Последнее обновление: 11.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204
Верховный Суд РФ в составе:
Председательствующего | Редченко Ю.Д., | |
при секретаре | Дончило В.В., | |
с участием прокурора | Масаловой Л.Ф., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению городским имуществом Санкт - Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга, ООО " Северо - западная продовольственная компания", ПО " Нарвский рынок", ООО " Лиговское", ООО " Красносельское" и ООО " Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 " Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц,
заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения противоречат ст. 5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Гражданскому и Земельному кодексам РФ, а также " Положению о Министерстве путей сообщения РФ", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848.
В жалобе при этом, в частности, указывают на то, что при принятии Положения МПС РФ вышло за пределы своей компетенции, поскольку законом ему не предоставлено право распоряжаться, как это следует из оспариваемых пунктов, землями железнодорожного транспорта, в результате чего неправомерно нарушаются их права и законные интересы при решении вопросов о пользовании этими землями.
В судебном заседании представители заявителей Петров Д.В., Сташок О.В., Филатов В.Д. и Керн В.А. предъявленное требование поддержали.
Представители МПС РФ Попов В.В., Китаев Н.А. и Горбунова А.В., Министерства юстиции РФ Меркулова Л.Я. и Жданова Т.А. с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения приняты МПС в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей сообщения РФ Приказом от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" (далее Положение), из содержания оспариваемых пунктов которого следует, что установление границ и размеров полосы отвода, пересмотр ее границ и размеров, изъятие временно не используемых земельных участков и т.п. осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок. Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.
Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами в соответствии с законодательством РФ.
Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода пользователь земли должен представить железной дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
По утверждению представителей МПС РФ железные дороги были созданы более 100 лет назад и их деятельность осуществляется на постоянной основе. Земли в полосе отвода предоставлены железным дорогам со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование, что следует и из приведенной выше нормы Закона "О федеральном железнодорожном транспорте", в связи с чем указание в п. 5 Положения о том, что установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, не противоречит закону и " Положению о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. N 91.
Содержание обжалуемых пунктов 13 - 15 и 17 Положения также не противоречит законодательству РФ, а доводы заявителей на этот счет являются ошибочными и не основанными на законе.
Земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной собственности, и региональным органам власти не предоставлено право распоряжаться ими, с чем фактически не согласны заявители.
Эти утверждения поддержали и представители Министерства юстиции РФ.
Приведенные представителями заинтересованных лиц доводы материалами дела не опровергнуты.
Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных данных и представителями заявителей.
Кроме того, анализ содержания оспариваемых пунктов Положения также свидетельствует о их соответствии действующему законодательству РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых пунктов Положения недействительными не имеется.
Довод заявителей о том, что МПС РФ при принятии Положения превысило свои полномочия, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и опровергается содержанием соответствующих правовых актов по этому вопросу.
В частности, в Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 и " Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом РФ 8 апреля 1996 г., установлено, что обязанность по установлению границ землепользования в застройке городов и других поселений возложена на территориальные Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
В Положении о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. N 91, предусмотрено, что Комитет организует межевание земель, выполняет работы по установлению (восстановлению) административно - территориальных границ и их техническое оформление.
Исходя из положений приведенных правовых актов, МПС РФ правомерно указало в п. 5 Положения, что установление границ полосы отвода и их пересмотр осуществляются территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, как пользователями земли, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств у суда не имеется оснований полагать, что п. 5 Положения в изложенной редакции принят МПС РФ с превышением своих полномочий.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том, что законодательством РФ допускается возможность осуществления организациями железнодорожного транспорта только лишь полномочий пользования землями железнодорожного транспорта и только исключительно для осуществления возложенных на них специальных задач, так как оно является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР порядок использования земель транспорта, входящих в состав земель городов и поселков, определяется законодательством РСФСР.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Таким органом власти является МПС РФ, которым этот порядок и был определен.
Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 52 Земельного кодекса РСФСР землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственника земли, за исключением случая, установленного п. 7 ч. 1 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв и на возмещение убытков, Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах 13 - 15 и 17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи земельных участков в полосе отвода во временное пользование другим лицам.
Право передачи в срочное пользование земельных участков в полосе отвода предусмотрено за железными дорогами и действующим по настоящее время Положением о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, в п. 6 которого предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.
Ссылка заявителей при этом на то, что содержащееся в оспариваемых пунктах Положения право предприятий железнодорожного транспорта на распоряжение переданными им в пользование земельными участками не согласуется с требованиями ст. 49 ГК РСФСР, не может быть признана обоснованной, поскольку в соответствии со ст. ст. 270 и 295 ГК РФ и ст. 4 (п. 2) Закона "О Федеральном железнодорожном транспорте" железные дороги, другие государственные унитарные предприятия могут распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, но только с согласия МПС, что и предусмотрено оспариваемым Положением.
О праве предприятий транспорта на предоставление служебных наделов для сельскохозяйственного использования земель отдельным категориям работников этих предприятий предусмотрено и ст. 85 Земельного кодекса РФ.
С учетом приведенных норм закона у суда не имеется оснований для вывода об отсутствии у предприятий железнодорожного транспорта права на передачу во временное пользование земельных участков третьим лицам из закрепленных за ними в постоянное пользование земель в полосе отвода.
Нельзя признать обоснованными доводы заявителей в той части, что Комитет по управлению городским имуществом С.- Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в связи с принятием оспариваемого Положения были неправомерно лишены права по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта, входящих в черту города, поскольку в соответствии с законодательством РФ региональным Комитетам не предоставлено право по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта.
То обстоятельство, что часть земель полосы отвода находится в черте города, не дает этим Комитетам права по распоряжению указанными землями, так как они отнесены к землям федерального значения, распоряжение которыми отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в лице МПС РФ (ст. 4 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте").
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Комитета по управлению городским имуществом Санкт - Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга, ООО " Северо - западная продовольственная компания", ПО " Нарвский рынок", ООО " Лиговское", ООО " Красносельское" и ООО " Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 " Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204