в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866
действует Редакция от 12.02.2002 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования " Нижегородский строительный техникум", государственного образовательного учреждения " Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными Приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной этим же Приказом Инструкции ( Приложение N 1), а также и других приложений к данному Приказу в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами,

заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым Приказом и приложениями к нему, в нарушение требований Закона РФ " Об образовании", Гражданского кодекса РФ и положений Конституции РФ, ограничиваются их права по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

С принятием данного Приказа государственные образовательные учреждения, как собственники таких средств, фактически лишены возможности распоряжаться ими по своему усмотрению, так как необходимость предоставления соответствующих доказательств в обоснование производимых расходов, о чем идет речь в оспариваемых правовых актах, в значительной мере затруднит осуществление правомочий собственника и в конечном итоге отрицательно скажется на качестве образовательного процесса.

В судебном заседании представители заявителей Кузнецов М.Н., Кубасов М.И., Сумцова Н.В., Земскова Л.С. и Демин Н.А. жалобы поддержали и просили о признании Приказа Минфина РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной им Инструкции, и других приложений к нему незаконными в указанной выше части, сославшись на то, что перевод лицевых счетов образовательных учреждений в органы федерального казначейства ограничивает права заявителей по распоряжению внебюджетными средствами и противоречит требованиям гражданского законодательства РФ и Закона РФ " Об образовании".

Представители Министерства финансов РФ Янина Н.Г. и Зуева В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А. с жалобами заявителей не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, поскольку оспариваемые ими правовые акты полностью соответствуют законодательству РФ, в частности Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", и прав заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерством финансов РФ 21 июня 2001 г. был издан Приказ N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов", которым (п. п. 2, 3, 4, 5) установлено, что операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов (далее - получатели средств), отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых им в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы федерального казначейства).

Органы федерального казначейства для учета таких средств открывают в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ России или кредитных организациях лицевые счета на балансовом счете N 40503 " Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации".

Главные распорядители средств и распорядители средств федерального бюджета оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, разрешение на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций с указанными выше средствами.

По утверждению представителей Министерства финансов РФ, оспариваемые заявителями правовые акты соответствуют требованиям закона и прав заявителей в осуществлении полномочий собственника по самостоятельному использованию внебюджетных средств не нарушают. Данные правовые акты лишь регулируют порядок учета денежных средств на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.

Это же самое подтвердила в судебном заседании и представитель Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А.

Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителями заявителей.

Кроме того, как показывает анализ норм бюджетного законодательства, оспариваемые правовые акты приняты в полном соответствии с ними, учитывая, что заявители являются участниками именно бюджетных правоотношений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.

Довод заявителей о том, что устанавливаемые оспариваемыми правовыми актами отношения по вопросам ведения, открытия или закрытия банковских (казначейских) счетов, заключения договора банковского счета и его прекращение, учет денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, являются гражданскими, а не бюджетными, а поэтому на них в полной мере распространяются требования гражданского законодательства о равенстве сторон и свободе договора, не может быть признан обоснованным.

Согласно ст. ст. 39, 43 и 47 Закона РФ " Об образовании" образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять финансово - хозяйственную деятельность, иметь самостоятельный баланс и расчетные счета в банках и иных кредитных организациях, вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. При этом установлено, что учредитель или уполномоченное им лицо имеет право контроля деятельности образовательного учреждения в части эффективного использования закрепленной за этим учреждением собственности.

В силу п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, но при их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник, т.е. государство.

Бюджетным кодексом (ст. ст. 41, 42 и 51) при этом установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

То обстоятельство, что заявители, как бюджетные учреждения, являются участниками бюджетного процесса и в связи с этим на них распространяются нормы Бюджетного кодекса РФ, подтверждается содержанием ч. 2 ст. 152 названного Кодекса.

С учетом этого суд не может согласиться с утверждением представителей заявителей о том, что на заявителей не распространяются требования Бюджетного кодекса РФ, поскольку оно опровергается содержанием приведенных выше норм названного Кодекса.

Учитывая, что заявители являются участниками бюджетного процесса, на них в полном объеме распространяются и требования ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой средства от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений зачисляются и отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, открытого в соответствующем территориальном органе федерального казначейства.

Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.

Об обязательности использования бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, бюджетных средств исключительно через лицевые счета, которые ведутся федеральным казначейством РФ, свидетельствует и содержание ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" также установлено, что средства, полученные такими бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, зачисляются и учитываются на лицевых счетах. Аналогичные положения содержатся и в ст. 132 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

В целях реализации положений ст. 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. N 255 было установлено, что главные распорядители и другие прямые получатели средств федерального бюджета обязаны оформить генеральные разрешения на открытие бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и закрытие учреждениями ранее открытых в банках счетов по учету этих средств.

Во исполнение приведенных выше норм Федеральных законов Министерством финансов РФ и были приняты оспариваемые правовые акты, устанавливающие предусмотренный законом порядок учета операций с внебюджетными средствами, полученными бюджетными учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства.

Данный порядок ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных учреждений по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.

Не приведено каких-либо убедительных доказательств в подтверждение ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению этими средствами, кроме общих ссылок на дополнительные сложности с оформлением документов, и представителями заявителей.

Исходя из того, что собственником государственных образовательных учреждений является государство, оно вправе в отношении своих бюджетных учреждений установить основанный на законе указанный выше порядок учета операций с внебюджетными средствами.

Не может суд принять во внимание и ссылку представителей заявителей на Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. N 1239, поскольку Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год", а также более позднее Постановление Правительства РФ от 30 марта 2001 г. N 255 не содержат каких-либо исключений в отношении бюджетных образовательных учреждений по вопросу перевода в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

И, как следует из утверждений представителей Министерства финансов РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета ( Министерство образования РФ) против установленного порядка учета указанных выше средств в подведомственных ему учреждениях не возражает и его не оспаривает.

Нельзя признать обоснованной и ссылку представителей заявителей на ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", поскольку в данной норме Закона идет речь о законодательных актах РФ в области образования, науки и т.д., к которым Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. N 1239 не относится.

Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобы Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования " Нижегородский строительный техникум", Государственного образовательного учреждения " Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными Приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной этим Приказом Инструкции ( Приложение N 1), а также и других приложений к данному Приказу, в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.02.2002 N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866