в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 06.03.1992 Подробная информация

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

Инструкция издана на основании Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".

В порядке, предусмотренном настоящей инструкцией, облагается прибыль (превышение доходов над расходами), полученная на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации.

Положения настоящей инструкции не распространяются на иностранные юридические лица (компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства).

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль иностранных юридических лиц регулируется соответствующей инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации.

I. Плательщики налога

1. Плательщиками налога на прибыль являются:

а) предприятия и организации (в том числе бюджетные) <*>, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

б) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются предприятия.


<*> К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы).

2. Не являются плательщиками налога на прибыль:

а) банки;

б) кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций, - по доходам от осуществляемых в установленном порядке отдельных банковских операций и сделок;

в) предприятия, получившие лицензию на право заниматься страховой деятельностью в Государственном страховом надзоре Российской Федерации, - по доходам от страховой деятельности;

г) предприятия любых организационно-правовых форм - по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Прибыль, полученная предприятиями и кредитными учреждениями, перечисленными в указанном пункте, от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей Инструкцией.

3. Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, расчеты с бюджетом по налогу на прибыль производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

II. Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли

4. Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим разделом Инструкции.

5. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

6. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации указанного Положения необходимо руководствоваться Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г. N ВГ-7-Д; 133; 01-17/2616; 17-24/10-69 с учетом их изменений и дополнений, внесенных Минэкономики СССР, Минфином СССР и Госкомстатом СССР 20 августа 1991 г. N ВГ-139/3-23 и доведенных письмом Министерства финансов СССР от 6 сентября 1991 г. N 51, и отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

7. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации. При этом остаточная стоимость имущества применяется к основным фондам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

8. Для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки и публикуемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Сумма выручки, полученная от указанного вида сделок, определяется предприятием на основании расчета, который представляется в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

9. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются : доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий; от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

10. Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по рыночному курсу Центрального банка России, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

11. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной.

Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий, занятых в основной деятельности, принимаемой для исчисления налогооблагаемой прибыли, устанавливается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

На 1992 год нормируемая величина расходов на оплату труда при исчислении налогооблагаемой прибыли исходя из фактической среднемесячной оплаты труда в 1992 году работников, занятых в основной деятельности, в части, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг) (но не выше 4-х кратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законом), и фактической среднесписочной численности этой категории работников (включая работников по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате предприятия и выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера) за соответствующий период 1992 года, и количества месяцев в отчетном периоде.

Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370.

В случаях, когда предприятие работает неполный год, то для определения нормируемой величины расходов на оплату труда среднесписочная численность работников определяется за все месяцы работы предприятия в году путем суммирования среднесписочной численности за указанный период и деления полученной суммы на соответствующее отработанное число месяцев.

При этом численность лиц, работающих по договорам подряда, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.

Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.

При превышении указанного выше предела среднемесячной оплаты труда, обусловленном выплатами, связанными с районным регулированием заработной платы, предусмотренным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, а также компенсациями, выплачиваемыми в установленных законодательством размерах, женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, увеличивается предельный среднемесячный размер оплаты труда, исчисленный в указанном выше порядке.

Порядок нормирования расходов на оплату труда, предусмотренный настоящим пунктом, не распространяется на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (за исключением предприятий и инвесторов государств - членов СНГ).

При исчислении среднемесячной заработной платы работников, занятых в основной деятельности, состав затрат на оплату труда определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Сумма фактических расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) сравнивается с нормируемой величиной этих расходов и на сумму превышения для целей налогообложения увеличивается валовая прибыль.

Форма расчета и пример определения в 1992 году расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении облагаемой налогом прибыли, приведены в приложении 1 и 2 настоящей инструкции.

12. В целях налогообложения валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, изложенными в пунктах 7, 8 и 11 настоящей инструкции, уменьшается на суммы:

- рентных платежей (вносимых в бюджет в установленном порядке из прибыли);

- доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;

- доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг;

- прибыли, полученной от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

Порядок исчисления и уплаты налога с указанных выше видов доходов (прибыли) изложен в разделе VI настоящей инструкции; - прибыли от посреднических операций и сделок.

