Последнее обновление: 11.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490
Верховный Суд РФ в составе:
| председательствующего - судьи Верховного Суда РФ | Редченко Ю.Д., | |
| при секретаре | Жуковой И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия " Волжскводоканал" о признании незаконными абз. 2 п. 3 " Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544, пункта 3 распоряжения Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 1100-р и абз. 7 Приложения к распоряжению Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 11 ноября 1999 г. N 40-р "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства",
Муниципальное унитарное предприятие " Волжскводоканал" обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых пунктах названных правовых актов положения о необходимости осуществления работниками ФСФО России деятельности арбитражных управляющих определенных категорий организаций - должников ставят участников по делам о банкротстве (должников, кредиторов) в неравное положение, чем нарушают их права.
В судебном заседании представитель заявителя Алексеев О.И. предъявленное требование поддержал.
Представители Правительства РФ и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Черемискин В.И., Сатаева Б.Х. и Калташов Г.В. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые правовые акты в указанной части соответствуют требованиям закона и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544 было утверждено " Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", согласно абзацу 2 пункта 3 которого сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению назначаются арбитражными управляющими при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в силу занимаемой ими должности.
Аналогичное положение содержится и в пункте 3 оспариваемого распоряжения Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 1100-р, которым предусмотрено, что при проведении процедур банкротства в случае отсутствия возможности назначения арбитражным управляющим лица, имеющего соответствующую лицензию, ФСФО РФ необходимо обеспечивать в соответствии с п. 4 ст. 185 вышеназванного Федерального закона представление арбитражным судом сотрудников Службы для их назначения арбитражными управляющими.
Такой же порядок назначения арбитражного управляющего из числа сотрудников ФСФО РФ с отсылкой на п. 4 ст. 185 указанного Федерального закона предусмотрен и абзацем 7 оспариваемого Приложения (разъяснения) к распоряжению ФСФО России от 11 ноября 1999 г. N 40-р.
По утверждению представителей Правительства РФ и ФСФО РФ, содержащиеся в указанных выше правовых актах положения о возможности назначения арбитражных управляющих из числа сотрудников ФСФО России, предусматривают такую возможность лишь только в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Каких-либо других случаев назначения арбитражных управляющих из числа сотрудников ФСФО РФ этими положениями не предусматривается, в связи с чем требование заявителя не может являться обоснованным.
Данное утверждение представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуто.
Не представлено каких-либо убедительных доказательств в судебном заседании в его опровержение и представителем заявителя.
Кроме того, анализ содержания положений оспариваемых правовых актов также свидетельствует о соответствии их требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых положений названных правовых актов незаконными не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемыми пунктами указанных правовых актов допускается возможность назначения арбитражных управляющих из числа сотрудников ФСФО РФ и в не предусмотренных законом случаях, не может быть принят во внимание, поскольку он фактически ничем не подтвержден и опровергается содержанием оспариваемых положений данных правовых актов, которые предусматривают, что назначение арбитражных управляющих из числа указанных сотрудников производится только при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Каких-либо иных случаев назначения арбитражных управляющих из числа сотрудников ФСФО РФ оспариваемые положения правовых актов не содержат, о чем свидетельствует имеющаяся в каждом из них отсылка к названному Закону или его конкретной норме, регулирующей разрешение этого вопроса.
С учетом этого другие доводы, на которые представитель заявителя ссылался в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Муниципального унитарного предприятия " Волжскводоканал" о признании незаконными абз. 2 пункта 3 " Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544, пункта 3 распоряжения Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 1100-р и абз. 7 Приложения к распоряжению Федеральной службы РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 11 ноября 1999 г. N 40-р "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
\r\nНа сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 N ГКПИ 01-1490
