в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869
не действует Редакция от 06.03.2003 Подробная информация

ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869

Госкомстат России в связи с вопросами по учету основных фондов разъясняет следующее.

1. Проведение переоценки основных фондов бюджетных учреждений в цены 01.01.1998 по индексам Госкомстата России находится в противоречии с действовавшими нормативными актами. Переоценка, осуществлявшаяся в соответствии с Постановлением Правительства России от 24.06.1998 N 627 " Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов", предусматривала использование только метода прямой оценки, но не индексного метода. Положением по бухгалтерскому учету " Учет основных средств" ПБУ 6/97 право на проведение переоценок основных фондов индексным методом или методом прямой оценки предоставлялось только коммерческим организациям.

В связи с этим, при переоценке основных средств бюджетных учреждений в цены 01.01.2003, основные фонды, неправомерно переоцененные индексным методом в цены 01.01.1998, нужно учесть в ценах 01.01.1997 (разделив их стоимость на применявшиеся индексы). После этого их следует переоценивать в цены 01.01.2003 по индексам для основных фондов, учтенных в ценах 01.01.1997.

2. В соответствии с пунктом 29 утвержденной Инструкции по заполнению формы N 11 данные об амортизируемых основных фондах должны быть распределены по 10 группам, исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Вышеназванное положение об отражении амортизируемых основных фондов по 10 группам в форме N 11 включено в Инструкцию по предложению Минэкономразвития России. Оно направлено на получение информации о структуре основных фондов, наличии в их составе объектов с различными сроками полезного использования. Это важно для анализа и прогнозирования воспроизводства основных фондов и реализации инвестиционной политики.

Выделение же всех основных фондов, фактический срок использования которых превысил срок их полезного использования, в отдельную 11-ю группу представляет собой лишь механизм для перехода к новому порядку начисления амортизации для налогообложения. Статистический учет всех этих основных фондов вне пределов 10 групп или включение их в одну из этих групп не позволил бы получить необходимую информацию о составе значительной части основных фондов.

Территориальным органам государственной статистики следует обратить особое внимание на контроль правильности распределения всех основных фондов по 10 группам амортизируемого имущества.

3. В соответствии с пунктом 4 Инструкции по заполнению формы N 11 методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств. В соответствии с пунктом 29 Инструкции в разделе VI формы N 11 приводятся данные о наличии амортизируемого имущества и суммах начисленной за год амортизации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, все показатели в разделах I - V формы N 11 заполняются на основе данных бухгалтерского учета, а в разделе VI - на основе налогового учета.

4. В составе многолетних насаждений имеются насаждения, не имеющие отношения к сельскохозяйственным культурам и не относящиеся к отрасли "сельское хозяйство". Это, например, многолетние декоративные озеленительные насаждения, полосы лесозащитные и другие лесные полосы, насаждения искусственные ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей. Они должны учитываться организациями по основному или второстепенному виду деятельности в соответствии с отраслевой принадлежностью соответствующих структурных подразделений этих организаций.

Так, декоративные озеленительные насаждения организаций по озеленению городов и поселков городского типа (относящихся к подотрасли "внешнее благоустройство" отрасли "коммунальное хозяйство") должны учитываться по основному виду деятельности этих организаций. У организаций других отраслей экономики озеленительные насаждения, принадлежащие структурным подразделениям по внешнему благоустройству, учитываются в составе основных фондов второстепенного вида деятельности "коммунальное хозяйство", а принадлежащие иным структурным подразделениям - в составе основных фондов соответствующих структурных подразделений.

Аналогично этому организациями лесного хозяйства должны учитываться по основному виду деятельности лесозащитные или лесные полосы, а научными организациями - насаждения, используемые в научных целях. У организаций других отраслей экономики эти основные фонды учитываются в составе основных фондов соответствующих структурных подразделений.

5. В соответствии с письмом Минфина России от 19.02.2003 N 16-00-10/02 приватизированный жилой фонд отражается в бухгалтерском учете путем списания его стоимости со счета 01 " Основные средства". Поскольку приватизированные, выкупленные гражданами квартиры являются собственностью граждан, а не организаций жилищно-коммунального хозяйства, то они не должны учитываться этими организациями в качестве принадлежащих им основных фондов. Поэтому они должны учитываться в справочном порядке - по строке 53 формы N 11 или строке 21 формы N 11 (краткая).

6. В разделе VI формы N 11 " Начисление амортизации на основные фонды и нематериальные активы в соответствии с Налоговым кодексом" должна учитываться и полная учетная, и остаточная балансовая стоимость амортизируемого имущества, независимо от того, какой способ начисления амортизации применяется.

Статьей 322 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок начисления амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса.

Для этих основных средств при применении нелинейного метода начисления амортизации сумма начисленной амортизации определяется как произведение их остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 259 Налогового кодекса. В дальнейшем амортизация начисляется на продолжающую уменьшаться в соответствии с амортизацией остаточную стоимость, что и составляет сущность нелинейного метода.

При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной амортизации определяется как произведение остаточной стоимости основных средств, определенной по состоянию на 1 января 2002 года, и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса. В этом случае в дальнейшем амортизация продолжает начисляться с одной и той же неизменной стоимости, в качестве которой используется остаточная стоимость основных средств, определенная по состоянию на 1 января 2002 года (вместо полной стоимости, использовавшейся до 2002 года). Такое однократное изменение базы расчета с 01.01.2002 считается продолжением использования линейного метода начисления амортизации.

В обоих случаях полная учетная стоимость основных фондов на начало года, отражаемая по графе 3 раздела VI формы N 11, должна быть равна сумме остаточной стоимости на эту дату и амортизации, накопленной к этой дате.

Необходимо обратить внимание на то, что остаточная стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2002 года, для основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса, лишь "заменяет" в расчетах полную стоимость при применении линейного метода начисления амортизации, но полной стоимостью не является. В форме N 11 за 2002 год она непосредственно не отражается, поскольку графа "наличие основных фондов по остаточной балансовой стоимости на начало года" в форме отсутствует. Для расчетов полной учетной стоимости на начало 2002 года остаточная стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2002 года, увеличивается на амортизацию, начисленную до начала года. Остаточная балансовая стоимость основных фондов на конец года, отражаемая по графе 14 раздела VI формы N 11, отличается от остаточной стоимости на начало года за счет начисленной за год амортизации и возможного изменения совокупности учитываемых на эти даты основных фондов (поступления и выбытия не полностью изношенных основных фондов в течение года).

Полная учетная стоимость основных фондов на конец года, отражаемая по графам 8 - 13 раздела VI формы N 11, определяется как сумма остаточной стоимости на эту дату и амортизации, накопленной к этой дате. В этом случае учитывается сумма амортизации, начисленной до начала отчетного года в соответствии с порядком бухгалтерского учета и в течение отчетного года - в соответствии с порядком налогового учета.

Заместитель Председателя
Госкомстата России
М.Н.СИДОРОВ

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869