в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 10.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928
действует Редакция от 25.06.2001 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.,
при секретаре Плахута Н.С.,
с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Турова Игоря Юзефовича о признании не соответствующим закону п. 12.2 Наставления по работе дорожно - патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297,

Туров И.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим закону положения п. 12.2 Наставления по работе дорожно - патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, в той части, в которой данная норма допускает применение сотрудниками ГИБДД МВД России оперативно - розыскных мероприятий без достаточных оснований в отношении неопределенного круга участников дорожного движения.

Как указывает заявитель, пункт 12.2 оспариваемого нормативного акта допускает проведение скрытого наблюдения за любыми участниками дорожного движения, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права граждан на неприкосновенность частной жизни и на недопустимость сбора, хранения и использования информации о частной жизни лица без его согласия.

Заявитель Туров И.Ю. о дне слушания дела извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представители заинтересованных лиц: МВД России Быченкова И.В., Попов М.И., Чучуев Д.В., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции МВД России, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: МВД России Быченковой И.В., Попова М.И., Чучуева Д.В., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. N 297 (в редакции Приказа МВД России от 21 июня 1999 г. N 453) утверждены Наставления по работе дорожно - патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 12.2 Наставления контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.

Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает организацию и осуществление государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 30 ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Из содержания п. 12.2 Наставления следует, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным и является одним из методов надзора за соблюдением Правил дорожного движения.

Из объяснений представителя МВД России Быченковой И.В. следует, что контроль осуществляется не за конкретным гражданином и не с целью сбора какой-либо информации, а за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения.

При выявлении нарушения и остановке транспортного средства производится оформление материалов.

При этом сбор, хранение и использование какой-либо информации о частной жизни гражданина не производится.

Осуществление сотрудниками дорожно - патрульной службы ГИБДД скрытого контроля за дорожным движением не относится к оперативно - розыскной деятельности, и доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом положений Федерального закона " Об оперативно - розыскной деятельности" являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, принят в пределах компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации и не нарушает прав и свобод граждан, заявление Турова И.Ю. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Турова Игоря Юзефовича о признании не соответствующим закону п. 12.2 Наставления по работе дорожно - патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ 2001-928