Последнее обновление: 13.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего | Редченко Ю.Д., | |
при секретаре | Бирюковой Е.Ю., | |
с участием прокурора | Масаловой Л.Ф., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Конкурсного управляющего АООТ " Новая Самара" о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1992 г. N 59 (в редакции Постановления от 21 марта 1994 г. N 209) "О мерах по продаже не завершенных строительством объектов",
Конкурсный управляющий Зуев Ф.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Постановление Правительства без законных оснований ограничивает права акционерных обществ по распоряжению принадлежащим им имуществом, что противоречит ст. ст. 50 и 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 " Положения об акционерных обществах", утв. Постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601.
В судебном заседании заявитель Зуев Ф.В. и его представитель Егорова И.Ю. предъявленное требование поддержали, но при этом уточнили его и просили признать незаконным только абзац 1 пункта 1 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации в части слов: "а также объекты, для завершения строительства которых создаются консорциумы, акционерные общества, товарищества или привлекаются банковские кредиты".
Представитель Правительства Российской Федерации Кузнецова Н.Е. с заявленным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, а также представителя Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Как установлено судом, в целях создания организационных, правовых, экономических предпосылок для ускоренного вовлечения в хозяйственный оборот не завершенных строительством объектов Правительством Российской Федерации 3 февраля 1992 г. было принято Постановление N 59 "О мерах по продаже не завершенных строительством объектов", из содержания абзаца 1 п. 1 которого следует, что начиная с 1992 г. не завершенные строительством объекты, сооружаемые за счет республиканского бюджета Российской Федерации и средств государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, не обеспеченные финансированием и материально - техническими ресурсами, необходимыми для их завершения в нормативные сроки, подлежат реализации с открытых торгов предприятиям, организациям, гражданам и иностранным инвесторам. Исключение составляют объекты, не подлежащие продаже, по перечню, ежегодно утверждаемому по предложению министерств и ведомств Российской Федерации Министерством экономики и финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, а также объекты, для завершения строительства которых создаются консорциумы, акционерные общества, товарищества или привлекаются банковские кредиты. По утверждению представителя Правительства Российской Федерации Кузнецовой Н.Е., оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах своих полномочий, предусмотренных ст. ст. 14 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", и прав заявителя не нарушает.
Пунктом 1 данного Постановления предусматривается недопустимость реализации не завершенных строительством объектов с открытых торгов в случае, если для завершения их строительства созданы консорциумы, акционерные общества, товарищества или привлекаются банковские кредиты. Следовательно, названным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации в этом случае решен лишь вопрос только о запрете продажи не завершенных строительством объектов с открытых торгов и на последующие правоотношения, связанные с распоряжением этим имуществом, он не распространяется.
Это утверждение представителя Правительства Российской Федерации материалами дела не опровергнуто.
Не представлено каких-либо убедительных данных в его опровержение и самим заявителем.
Анализ содержания оспариваемого пункта Постановления Правительства Российской Федерации в указанной части, исходя из его смысловой направленности, также не может свидетельствовать о его несоответствии действующему законодательству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого пункта Постановления Правительства Российской Федерации недействительным (незаконным) не имеется.
Довод заявителя Зуева Ф.В. и его представителя о том, что оспариваемый пункт Постановления, в нарушение требований ст. ст. 50 и 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивает права акционерных обществ по распоряжению принадлежащим им имуществом, не может быть принят во внимание, поскольку данный пункт эти правоотношения не регулирует и никаких ограничений по распоряжению акционерными обществами своим имуществом не содержит.
То обстоятельство, что в своем решении по конкретному делу, касающемуся правоотношений собственности, арбитражный суд сослался на указанное Постановление Правительства Российской Федерации, само по себе не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку арбитражным судом вопрос о соответствии названного Постановления законодательству Российской Федерации не рассматривался. Что же касается правомерности правоприменительной практики арбитражного суда, то заявитель, в случае несогласия с принятым этим судом решением, не лишен возможности обжаловать его в установленном порядке.
Кроме того, суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что в случае удовлетворения заявленного требования фактически будут нарушены права акционерных обществ, товариществ и консорциумов, созданных для окончания не завершенных строительством объектов, так как принятые ими для завершения строительства объекты в этом случае подлежали бы изъятию у них с направлением их на реализацию с открытых торгов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другие доводы, на которые ссылались в суде заявитель и его представитель, также не могут служить основанием к удовлетворению заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Конкурсного управляющего АООТ " Новая Самара" Зуева Ф.В. о признании незаконным абзаца 1 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1992 г. N 59 (в редакции Постановления от 21 марта 1994 г. N 209) "О мерах по продаже не завершенных строительством объектов", в части слов: "а также объекты, для завершения строительства которых создаются консорциумы, акционерные общества, товарищества или привлекаются банковские кредиты", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N ГКПИ 01-28