в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231
действует Редакция от 08.04.1999 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующегосудьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
народных заседателей Гончаренко Р.А., Петелина С.Е.
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Поповича Ф.С., Каримова А.И. и Кириллова П.Г. о признании незаконным приказа Министра обороны РФ N 235 от 17 мая 1998 года "О признании утратившими силу приказов Министра обороны РФ и внесении изменений и дополнений в приказы и директивы Министра обороны РФ по вопросам выплаты денежного довольствия некоторым категориям военнослужащих Вооруженных Сил РФ,

заявители Попович Ф.С., Каримов А.И. и Кириллов П.Г. обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием и одновременно просили о возложении обязанности на Министерство обороны РФ по выплате им причитающейся денежной суммы, начиная с 1 июня 1998 года, сославшись на то, что оспариваемым приказом Министра обороны РФ военные судьи необоснованно были лишены, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349, надбавки к окладу по воинским должностям в размере 25 процентов за службу в Вооруженных Силах РФ (далее оклады с увеличением на 25%), чем были нарушены их права.

Кроме того, оспариваемый приказ Министра обороны РФ, как правовой акт нормативного характера, затрагивающий права и свободы граждан, не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в связи с этим он не может порождать правовых последствий и на него нельзя ссылаться при разрешении возможных споров. В судебном заседании заявитель Попович Ф.С. жалобу поддержал.

Заявители Каримов А.И. и Кириллов П.Г. в судебное заседание не явились. Из поступивших от них заявлений следует, что они не возражают против рассмотрения дела без их участия.

Представители Министерства обороны РФ Белов В.А., Мамонтов Д.В. и Хохлов А.С. с жалобами заявителей не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, пояснив при этом о том, что установление окладов с увеличением на 25 % предусмотрено указанным выше постановлением Правительства РФ только военнослужащим, занимающим воинские должности. Военные же судьи на воинской должности не состоят, а поэтому оспариваемым приказом Министерства обороны РФ им и не было предусмотрено такое увеличение окладов.

Не отрицали, что обжалуемый заявителями приказ носит нормативный характер, затрагивает права и свободы граждан и в связи с этим подлежит государственной регистрации, однако в его регистрации в представленной в Министерство юстиции редакции было отказано. В новой редакции данный приказ в Министерство юстиции до настоящего времени не направлен.

Выслушав объяснения заявителя Поповича Ф.С., представителей Министерства обороны РФ Белова В.А., Мамонтова Д.В. и Хохлова А.С.. исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей жалобы заявителей удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит жалобы, в части признания оспариваемого приказа незаконным, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В последующем эти же положения были закреплены в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 и в " Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009.

Как установлено судом, оспариваемый заявителями приказ Министра обороны РФ государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел. Однако, несмотря на это он был направлен для исполнения в войсковые части и другие подведомственные Министерству обороны РФ подразделения.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя Поповича Ф.С., имеющейся в деле копией обжалуемого приказа и другими материалами дела.

Не оспаривались в судебном заседании эти обстоятельства и представителями Министерства обороны РФ.

При таких данных, по мнению суда, изданный Министром обороны РФ приказ N 235 от 17 мая 1998 года, не может быть признан законным и подлежащим применению в какой бы то ни было части, как принятый с нарушением требований названных выше Указов Президента РФ и " Правил подготовки нормативных правовых актов...".

Утверждения представителей Министерства обороны РФ о том, что содержащиеся в данном приказе положения полностью соответствуют требованиям закона и постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативные правовые акты, принятые с нарушением установленного порядка, хотя бы содержащиеся в них положения и соответствовали бы требованиям действующего законодательства, не могут являться законными и иметь правовые последствия.

С учетом названных выше обстоятельств оспариваемый заявителями приказ подлежит признанию незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Что касается требований заявителей о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по выплате им недополученной суммы должностного оклада, то эти требования не могут быть рассмотрены Верховным Судом РФ по существу, ввиду их неподсудности данному суду. С этими требованиями, при необходимости, заявители не лишены возможности обратиться в соответствующий суд с соблюдением правил о подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ,

жалобы Поповича Ф.С., Кириллова П.Г. и Каримова А.И. о признании незаконным приказа Министра обороны РФ от 17 мая 1998 года N 235 удовлетворить.

Признать приказ Министра обороны РФ от 17 мая 1998 года N 235 незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.04.99 N ГКПИ 99-231