в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации -
генерал - майора юстиции
Хомчика В.В.,
при секретаре -
старшем лейтенанте юстиции
Безнасюке А.С.,
с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции
Тумбасова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях,

Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установили для указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях с 1 января 1988 года.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории республики Коми, то есть с 1983 года.

Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.

Представитель Председателя Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20 ноября 1990 г. регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не распространяется и Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 г. Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. Оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. издано в соответствии с указанным Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и условиями его выплаты, так и его размерами.

Выслушав объяснения представителя Председателя Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20 ноября 1990 г. и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 г.

Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель, правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы.

В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

В соответствии со ст. 14 этого Закона назначается пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст. 94 того же Закона и ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 г., периоды работы в этих районах исчисляются в льготном, полуторном размере.

Согласно действующему в настоящее время Перечню районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года Республика Коми (за исключением некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.

В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях, явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 г., а также Приложения к нему N 1 и N 2.

Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.

При этом служба в Республике Коми в местностях севернее Полярного круга согласно абзацу 6 раздела 1 Перечня: для военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) - с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции - с 1 января 1970 года, засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за два месяца, а в других местностях Республики Коми согласно обжалуемому заявителем абзацу 5 раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года - один месяц службы за полтора месяца.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Вопреки утверждению заявителя оспариваемая норма не противоречит Законам РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" и ст. 5 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.

Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" на условиях и по нормам, установленным Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.

Таким образом, заявитель при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ

Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10.01.2001 N ВКПИ 00-86