не действует
Редакция от 27.06.2001
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 N 483 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ" |
Вид документа | постановление, программа |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 483 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 27.06.2001 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация | - На момент включения в базу документ опубликован не был
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
|
Навигатор | Примечания |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 N 483 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ"
ПостановлениеВ целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г.
N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫНаименование Программы | | - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы |
| | |
Основание для разработки Программы | | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р |
| | |
Государственный заказчик | | - Министерство образования Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | | - Министерство образования Российской Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова |
Цель Программы | | - сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России |
Задачи Программы | | - развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде русского языка и русской культуры с помощью средств массовой информации |
Сроки реализации Программы | | - 2002-2005 годы |
Части и разделы Программы | | - часть I. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Разделы: 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка |
| | 2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры |
| | 3. Русский язык как мировой язык |
| | Часть II. Прочие нужды |
| | Разделы: |
| | 1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного |
| | 2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад |
| | 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы |
| | 4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации |
| | 5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом |
| | |
Объемы и источники финансирования | | - всего на 2002-2005 годы - 80470 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 50830 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15040 тыс. рублей, внебюджетные средства - 14600 тыс. рублей; |
| | на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 27290 тыс. рублей, |
| | в том числе средства федерального бюджета - 7250 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 11040 тыс. рублей, внебюджетные средства - 9000 тыс. рублей; |
| | на прочие нужды - 53180 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 43580 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 4000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 5600 тыс. рублей |
| | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | | - новый свод правил современного русского языка; |
| | разработка словарной и грамматической кодификации русского языка; |
| | аналитические доклады по вопросу функционирования русского языка как межнационального; |
| | разработка новых технологий обучения русскому языку, создание нового поколения учебников; |
| | разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка должностными лицами и государственными служащими; |
| | разработка стандартов в области контроля качества владения нормами русского литературного языка, подготовка типовых тестовых материалов; |
| | разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО; |
| | выпуск нового поколения учебно-методической литературы; |
| | создание и освоение современных методов преподавания русского языка в средней и высшей школе в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья; |
| | получение сведений о реальной языковой ситуации в России; |
| | составление научного прогноза развития межъязыковых отношений в стране; |
| | разработка теории языковой политики в многонациональном государстве; |
| | разработка законодательной базы, регулирующей функционирование русского языка как государственного; |
| | издание новых образцов научной, популярной и справочной литературы по русскому языку; |
| | подготовка справочников, словарей, текстов с культурологическим комментарием, направленных на сохранение русской духовности в системе образования; |
| | подготовка вузовских программ по современному русскому языку, его истории, диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка и культуре речи; |
| | разработка курсов дистанционного обучения русскому языку как иностранному; |
| | создание гибких моделей обучения русскому языку как иностранному; |
| | подготовка нового поколения программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному; |
| | создание цикла передач на телевидении и радио, пропагандирующих русский язык и русскую культуру; |
| | разработка региональных программ "Русский язык", входящих в общую систему мероприятий. |
| | |
Система организации контроля за исполнением Программы | | - определяется Министерством образования Российской Федерации |
| | |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиРусский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и задачи реализации ПрограммыЦелью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Задачами Программы являются:
развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере образования;
разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры.
Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.
3. Программные мероприятияСистема программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "Прочие нужды".
Первая часть "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" включает три раздела:
русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;
русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;
русский язык как мировой язык.
Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.
Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.
На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
4. Ресурсное обеспечение ПрограммыИсточником финансирования Программы является федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные средства.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы с 2002 по 2005 годы составляет 80470 тыс. рублей, в том числе 50830 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, 15040 тыс. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 14600 тыс. рублей за счет внебюджетных средств. Ассигнования на 2002 год составляют 20385 тыс. рублей, в том числе 12295 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, 3940 тыс. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 4150 тыс. рублей за счет внебюджетных средств. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм реализации ПрограммыРеализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Министерством образования Российской Федерации с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.
Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Министерство образования Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Руководителем Программы является заместитель Министра образования Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию и результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполненияОсновные функции по управлению реализацией Программы выполняет координационный совет, в состав которого включаются авторитетные ученые, представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций академической и вузовской науки.
Координационный совет участвует в выборе конкретных научных и научно-методических направлений исследований, оценке полноты и комплексности программных мероприятий, проведении экспертизы проектов, распределении средств по направлениям научных исследований и мероприятиям, приемке завершенных работ и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством образования Российской Федерации. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются с привлечением научной общественности и экспертов. Работы принимаются заказчиком в установленном порядке.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Министерства образования Российской Федерации, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство образования Российской Федерации уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.
