд неправильно истолковал ст. 4 Федерального закона относительно применения показателя 0,7; что термин "индивидуальный коэффициент пенсионера" имеет по смыслу данного Закона одно правовое значение.
Правомерно не согласился суд первой инстанции с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 3763-II ГД "О реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Постановлением Государственной Думы от 29 октября 1999 г. N 4497-II ГД " Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Верховному Суду РФ", позиция которой по существу сходна с доводами заявителей.
Данные Постановления Государственной Думы не могут быть признаны (в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1997 г. N 17-П) в качестве официального, имеющего силу закона, разъяснения федерального закона, так как принимались и подписывались не в порядке, установленном для принятия, подписания и обнародования федерального закона.
Не могут свидетельствовать о неправильности судебного решения и иные документы, на которые заявители ссылаются в кассационной жалобе как на доказательства обоснованности выдвинутых доводов жалоб, поскольку эти материалы (письма Генеральной прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, письмо Института русского языка им. В.В. Виноградова и др.) лишь выражают мнения составлявших такие документы органов и должностных лиц и эти мнения в силу приведенных выше мотивов являются ошибочными, противоречат смыслу и тексту Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ.
В кассационных жалобах утверждается также, что Министерство юстиции РФ, производя регистрацию оспоренного нормативного акта, не соблюдало требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
Однако в подтверждение данного довода каких-либо обоснований и доказательств не представлено.
Не противоречит настоящее решение Верховного Суда РФ и вступившему в законную силу решению Верховного Суда РФ от 18 июня 1998 г., вынесенному в отношении другого нормативного акта и не по рассматриваемому в настоящем деле вопросу.
С учетом изложенных обстоятельств кассационные жалобы заявителей не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.05.2000 N КАС 00-211