в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56
действует Редакция от 22.11.2000 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице

судьи Верховного Суда РФ генерал - лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
при секретаре старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С.,
с участием заявителя полковника юстиции Кужелева С.В.,
представителя другого заявителя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" (далее " Движение") Проходцева О.В.
и старшего военного прокурора Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Мурашкина И.В.,

рассмотрев гражданское дело по жалобе майора юстиции Пушкаря В.П. на Приказ Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 и жалобам Кужелева С.В. и " Движения" на Приказы Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61, от 2 июня 1999 года N 237 и от 27 августа 2000 года N 450,

4 февраля 1998 года Министр обороны РФ издал Приказ N 61 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", в подпункте "а" пункта 1 которого было установлено, что с 1 марта 1998 года военнослужащим, проходящим службу по контракту, месячные оклады в соответствии с занимаемой воинской должностью надлежит выплачивать с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этим же подпунктом начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ предписывалось представить конкретные размеры окладов офицеров и других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В пункте 4 этого Приказа устанавливается, что иностранную валюту военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, временно находящимся за границей и имеющим право на ее получение, следует выплачивать в ранее установленном порядке без учета выплат, предусмотренных этим Приказом.

В пункте 5 приказано обеспечить с 1 марта 1998 года перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ, исходя из окладов по воинским должностям, с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2 июня 1999 года подписан Приказ Министра обороны РФ N 237 "О признании не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации (утратившими силу) приказов и директив Министра обороны и его заместителей и внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации".

27 августа 2000 года Министром обороны РФ издан Приказ N 450 " Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в соответствии с пунктом 2 которого признан утратившим силу пункт 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года.

Пушкарь В.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просит признать подпункт "а" пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 недействительным, а действия Министра обороны РФ, издавшего этот Приказ, неправомерными.

" Движение" и Кужелев С.В. требуют признать Приказ Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 недействительным (незаконным) со дня издания в той мере, в которой он позволяет лишить военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации права на продолжение получения дополнительной выплаты (надбавки) в виде увеличения должностного оклада на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ, и обязать Министра обороны РФ и начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министра обороны РФ (далее ГУВ БиФ МО РФ), а согласно жалобе " Движения" также Президента РФ и Правительство РФ устранить это нарушение прав военнослужащих.

" Движение" и Кужелев С.В. просят определить ответственность Министра обороны РФ, начальника ГУВ Би Фа и других государственных служащих и должностных лиц, а согласно жалобе " Движения" также Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Правительства РФ за действия (бездействие) и решения, приведшие к нарушению прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих.

" Движение" и Кужелев С.В. ставят вопрос о признании незаконными (недействительными) с момента издания Приказа Министра обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237 и пункта 2 Приказа Министра обороны РФ от 27 августа 2000 года N 450 в части признания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 утратившим силу.

" Движение", кроме того, просит вынести частное определение в адрес Министра обороны РФ, а Кужелев С.В. ходатайствует о постановке вопроса перед Главной военной прокуратурой о возбуждении уголовного дела в связи с изданием оспариваемых Приказов.

Пушкарь В.П. и представитель Президента РФ в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство РФ о времени и месте рассмотрения дела извещено. В качестве его представителя прибыл Кудель С.Н., но к участию в судебное заседание он не допущен в этом качестве в связи с ненадлежащим оформлением полномочий.

Заслушав объяснения Кужелева С.В. и Проходцева О.В., поддержавших заявленные требования, объяснения Куделя С.Н. как представителя Министра обороны РФ и начальника ГУВ БиФ, возразившего против удовлетворения этих требований, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Мурашкина И.В., предложившего удовлетворить требования Кужелева С.В. и " Движения" о признании незаконным Приказа Министра обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237, вынести частное определение в адрес Министра обороны РФ, прекратить производство по жалобе Пушкаря В.П. в полном объеме и по жалобам " Движения" и Кужелева С.В. в части оспаривания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61, а в удовлетворении остальных требований отказать. Военная коллегия находит, что рассматриваемые требования заявителей подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления" нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года, не прошедшие государственную регистрацию либо хотя и зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Такие же требования закреплены и в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также в " Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

Как установлено судом на основании объяснений представителя Министра обороны РФ и сообщения Министерства юстиции РФ, оспариваемый " Движением" и Кужелевым Приказ Министра обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237 государственную регистрацию не прошел. Несмотря на это, он направлен для исполнения в воинские части, учреждения и заведения Министерства обороны РФ.

