в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916
отменен/утратил силу Редакция от 24.07.2001 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Харланова А.В.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "РС сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 " Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее Правила).

Абзацем 2 п. 12 данных Правил определено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г. строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет - фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.

ООО "РС сервис-99" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного выше положения Правил недействующим (незаконным), ссылаясь на то, что абзац 2 пункта 12 Правил устанавливает иной, отличный от установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок определения суммы налоговых вычетов при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления, ограничивающий законные права как налогоплательщика.

В судебном заседании представители ООО "РС сервис-99" Зубков В.В. и Белохонова Е.Л. поддержали доводы заявления и просили суд признать недействующим (незаконным) оспариваемое положение утвержденных Постановлением Правительства РФ Правил. Представители ООО "РС сервис-99" пояснили, что абзац 2 пункта 12 Правил изменил порядок определения суммы налоговых вычетов, установленный пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции; а именно, ввело иной порядок в сравнении с тем, который установлен Налоговым кодексом РФ, установило для организаций, выполняющих строительно - монтажные работы для собственного потребления, дополнительную обязанность по выписыванию счета - фактуры. Тем самым были нарушены требования ст. ст. 1 (пункт 1), 3, 4 (пункт 1), 6 (пункт 3) Налогового кодекса РФ и неправильно применены положения его статей 159, 166, 169, 171 - 173 данного Кодекса.

В результате принятия Правительством РФ оспариваемого положения создана угроза нарушения прав заявителя в случае выполнения им строительно - монтажных работ для собственного потребления, так как будет уменьшена сумма налоговых вычетов. В настоящее же время строительно - монтажные работы для собственного потребления ими не ведутся и ранее не велись.

Представители Правительства Российской Федерации Ковалевская Д.Е., Фесенко Л.П., Харламова Н.С. доводы заявления не признали и просили оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемое положение Правил федеральному законодательству не противоречит. Правила утверждены Правительством РФ на основании п. 8 ст. 169 Налогового кодекса РФ, то есть в пределах компетенции, предоставленной Правительству РФ. Доказательств нарушения заявителем его прав оспариваемым абзацем 2 п. 12 Правил последним не представлено, поскольку строительно - монтажные работы для собственного потребления им не ведутся в настоящее время, и фактов неправильного производства налоговых вычетов в отношении заявителя им не приведено.

Выслушав объяснения представителей ООО "РС сервис-99" и Правительства РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей ООО "РС сервис-99" в удовлетворении заявления отказать, суд находит, что заявление ООО "РС сервис-99" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следовательно, принимая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы полномочий, предоставленных ему законом.

С доводами заявителя о том, что абзац 2 пункта 12 Правил должен быть признан незаконным, поскольку им изменен порядок определения суммы налоговых вычетов, установленный п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ, и установлена для организаций, выполняющих строительно - монтажные работы для собственного потребления, дополнительная обязанность по выписыванию счета - фактуры, суд согласиться не может.

Абзацем 2 п. 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, определено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г. строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет - фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.

Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по выполнению строительно - монтажных работ для собственного потребления.

На основании положений пункта 1 статьи 171 и статьи 173 Налогового кодекса РФ налогоплательщик при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Согласно абзацу 1 пункта 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления.

Таким образом, при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей внесению в бюджет по итогам налогового периода, из общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии с положениями ст. 166 Налогового кодекса РФ, подлежат вычету исчисленные в соответствии с положениями главы 21 данного Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по выполненным строительно - монтажным работам для собственного потребления.

В силу п. 1 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 166 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159, 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Согласно п. 2 ст. 159 Налогового кодекса РФ при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

На основании п. 1 и 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, исчисленная на основании положений ст. 166 Кодекса, подлежит уменьшению на суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ.

С учетом названных положений Налогового кодекса РФ, как полагает суд, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления, представляет собой разницу между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении этих работ.

В соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, указанных в п. 6 ст. 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком подлежащей внесению в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по итогам налогового периода из общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной на основании положений ст. 166 Налогового кодекса РФ, в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, подлежит вычету сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная данным плательщиком по выполненным строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении этих работ, что и нашло отражение в обжалуемом заявителем абзаце 2 п. 12 Правил.

Содержащееся в нем положение конкретизирует нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, не изменяя и не дополняя его.

Что касается довода о том, что обжалуемое положение Правил возлагает на заявителя незаконную обязанность по выписыванию счетов - фактур, то он является несостоятельным.

Такая обязанность вытекает из требований ст. 169 (п. 1 и 3) и ст. 171 Налогового кодекса РФ, а также предусмотрена оспариваемыми Правилами, принятыми Правительством РФ в пределах своей компетенции.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением заявителя о нарушении его прав оспариваемым положением Правил. Тем более, что он сам не отрицает, что указанная норма в отношении его не применялась, строительно - монтажные работы для собственного потребления ООО "РС сервис-99" не ведутся.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ООО "РС сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 " Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.В.ХАРЛАНОВ

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ 2001-916