ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА"



Постановление

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению.

Заместитель Министра
Р.А.БАТКАЕВ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Минтруда России
от 11 ноября 1992 года N 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА
I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, органам по труду, профсоюзным объединениям, учреждениям, организациям и предприятиям бюджетной сферы в организации и проведении комплекса работ по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

1.2. Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на принципиально новой основе и призвана улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, охраны окружающей среды, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании.

1.3. Методические рекомендации имеют межотраслевой характер и могут быть использованы во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, с учетом их специфики.

II. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по отраслям, установить обоснованные соотношения в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки).

Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служащих, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", создает необходимые условия для наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Кодекса Законов о труде Российской Федерации: "Каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера".

2.2. Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руководствоваться основными принципами построения нового механизма организации заработной платы, которые и излагаются ниже.

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), - от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д.

Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций).

Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, позволила представить их в ЕТС одной группой.

Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы. Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители.

Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. (Группировка должностей служащих приведена в приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785).

Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.

Ставки оплаты первого разряда принимаются в ЕТС в размере не ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законодательном порядке. Нарастание ставок по разрядам оплаты труда по мере возрастания его сложности призвано обеспечить материальную заинтересованность работника в повышении квалификации.

2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.

Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем, согласно постановлению Правительства от 14 октября 1992 года N 785, в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11-12 разрядов оплаты ЕТС - по перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации.

Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.

Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды. Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов и других служащих к разрядам оплаты труда изложен в разделе IV настоящих рекомендаций.

2.4. В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому, так что общий диапазон 18-разрядной сетки составляет 1:10,07, т.е. ставка 18 разряда в 10,07 раз превышает ставку 1 разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30 проц. от разряда к разряду, с 4 по 15 - на 13 проц., с 16 по 18 - на 11 проц.

Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду, когда наибольший прирост (30 проц.) предусмотрен на начальных разрядах, а наименьший (11 проц.) - на высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных (а следовательно, и низкооплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными специалистами и руководителями.

2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации в законодательном порядке. В период разработки ЕТС общероссийский минимум заработной платы составлял 900 руб. в месяц. Месячная ставка 1 разряда в ЕТС была принята в размере 1350 руб. (в 1,5 раза выше минимума). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" исходная ставка оплаты труда может быть принята Правительством Российской Федерации в другом, более высоком размере. В этом случае расчет ставок (окладов) по другим разрядам оплаты труда (2-18 разряд) должен производиться исходя из вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992 года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере 1800 рублей.

2.6. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных ставок (окладов) Единая тарифная сетка призвана обеспечивать упрощение структуры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью которых нередко заработки искусственно завышаются. Посредством этого формируются предпосылки для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.

2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и конкретизации министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием профсоюзных объединений призваны оказать помощь учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, в подготовке и осуществлении мер по совершенствованию оплаты труда работников на основе ЕТС.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

3.1. Работу по введению в учреждении, организации и на предприятии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее проведению привлекаются наиболее квалифицированные работники ОТиЗов, бухгалтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотрению руководителя.

3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему:

- доведению до всех работников содержания постановления Правительства Российской Федерации по введению оплаты в отраслях бюджетной сферы на основе ЕТС;

- тщательному изучению всех нормативных документов по реализации постановления;

- предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выявлению потребности в дополнительных средствах;

- согласованию величины дополнительных средств с вышестоящей организацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению нового штатного расписания;

- проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;

- осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда, организационной структуры учреждения, организации, предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС;

- определению даты завершения подготовительной работы и введения новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.

3.3. В процессе подготовительной работы руководитель организации издает специальный приказ (распоряжение).

В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех работников доводится содержание постановления Правительства о введении в учреждениях, организациях и на предприятиях бюджетной сферы условий оплаты на основе ЕТС.

В постановляющей части приказа утверждаются:

- состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий);

- состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих.

В приказе определяются сроки начала и завершения работы, даются поручения бухгалтерии, кадровой службе и другим привлекаемым к проведению подготовительной работы подразделениям и специалистам.

3.4. Подготовительная работа осуществляется на основании нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, а также разработанных соответствующими министерствами и ведомствами.

При проведении подготовительной работы учреждения, организации и предприятия должны располагать:

текстом постановления Правительства со всеми приложениями к нему;

необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлечениями из них;

квалификационными требованиями (квалификационными характеристиками) по отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;

положением о порядке проведения аттестации, утвержденным соответствующим министерством, ведомством;

рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, организациях и на предприятиях отрасли, утвержденными соответствующим министерством, ведомством.