Кроме того, названный Приказ, имеющий нормативно - правовой характер, подписан не Министром обороны РФ, а его первым заместителем, что противоречит пункту 10 " Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357.

При таких данных оспариваемый " Движением" и Кужелевым С.В. Приказ Министра обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237 надлежит признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Учитывая, что по тем же основаниям и ранее признавался недействительным Приказ Министра обороны РФ, подлежит удовлетворению и требование " Движения" о вынесении частного определения в адрес Министра обороны РФ.

Требование " Движения" и Кужелева С.В. признать незаконным пункт 2 Приказа Министра обороны РФ от 27 августа 2000 года N 450 не подлежит удовлетворению, так как Министр обороны РФ, признавая пункт 1 своего же Приказа от 4 февраля 1998 года N 61 утратившим силу, действовал в пределах своих полномочий и не нарушил чьих-либо охраняемых законом прав и свобод.

Не могут быть удовлетворены требования Пушкаря В.П., а также требования других заявителей в части оспаривания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61, ибо в соответствии с Законом РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут быть лишь правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требовать судебного пресечения.

Поскольку оспариваемый пункт 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года отменен 27 августа 2000 года, в связи с чем не может требовать судебного пресечения, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Утверждение " Движения" и Кужелева С.В. о том, что Министр обороны РФ, издав Приказ от 4 февраля 1998 года N 61, лишил военнослужащих права на получение должностных окладов с увеличением на 25%, не соответствует действительности, поскольку военнослужащие Вооруженных Сил РФ, проходящие службы по контракту, за исключением военных следователей и прокуроров, продолжают получать выплату этого увеличения, но не как надбавку или дополнительную выплату, а как часть оклада по воинской должности. Это привело к реальному увеличению денежного довольствия военнослужащих, так как получаемые ими суммы денег в виде надбавок и дополнительных выплат исчисляются из увеличенных на 25% окладов по воинской должности.

Правовым основанием такого увеличения явилось Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349, которым Министру обороны РФ предоставлялось право устанавливать военнослужащим оклады по воинским должностям с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах. То, что Правительство РФ не само повысило оклады по воинским должностям, а передало это право Министру обороны РФ, не должно повлечь ущемление права военнослужащих Вооруженных Сил РФ на материальное обеспечение, соответствующее уровню материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба.

Что же касается военных следователей и прокуроров, а также военных судей, то их должностные оклады устанавливаются не Правительством РФ и не Министром обороны РФ, а исчисляются, согласно Законам РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и "О военных судах Российской Федерации", в процентном отношении от должностных окладов, соответственно, Генерального прокурора РФ и Председателя Верховного Суда РФ. Кроме того, необоснованность требований военных следователей, прокуроров и судей на получение должностных окладов с увеличением на 25% установлена вступившими в законную силу судебными решениями, в том числе в отношении Кужелева С.В. - Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 7 июня 2000 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством РФ. Учитывая, что в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" не указано о выплате иностранной валюты с увеличением на 25%, пункт 4 Приказа Министра обороны от 4 февраля 1998 года N 61 нельзя признать противоречащим закону, а поэтому недействительным.

Не подлежит удовлетворению и требование " Движения" и Кужелева С.В. признать недействительным п. 5 этого Приказа.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно подпункту "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии подлежат пересмотру в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих.

Поскольку установление окладов по воинской должности с увеличением на 25% повлекло повышение денежного довольствия военнослужащих, Министр обороны правомерно приказал в пункте 5 оспариваемого Приказа произвести перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ.

Принимая во внимание, что изданием Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 права военнослужащих не ущемлены, требования заявителей обязать Президента РФ, Правительство РФ, Председателя Правительства РФ, Министра обороны РФ, начальника ГУВ БиФ МО РФ устранить нарушение прав и определить ответственность этих и других лиц, а также поставить вопрос о возбуждении уголовного дела не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203, 219, п. 1, и 239.7 ГПК РСФСР,

жалобы Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" и Кужелева Сергея Васильевича удовлетворить частично:

- признать Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 1999 года N 237 недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания;

- вынести частное определение.

Производство по жалобе Пушкаря Владимира Петровича в полном объеме, а по жалобам " Движения" и Кужелева Сергея Васильевича в части оспаривания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 прекратить.

В удовлетворении жалоб " Движения" и Кужелева С.В. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после 27 ноября 2000 года.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЯСЬКИН

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 22.11.2000 N ВКПИ 00-56