7. Оценка эффективности реализации ПрограммыВ результате реализации Программы будет:
улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;
обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;
повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;
активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫОсновные мероприятия Программы | Источник финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | Ожидаемые результаты реализации Программы |
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2002-2005 годы |
Часть I. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка |
Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации |
1. Разработка норм грамматической кодификации русского языка. Совершенствование правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации | федеральный бюджет | 100 | | | | 100 | новый свод правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации и рекомендации по грамматической кодификации русского языка |
2. Анализ российского и зарубежного законодательства по вопросам языковой политики. Исследование нормативных и правовых актов по вопросам русского языка | федеральный бюджет | 50 | 60 | 80 | 90 | 280 | аналитические доклады по языковой политике, внесение предложений по изменению и дополнению законодательной базы по вопросам русского языка и языковой политики |
3. Проведение этносоциологического исследования в области функционирования русского языка в условиях многоязычия | федеральный бюджет | 120 | 130 | 160 | 190 | 600 | аналитические доклады по вопросам функционирования русского языка как межнационального, информация об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде, этносоциологические исследования в области взаимоотношений русского языка и национальных языков в России |
4. Исследование состояния и функционирования русского языка как государственного в субъектах Российской Федерации. Разработка языковой политики в многонациональном государстве | федеральный бюджет | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | аналитические доклады, представляемые в Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации |
5. Разработка региональных программ по русскому языку | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | региональные программы по русскому языку |
ИТОГО | | 870 | 790 | 840 | 880 | 3380 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства федерального бюджета | | 370 | 290 | 340 | 380 | 1380 | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | |
Оценка качества и уровня владения русским языком |
6. Разработка квалификационных требований по использованию русского языка государственными служащими | федеральный бюджет | 140 | 150 | 170 | 240 | 700 | требования к владению русским языком государственными служащими |
7. Разработка стандартов в области контроля качества русского литературного языка. Подготовка типовых тестовых материалов | федеральный бюджет | 110 | 110 | 110 | 110 | 440 | создание централизованной системы тестирования |
8. Разработка документов о международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО | федеральный бюджет | | 150 | 150 | 150 | 450 | теоретико - методическая база для включения русского языка в международное образовательное пространство |
ИТОГО | | 250 | 410 | 430 | 500 | 1590 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 250 | 410 | 430 | 500 | 1590 | |
2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры |
Исследования в области русского языка и культуры речи |
9. Изучение, анализ видов и жанров современной русской словесности, лучших образцов художественного творчества | федеральный бюджет | | | 100 | | 100 | сборник многожанровых текстов современного русского языка и научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности |
10. Исследования по истории русского языка, способствующие развитию русского национального самосознания | федеральный бюджет | 50 | 100 | 120 | 130 | 400 | научные публикации, посвященные различным хронологическим периодам развития русского языка |
ИТОГО | | 50 | 100 | 220 | 130 | 500 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 50 | 100 | 220 | 130 | 500 | |
Исследования в области художественной литературы и духовной культуры русского народа |
11. Литературоведческие исследования в области отечественной классической литературы. Обобщение опыта русской школы художественного перевода и дальнейшее ее развитие | внебюджетные средства | 2000 | 2000 | 2000 | | 6000 | ознакомление широкого круга читателей с классическими произведениями русской литературы |
12. Внедрение новейших электронных технологий в литературоведение. Использование новых типов информационных носителей | федеральный бюджет | 100 | 150 | 160 | 190 | 600 | информационная система по проблемам развития русской литературы |
13. Разработка информационного и программного обеспечения для формирования базы данных по русской литературе и культуре | федеральный бюджет | 50 | 50 | 70 | 200 | 370 | банк данных по русской литературе и культуре |
14. Культурологические комментарии к произведениям русской классической литературы | федеральный бюджет | | 100 | 100 | | 200 | тексты с культурологическими комментариями |
15. Разработка новых программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка, культуре речи для вузов | федеральный бюджет | 150 | | | | 150 | новые программы по современному русскому языку с учетом последних достижений науки (для языковых факультетов вузов) |
ИТОГО | | 2300 | 2300 | 2330 | 390 | 7320 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства федерального бюджета | | 300 | 300 | 330 | 390 | 1320 | |
внебюджетные средства | | 2000 | 2000 | 2000 | | 6000 | |
Русский язык в системе среднего и высшего образования |
16. Экспертиза современных концепций языкового образования в вузах и школах в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 240 | 200 | 200 | 200 | 840 | унификация концепций языкового образования в русской и национальных школах Российской Федерации |