3.5. Предварительный расчет средств, необходимых для введения новых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и квалификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и предварительного (до аттестации) присвоения по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.

Предварительный расчет средств осуществляется в следующей последовательности:

а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, проставляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка. При этом целесообразно использовать следующую примерную форму:

Наименование должности по штатному расписанию Установленный в штатном расписании должностной оклад в месяц (руб.) Ф.И.О. работника Проектируемый разряд оплаты по должности Месячная тарифная ставка по ЕТС
Директор школы 4400 Петрова М.В. 13 7776
Преподаватель физики 2800 Столяров И.П 9 4766
Электрик 1098 Иванов Н.Ф. 3 2282
Плотники 1098 вакансия 4 2579
Итого по школе 180 000 397 430

б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый тарифный фонд по штатному расписанию;

в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительному расчету средств, определяется отношение фактически выплаченных работникам доплат за условия труда, работу в ночное время, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не имеющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах);

г) умножением тарифного фонда, определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работникам поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда фонд доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств;

д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г").

Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц, предшествующий предварительному расчету, средств, доплат, надбавок и других стимулирующих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц штатному расписанию составит 15 проц. Тогда, используя данные, приведенные в п. "а", новый фонд поощрительных выплат составит:

397430 x 15/100 = 59615 руб., а необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит:

397430 + 59615 = 457045 руб., при этом дополнительная потребность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц:

457045 - 180000 x (100 + 15)/100 = 457045 - 207000 = 250045 руб.

3.6. При определении дополнительной потребности в увеличении бюджетных средств на введение новых условий оплаты труда необходимо иметь в виду, что вместе с увеличением средств на оплату должны также возрастать средства, требуемые для отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд занятости, другие отчисления, устанавливаемые в процентах к фонду заработной платы.

Пример. Отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд занятости составляют 38 проц. к фонду оплаты труда. Тогда дополнительная потребность в средствах на введение новых условий оплаты труда в расчете на месяц исходя из данных, приведенных в примере в п. 3.5, составит:

250045 x (100 + 38)/100 = 345062 руб.

После предварительного определения потребности в дополнительных средствах комиссия по проведению подготовительной работы рассматривает их и дает предложения по более рациональному использованию других (кроме зарплаты и связанных с ней отчислений) статей сметы расходов учреждения, организации, предприятия.

Дополнительная потребность в средствах с предложениями по ее уменьшению за счет изыскания собственных ресурсов сообщается вышестоящей организации, которая рассматривает поступившие предложения, принимает решения о размере реально выделяемых дополнительно средств и дает разрешение на введение ЕТС в пределах выделенных средств.

3.7. После получения разрешения в учреждении, организации и на предприятии в пределах выделенных ассигнований составляется новое штатное расписание, которое служит руководством для комиссий по аттестации и перетарификации, а также для проведения мероприятий по изысканию внутренних резервов покрытия дополнительных средств.

IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТАРИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИМ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА

4.1. В приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" утверждены соответственно "Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы" для отнесения основных должностей служащих к разрядам оплаты.

Тарификация общеотраслевых должностей является сквозной по всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руководителя или специалиста той или иной конкретной должности. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они ни работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разрядов, для заведующего канцелярией - 4-5 разрядов, для главных специалистов - 13-17 разрядов и т.д.

В перечне отраслевых должностей служащих представлены специалисты и руководители здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, народного образования, высшей школы, физической культуры и спорта, сельского, лесного, охотничьего, водного и рыбного хозяйства, гидрометеорологической службы и некоторых других отраслей.

Отнесение отраслевых должностей служащих к разрядам оплаты ЕТС осуществлено с учетом сложности их труда и квалификации, а также с учетом тарификации общеотраслевых должностей. Принимая во внимание, как правило, творческий характер труда и повышенную социальную ответственность специалистов народного образования, высшей школы, здравоохранения и науки, их тарификация установлена на 1-4 разряда выше, чем по общеотраслевым должностям специалистов.

