Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда | Редченко Ю.Д., | |
при секретаре | Жуковой И.В., | |
с участием прокурора | Гончаровой Н.Ю., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального директора ЗАО " Канский биохимический завод" Петухова Леонида Егоровича о признании недействительными " Правил выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292,
заявитель Петухов Л.Е. от лица ЗАО " Канский биохимический завод" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые Правила, предусматривающие необходимость получения квот на производство и поставку этилового спирта, денатурата и спиртосодержащей продукции, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права юридических лиц - производителей указанной выше продукции.
В заявлении, в частности, указывает на то, что Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями от 7 января 1999 г.) такой метод государственного регулирования, как выдачу квот на производство и поставку названной продукции ее производителям, не предусматривает. Данным Законом предусмотрена необходимость квотирования лишь закупок этилового спирта. В перечне ограничений, вводимых Российской Федерацией в области производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 26 названного Закона), обязательность квотирования производства и оборота данной продукции также не установлена.
Действующий же в настоящее время порядок выдачи квот на производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, установленный оспариваемыми Правилами, фактически ограничил уставную деятельность предприятия - заявителя в соответствии с полученными им лицензиями.
В судебном заседании представители заявителя Погоденков В.К. и Найдин А.В. предъявленное требование поддержали.
Представители Правительства РФ Оже Н.А., Межонов А.В., Сенотрусова А.К. и Насеров Э.Ш. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые Правила законодательству РФ не противоречат и прав заявителя фактически не ограничивают.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей заявленное требование удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 15 июля 1995 г. (в редакции ФЗ от 7 января 1999 г.) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих приборов; продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий или не имеющим квот на его закупку, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот; оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, и приведены другие, установленные данным Законом, ограничения в этой области.
Из содержания данной нормы Закона также следует, что наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292 были утверждены " Правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", которыми установлено, что квота определяет объем производства продукции юридическим лицом в соответствии с балансами производства и потребления этилового спирта из всех видов сырья и что производство данной продукции без соответствующих квот запрещается.
По утверждению представителей заявителя, оспариваемые Правила не соответствуют требованиям вышеназванного Закона и устанавливают не предусмотренные им и какими-либо другими федеральными законами ограничения на производство этилового спирта, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, чем нарушают права ЗАО " Канский биохимический завод".
Эти утверждения представителей заявителя материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителями Правительства РФ.
Анализ содержания оспариваемых Правил также свидетельствует о их несоответствии общему смыслу и логике Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." и, в частности, положениям, указанным в его ст. 26, не предусматривающей ограничений либо запретов на производство этилового спирта и спиртосодержащей продукции без соответствующих квот на их производство.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Правила подлежат признанию незаконными и не подлежащими применению.
Довод представителей Правительства РФ о том, что требование Правил о необходимости получения производителями этилового спирта и спиртосодержащей продукции соответствующей квоты на их производство не является ограничением их прав, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и опровергается имеющимися в деле данными.
В частности, из объяснений представителей заявителя, чего не оспаривали в суде и представители Правительства РФ, следует, что без получения квоты производство этилового спирта и спиртосодержащей продукции не допускается.
Об этом же свидетельствует и содержание п. 6 Правил, запрещающего производство указанной выше продукции без соответствующих квот на ее производство. Исходя из этого, суд расценивает содержащийся в Правилах запрет на производство названной продукции без получения не предусмотренных законом квот, как прямое ограничение прав ее производителей.
Не может быть признана обоснованной и ссылка представителей Правительства РФ на необходимость государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, поскольку Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." предусмотрены соответствующие формы государственного контроля за производством этой продукции, в частности, необходимость получения лицензии на такой вид деятельности (ст. 11), предоставление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 14), запрет на продажу этилового спирта организациям, не имеющим квот на его закупку либо продажу этой продукции сверх указанных квот (ст. ст. 9 и 26).
Введение же каких-либо дополнительных форм государственного контроля за производством названной продукции, фактически ограничивающих права производителей, допускается только федеральным законом.
Содержащееся в оспариваемых Правилах ограничение в виде необходимости получения квот на производство указанной выше продукции ни Федеральным законом "О государственном регулировании...", ни другими федеральными законами, как уже отмечалось выше, не предусмотрено.
Что касается имеющегося в ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" упоминания о праве на первоочередное получение квот для производства или потребления этилового спирта организациями, работающими по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям, то его, исходя из смысла и направленности всего содержания данного Закона, нельзя признать в качестве обстоятельства, возлагающего на производителей обязанность по получению такого рода квот.
Данное упоминание содержится в норме Закона, фактически устанавливающей квоты на закупку этилового спирта.
В нормах же Закона, непосредственно регулирующих условия производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. ст. 8, 9, 11, 14), обязанности производителей по получению квот на производство этой продукции не содержится. Не содержится в нормах данного Закона и какой-либо ответственности предприятий за производство такой продукции без соответствующих на это квот, что в целом свидетельствует об отсутствии обязанности производителей на их получение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Генерального директора ЗАО " Канский биохимический завод" Петухова Л.Е. удовлетворить.
Признать " Правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г. N 1292, незаконными и не подлежащими применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.05.2001 N ГКПИ 2001-783