17. Экспертиза действующих и разработка экспериментальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (русский язык и литература) | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 4000 | экспериментальные концепции учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации |
18. Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры | внебюджетные средства | 150 | 150 | 150 | 350 | 800 | учебно-методические программы преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры |
19. Разработка концепций языкового образования и подготовка экспериментальных программ русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 4000 | экспериментальные программы русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России |
20. Подготовка учебных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом школьной образовательной системы на 12-летнее обучение | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 200 | | | | 200 | новые учебные программы в области русской словесности |
21. Разработка курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России | внебюджетные средства | 600 | 600 | 600 | 400 | 2200 | курсы дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России |
ИТОГО | | 3190 | 2950 | 2950 | 2950 | 12040 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | 2440 | 2200 | 2200 | 2200 | 9040 | |
внебюджетные средства | | 750 | 750 | 750 | 750 | 3000 | |
Русский язык в средствах массовой информации |
22. Разработка принципов создания научно-методических рекомендаций по русскому языку и культуре речи для работников средств массовой информации | федеральный бюджет | 50 | 70 | 80 | 120 | 320 | научно-методические рекомендации по проблемам культуры речи для работников средств массовой информации |
23. Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку | федеральный бюджет | 50 | 70 | 80 | 100 | 300 | научно-методические рекомендации для учителей и преподавателей русского языка и литературы по использованию средств массовой информации в учебном процессе |
24. Использование средств массовой информации для пропаганды русского языка и русской культуры за рубежом в условиях новой геополитической ситуации | федеральный бюджет | 50 | 70 | 80 | 100 | 300 | создание условий для функционирования русского языка в информационном пространстве государств - участников СНГ и стран Балтии |
ИТОГО | | 150 | 210 | 240 | 320 | 920 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 150 | 210 | 240 | 320 | 920 | |
3. Русский язык как мировой язык Исследования в области обучения русскому языку как иностранному |
25. Исследования в области функционирования русского языка и национально-языковых процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии | федеральный бюджет | 75 | 100 | 100 | 125 | 400 | научные публикации (монографии, обзоры и пр.), рекомендации по сохранению позиций русского языка в зарубежных странах |
26. Разработка новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом целей и задач дистанционного обучения | федеральный бюджет | 50 | 60 | 80 | 100 | 290 | авторские методики обучения русскому языку иностранцев, курсы по изучению русского языка как неродного для учащихся различных категорий |
ИТОГО | | 125 | 160 | 180 | 225 | 690 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 125 | 160 | 180 | 225 | 690 | |
Русский язык как средство ознакомления с культурой России |
27. Исследование проблем взаимосвязи языка и культуры. Изучение социолингвистического и культурологического аспектов функционирования русского языка как языка международного общения | федеральный бюджет | | | 100 | 100 | 200 | информационные обзоры для Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и рекомендации по изучению русской культуры иностранными учащимися |
28. Создание гибких моделей языкового образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем | федеральный бюджет | 50 | 50 | 40 | 40 | 180 | соглашения, программы совместных исследований |
29. Лингвокультурологическое описание русского языка | федеральный бюджет | 50 | 50 | 40 | 40 | 180 | лингвокультурологический тезаурус русского языка и понятий русской культуры |
ИТОГО | | 100 | 100 | 180 | 180 | 560 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 100 | 100 | 180 | 180 | 560 | |
Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников, живущих за рубежом |
30. Разработка специальной программы "Русский язык для русских, проживающих за рубежом". Подготовка нового поколения учебно-методических программ по русскому языку для русских, живущих за рубежом | федеральный бюджет | 60 | 80 | | | 140 | учебно-методические программы нового поколения по русскому языку для русских, живущих за рубежом |
31. Социолингвистические проблемы использования русского языка как родного за рубежом | федеральный бюджет | | | | 150 | 150 | банк данных, научные публикации, аналитические справки для Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации |
ИТОГО | | 60 | 80 | | 150 | 290 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 60 | 80 | | 150 | 290 | |
Часть II. Прочие нужды |
1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного |
32. Разработка эффективных стратегий и технологий для формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей русского языка как иностранного | федеральный бюджет | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | сертификация качества подготовки и переподготовки преподавателей русского языка как иностранного |
33. Роль инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному | федеральный бюджет | 400 | 400 | 400 | 800 | 2000 | разработка на основе новых технологий программ, комплекса учебных и сценарных материалов для преподавания русского языка как иностранного различным категориям учащихся |
34. Разработка гибких моделей обучения русскому языку как иностранному в разных странах с учетом конкретных условий организации учебного процесса | федеральный бюджет | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного по гибким моделям обучения |
