в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53
действует Редакция от 13.07.2001 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

генерал - майора юстиции Коронца А.Н.,
при секретаре - капитане юстиции с участием помощника Главного военного прокурора Безнасюке А.,
полковника юстиции Милованова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамова Юрия Владимировича о признании незаконными:

п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии;

п. 5 Положения о суворовских военных, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, в части невключения времени обучения в этих учебных заведениях в выслугу лет для назначении пенсии,

Абрамов Ю.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, считая, что суворовские, нахимовские и военно - музыкальное училища являются средними специальными учебными заведениями, а статус суворовца (нахимовца, воспитанника) аналогичен статусу курсанта до принятия им присяги, а поэтому невключение времени обучения в суворовских, нахимовском и военно - музыкальном училищах в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим нарушает их равенство перед другими гражданами.

В судебном заседании Абрамов Ю.В. свои требования поддержал.

Заслушав представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Батурина Ю.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В., полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 отказать, а производство по делу в части оспаривания п. 5 " Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах" ( Приказ Министра обороны N 150 1981 года) прекратить, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы, а равно для правил исчисления пенсионной надбавки.

В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

В соответствии со ст. 91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой.

Согласно статье 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" суворовские военные училища, нахимовские военно - морские училища и военно - музыкальные училища, создаваемые Правительством, являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Таким образом, суворовские училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 с последующими изменениями и дополнениями, а также Приложения к нему N 1 и N 2.

Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам - женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма Постановления Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

Что же касается Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, согласно которому время обучения суворовцев, нахимовцев и воспитанников в суворовском, нахимовском и военно - музыкальном училищах в срок действительной военной службы не засчитывается, то указанный нормативный акт был отменен Приказом Министра обороны РФ от 10 апреля 2001 года N 162.

В соответствии с Законом Российской Федерации " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на ... момент рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требующие судебного пресечения.

Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упомянутому Закону. Поэтому, если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме заявления на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.

Если же указанное обстоятельство обнаруживается в процессе рассмотрения заявленного требования по существу, производство по делу надлежит прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.

Поскольку оспариваемый Приказ Министра обороны СССР в настоящий момент фактически утратил силу в связи с отменой, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 219 и ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

Абрамову Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, отказать.

Производство по делу в части оспаривания п. 5 " Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах", введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2001 N ВКПИ 01-53