К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.

В соответствии с действующим законодательством по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение.

К посреднической деятельности для целей налогообложения прибыли не относятся: заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной);

- прибыли от страховой деятельности;

- прибыли от осуществления отдельных банковских операций и сделок;

- прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Убытки, полученные от производства и реализации сельскохозяйственной продукции подсобного сельского хозяйства предприятия, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются.

13. В целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в пункте 12 настоящей инструкции.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.д.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки (кроме массовых концертно-зрелищных мероприятий, порядок определения прибыли, полученной от проведения этих мероприятий, предусмотрен в VI разделе настоящей инструкции).

Прибыль, определенная по каждому виду деятельности, для целей налогообложения (кроме казино, видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем, страховой деятельности, банковских операций) увеличивается на сумму превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной этих расходов по удельному весу выручки от каждого вида деятельности.

14. При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25 процентов уставного фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50 процентов налогооблагаемой прибыли предприятий.

15. Бюджетные и другие некоммерческие организации (общественные организации и фонды, включая международные, религиозные объединения, союзы, концерны и др.), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами производится аналогично порядку, установленному для исчисления прибыли.

В составе доходов и расходов организаций, перечисленных в настоящем пункте, не учитываются: доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

16. Объединяемые предприятиями в целях осуществления совместной деятельности средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, а также средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом.

Объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования указанных средств.

Совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам.

Имущество юридических лиц, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается отдельно на балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.

17. Объектом налогообложения бирж является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, совершенных на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты и иного имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.

При этом часть полученных от продажи брокерских мест средств, направленная в установленном порядке в уставный фонд биржи, для целей налогообложения не считается прибылью.

III. Ставки налога на прибыль и порядок его зачисления в бюджет

18. Прибыль предприятия, исчисленная в соответствии с положениями, изложенными во II разделе настоящей инструкции, облагается налогом по ставке 32 процента.

Ставки налога на прибыль для бирж и брокерских контор, а также предприятий - по прибыли от посреднических операций и сделок устанавливаются в размере 45 процентов.

Зачисление налога на прибыль в бюджет производится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

Суммы налога на прибыль зачисляются в республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, в краевой, областной бюджет, бюджет национально - государственного образования и в городской, районный бюджет.

Указанные суммы определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджета, бюджета национально - государственного образования.

В I квартале 1992 года в соответствии с Законом Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на I квартал 1992 года" в республиканский бюджет Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставке 17 процентов, а в остальной части - в республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Зачисление сумм налога на прибыль производится в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.

IV. Льготы по налогу

19. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными во II разделе настоящей инструкции, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы:

а) направленные на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, на ввод новых мощностей на предприятиях нефтяной и угольной промышленности, на предприятиях по производству медицинской техники и оборудования для переработки продуктов питания, а также на предприятиях по производству продовольствия, медикаментов и товаров народного потребления (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации).

Указанная льгота применяется по предприятиям, осуществляющим мероприятия по развитию собственной производственной базы.

На средства, направленные предприятием на погашение ссуд банка, полученных на эти цели, данная льгота не распространяется;

б) в размере 30 процентов от капитальных вложений на природоохранные мероприятия, включая долевое участие, в том числе на реализацию мер и программ по охране природы и воспроизводству природных ресурсов, гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, внедрению экологически чистых, мало- и безотходных технологий, использование вторичных ресурсов, выпуску экологически чистой продукции.

При определении состава затрат, перечисленных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, следует руководствоваться инструкцией о порядке составления периодической и годовой статистической отчетности по капитальному строительству;

в) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.

Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам;

г) взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям инвалидов, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и спорта, но не более 2 процентов облагаемой налогом прибыли.

Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств.

20. Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70 процентов.

21. Для предприятий, находящихся в собственности религиозных и общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и движений), творческих союзов, общественных благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих организаций, объединений, союзов и фондов.

22. Предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле - до 15 человек), помимо льгот, предусмотренных пунктами 19 - 21 настоящей инструкции, имеют следующие дополнительные льготы:

а) при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.

При этом обновлением основных производственных фондов следует считать замену действующего оборудования другим на новой технической основе, а также его замену в связи с внедрением новых прогрессивных технологических процессов производства продукции (работ, услуг).

Для предоставления указанной льготы по многопрофильным предприятиям отнесение их к соответствующей отрасли производится по наибольшему удельному весу выручки каждого вида деятельности в общей сумме выручки;

б) в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом началом работы считается день регистрации предприятия.

По предприятиям, указанным в данном подпункте, созданным до 1 января 1992 года, сохраняется ранее установленный порядок исчисления льготного периода.

При этом в общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе VI настоящей инструкции.

Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

В случае прекращения деятельности предприятия до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности.

23. При определении права на получение льгот, указанных в пунктах 20 и 22 настоящей инструкции, в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия (выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера ).

24. По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (на основании бухгалтерского баланса), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5-ти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Указанное положение применяется по предприятиям, получившим убыток по итогам деятельности за 1992 год.

25. Налоговые льготы, установленные пунктами 19, 22 (подпункт "а") и 24 настоящей инструкции, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

26. Не подлежит налогообложению прибыль:

- религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа;

- общественных организаций инвалидов, а также находящихся в собственности этих организаций, учреждений, предприятий и объединений в части, направленной на уставную деятельность этих организаций;

- специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

- от производства продукции традиционных народных промыслов малочисленных народов, если в общей численности работающих лица коренной национальности составляют более 70 процентов.

27. Для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений (износа), входящих в ее состав), подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

28. Органы государственной власти национально-государственных и административно-территориальных образований помимо льгот, предусмотренных пунктами 19 - 26 настоящей инструкции, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

29. Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, установленных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

V. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

30. Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей инструкции.

31. В течение квартала все плательщики, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки о предполагаемой сумме прибыли на текущий квартал по форме согласно приложению 3 настоящей инструкции.

Справки о предполагаемых суммах налога на прибыль высылаются предприятиями в двух экземплярах, из которых один экземпляр передается финансовому органу по месту нахождения предприятия.

Авансовые взносы налога на прибыль плательщиками производятся не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере одной шестой квартальной суммы налога на прибыль.

По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на прибыль, финансовый орган по месту нахождения плательщика может установить один срок уплаты - 20 числа каждого месяца, в размере одной трети квартальной суммы налога.

32. Плательщики налога на прибыль представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством, и расчеты сумм налога на прибыль по форме согласно приложению 4 настоящей Инструкции.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

33. Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками исходя из фактически полученной прибыли, вносятся ими в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

34. Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на прибыль подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса.

35. Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.

36. Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать в учреждения банка платежные поручения на перечисление налога на прибыль в соответствующие бюджеты, которые исполняются в первоочередном порядке.

37. Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой годовой суммы налога не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя из предполагаемой прибыли и ставки налога.

Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Уплата налога производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета.

38. Уплата налога на прибыль предприятиями с иностранными инвестициями производится в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации в установленном порядке и пересчитанной в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога.

39. Предприятия с иностранными инвестициями обязаны в установленном порядке представлять налоговым органам помимо бухгалтерского отчета заключение аудитора о достоверности отчета.

Указанное заключение должно быть представлено в налоговый орган в течение года, следующего за отчетным, но не позднее чем в десятидневный срок после проведения аудиторской проверки.

Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения (договора об оказании аудиторских услуг) является основанием для привлечения указанных плательщиков к ответственности в установленном порядке.

VI. Налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий

40. Предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

а) дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;

б) доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;

в) доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видеосалонов, от видеопоказа, проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода;

г) прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

41. Налоги с доходов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 40 настоящей инструкции, взимаются по ставке 15 процентов у источника этих доходов.

Ответственность за правильность перечисления в бюджет данных налогов несет предприятие, выплачивающее доход.