35. Обеспечение подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (из числа граждан Российской Федерации и зарубежных стран) | федеральный бюджет | 800 | 800 | 800 | 800 | 3200 | создание системы переподготовки преподавателей русского языка как иностранного в структурах холдингового типа |
ИТОГО | | 2200 | 2200 | 2200 | 2600 | 9200 | |
в том числе средства федерального бюджета | | 2200 | 2200 | 2200 | 2600 | 9200 | |
2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад |
36. Проведение международных совещаний преподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом | федеральный бюджет | 400 | 400 | | 400 | 1200 | рекомендации по вопросам развития и функционирования русского языка за рубежом |
37. Проведение международного семинара (симпозиума) по проблемам правового обеспечения статуса государственных и официальных языков | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | 400 | | | 400 | обобщение зарубежного опыта в создании правовой базы для функционирования официальных языков во внутригосударственных и в межгосударственных отношениях |
38. Организация ежегодных конференций по проблемам языковой ситуации в России, государствах - участниках СНГ и странах Балтии, других иностранных государствах | внебюджетные средства | 50 | 50 | 50 | 50 | 200 | аналитические обзоры для Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, публикации по итогам конференций |
39. Проведение ежегодных всероссийских олимпиад школьников по русскому языку | внебюджетные средства | 50 | 50 | 50 | 50 | 200 | выявление детей, наиболее одаренных в области русского языка и литературы, с целью оказания им дальнейшей поддержки |
40. Проведение ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября) | федеральный бюджет | 250 | 250 | 250 | 250 | 1000 | повышение престижа русского языка в России и за рубежом |
ИТОГО | | 750 | 1150 | 350 | 750 | 3000 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства федерального бюджета | | 650 | 650 | 250 | 650 | 2200 | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | | 400 | | | 400 | |
внебюджетные средства | | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | |
3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы |
41. Создание системы банка данных о русском языке, его функционировании, о динамике языковой ситуации в России, субъектах Российской Федерации и за рубежом | федеральный бюджет | 600 | 600 | 600 | 600 | 2400 | организация системы банка данных о русском языке |
42. Издание двуязычных словарей (русско-национальных, национально-русских) | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | удовлетворение потребностей в двуязычных словарях граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации |
43. Издание словарей современного русского языка | федеральный бюджет | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 8000 | удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в справочной литературе по русскому языку |
44. Издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах) | внебюджетные средства | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 4000 | новое издание, содержащее толкования всех слов и выражений, встречающихся в произведениях А.С.Пушкина |
45. Популяризация классических работ по проблемам русистики | федеральный бюджет | 190 | 190 | 190 | 210 | 780 | издание классических работ по проблемам русистики |
46. Издание учебников нового поколения по русскому языку и литературе для школ русской диаспоры | федеральный бюджет | 250 | 250 | 250 | 250 | 1000 | удовлетворение потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, в учебной литературе, аудио- и видео-материалах, компьютерных курсах по русскому языку и литературе (для различных ступеней обучения) |
47. Издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации | внебюджетные средства | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 | обеспечение работников средств массовой информации практическими пособиями и справочниками по русскому языку |
ИТОГО | | 4740 | 4740 | 4740 | 4760 | 18980 | |
в том числе: средства федерального бюджета | | 3040 | 3040 | 3040 | 3060 | 12180 | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | |
внебюджетные средства | | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 4800 | |
4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации |
48. Подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы | федеральный бюджет | 1000 | 1500 | | 1500 | 4000 | повышение культуры речи, уровня знаний в области литературы, этимологии, лексикологии и текстологии русского языка |
ИТОГО | | 1000 | 1500 | | 1500 | 4000 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства федерального бюджета | | 1000 | 1500 | | 1500 | 4000 | |
5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом |
49. Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы | федеральный бюджет | 4000 | 6000 | 3000 | 3000 | 16000 | проведение международных конгрессов, международных олимпиад по русскому языку среди школьников и студентов |
50. Разработка системы некоммерческого распространения в государствах - участниках СНГ и странах Балтии учебно-методической литературы по русскому языку и педагогических периодических изданий | внебюджетные средства | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | создание единого образовательного пространства Российской Федерации, государств - участников СНГ и стран Балтии |
51. Командирование членов координационного совета по федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы в регионы России | средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | отчеты, аналитические справки |
ИТОГО | | 4600 | 6600 | 3600 | 3600 | 18400 | |
в том числе: | | | | | | | |
средства федерального бюджета | | 4000 | 6000 | 3000 | 3000 | 16000 | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | | 500 | 500 | 500 | 500 | 2000 | |
внебюджетные средства | | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 | |