Доходы, указанные в подпункте "в" пункта 40 настоящей инструкции, облагаются по ставке 70 процентов.

Прибыль, полученная от проведения каждого мероприятия, предусмотренного в подпункте "г" этого же пункта, подлежит обложению налогом по ставке 50 процентов.

Для целей налогообложения к категории массовых концертно-зрелищных мероприятий не относятся спектакли, концерты, цирковые представления, творческие вечера, проводимые в помещениях театров, цирков, концертных залах, предназначенных исключительно для концертной деятельности, а также аналогичная деятельность, осуществляемая в рамках международных, всероссийских и республиканских фестивалей, конкурсов и смотров. Прибыль от концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых не превышает две тысячи, облагается налогом в общеустановленном порядке.

42. Облагаемый доход казино, видеосалонов, от видеопоказа, проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем исчисляется исходя из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, кроме расходов по оплате труда.

43. Суммы налога на доходы (прибыль), указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 40 настоящей инструкции, определяются плательщиками самостоятельно исходя из величины облагаемого дохода (прибыли) и установленной ставки налога.

44. Исчисление налога на доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видеосалонов, от видеопоказа, проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года, а по массовым концертно-зрелищным мероприятиям - по каждому отдельно взятому мероприятию.

45. В целях исчисления налога плательщикам следует обеспечить раздельное ведение учета финансовых результатов по видам деятельности, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 40 настоящей инструкции.

46. Расчет сумм налога производится плательщиками по форме согласно приложениям 5 и 6 настоящей инструкции и представляется плательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а по концертно-зрелищному мероприятию - не позднее пятнадцати дней с даты его окончания.

Бухгалтерские отчеты и балансы представляются плательщиками в порядке и сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством.

Уплата налога производится в пятидневный срок со дня представления расчета.

47. Суммы налога на доходы и прибыль, указанные в пункте 40, зачисляются в доход бюджета в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.

VII. Специальные положения

48.Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то применяются правила международного договора.

Ставки налога, установленные соглашениями, приводятся в приложении 7 настоящей инструкции.

Иностранные участники предприятий с иностранными инвестициями, имеющие в соответствии с международными соглашениями бывшего СССР или Российской Федерации право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, получаемого в результате распределения прибыли этих предприятий, подают заявление в налоговый орган об освобождении от налога или снижении ставки налога согласно приложению 8 настоящей инструкции. Если налог уже удержан, то также подается заявление о возврате излишне удержанных сумм по форме согласно приложению 9 настоящей инструкции.

Заявления, поданные по истечении года со дня удержания налога, к рассмотрению не принимаются.

Местный налоговый орган рассматривает заявление и в необходимых случаях производит возврат налога.

49. Настоящая инструкция не затрагивает налоговых привилегий, установленных общепризнанными нормами международного права и специальными соглашениями бывшего СССР и Российской Федерации с другими государствами.

50. Запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя обязательство нести расходы по оплате налога других плательщиков налога.

VIII. Устранение двойного налогообложения

51. Сумма прибыли (дохода), полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Российской Федерации.

Полученный за пределами Российской Федерации доход включается в бухгалтерский отчет предприятия в полном размере до вычета понесенных расходов, в том числе уплаченного за пределами России налога. При определении облагаемой налогом прибыли предприятий расходы, понесенные ими в связи с получением дохода за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Суммы налогов на прибыль (доход), полученные за пределами Российской Федерации, уплаченные предприятиями за границей в соответствии с законодательством других государств, засчитываются ими при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

Примеры зачета уплаченных за границей налогов для целей устранения двойного налогообложения приведены в приложении 10 настоящей инструкции.

IX. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов

52. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей инструкции регулируется Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

Настоящая инструкция вводится в действие с 1 января 1992 года.

Руководитель Государственной
налоговой службы Российской Федерации
И.Н. ЛАЗАРЕВ

Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.В. ГОРБАЧЕВ

На сайте «Zakonbase» представлен ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 06.03.92 N 4 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"