Так, если инженеры различных специальностей и экономисты различных специальностей тарифицируются 6-11 разрядами, а технологи, конструкторы, электроники, математики и программисты - 6-13 разрядами, то учителя и врачи различных специальностей - соответственно 7-14 и 8-15 разрядами. Специалисты культурно-просветительных и архивных учреждений (библиотекари, экскурсоводы, архивисты, палеографы, археографы) по тарификации приравнены к общеотраслевым должностям специалистов - таким, как инженеры, экономисты, бухгалтеры, с диапазоном разрядов 6-11. Редакционный персонал редакций газет и журналов (корреспонденты, собственные и специальные корреспонденты, обозреватели) протарифицированы на уровне элитных должностей общеотраслевых специалистов (конструкторов, технологов, математиков, электроников, программистов), то есть с 6 по 13 разряд. На этом же уровне установлены разряды оплаты основных должностей специалистов сельского хозяйства - агрономов, зоотехников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др.

Тарификация отраслевых должностей руководителей также соотнесена с тарификацией соответствующих общеотраслевых должностей. Так, на уровне начальников отделов и начальников цехов (общеотраслевые должности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, протарифицированы руководители структурных подразделений по основной деятельности в культурно-просветительных, архивных учреждениях, театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках и концертных организациях. На более высоком уровне установлены разряды оплаты руководителей основных структурных подразделений в науке и высшей школе - с 13 по 16.

Тарификация первых лиц - руководителей учреждений, организаций и предприятий отраслей бюджетной сферы, - которая предусмотрена в диапазоне 10-18 разрядов, дифференцирована в зависимости от сложности функций управления по соответствующим должностям руководителей и их социальной ответственности. Так, высший разряд - 18-й (при наличии диапазона разрядов по тем или иным должностям) предусмотрен для художественных руководителей театров, цирков, главных редакторов и редакторов газет и журналов, руководителей учреждений и организаций науки, ректоров высших учебных заведений, главных врачей учреждений здравоохранения, руководителей некоторых служб в сельском хозяйстве (Государственного ветеринарного надзора, Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, Государственной семенной инспекции по карантину растений), гидрометеорологической службы. До 16-го разряда предусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и архивных учреждений, учреждений народного образования (школ, интернатов, лицеев и т.д.), спортивных сооружений и др.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" право устанавливать разряды оплаты по другим должностям работников, не предусмотренным в перечнях общеотраслевых и отраслевых должностей, дано министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы разработаны и соответствующими министерствами (ведомствами) утверждены квалификационные требования в разрезе должностей по всему кругу - как общеотраслевым, так и отраслевым. В действующем до сих пор Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих преобразован третий раздел включенных в него квалификационных характеристик - "Квалификационные требования". Эти требования в нем даны по разрядам оплаты, предусмотренным ЕТС.

В квалификационных характеристиках технических исполнителей, выполняющих наименее сложные работы по сравнению со специалистами и руководителями, основное квалификационное требование - наличие общего среднего образования в сочетании с индивидуальным обучением соответствующей продолжительности, либо в сочетании со специальной подготовкой по установленной программе. Наличие среднего специального образования установлено только в тех случаях, когда в средних специальных учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов соответствующего профиля.

По сравнению со служащими - техническими исполнителями к специалистам предъявляются как более высокие требования к их квалификации, так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено повышенной сложностью работ, выполняемых ими, и соответственно большим количеством разрядов оплаты. Квалификационные требования по разрядам оплаты специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонентов - образование (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необходимого для занятия соответствующей должности. Применительно к должностям специалистов, большинство из которых является категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным категориям, которые в свою очередь учитываются при установлении разряда оплаты. Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты можно проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС 6-13 разрядами. (Учитывая межотраслевой характер рекомендаций, примеры в этом разделе даются применительно к межотраслевым должностям).

Пример.

Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов.

6-7 разряды (технолог): высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет, либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет.

8-9 разряды (технолог III категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

9-10 разряды (технолог II категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога III категории или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

10-11 разряд (технолог I категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога II категории не менее 3 лет.

12-13 разряд (ведущий технолог): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога I категории не менее 2-3 лет.

Для большинства должностей специалистов в квалификационных требованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификационной категории, как это показано на предыдущем примере. Тарификация двойными разрядами обусловлена довольно ощутимыми различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалификационной категории, их разнообразием, уровнем ответственности и др. При таком подходе к установлению разрядов руководителям учреждений, организаций и предприятий предоставляется возможность оперативно решать вопросы тарификации в конкретных условиях, т.е. учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов и в соответствии с нею присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты.

4.3. По сложности выполняемых работ должностная группа руководителей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений весьма неоднородна, о чем свидетельствует широкий диапазон их тарификации, предусмотренный в ЕТС, - с 3 по 18 разряды.

Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к руководителям, также дифференцированы. Например, для должностей руководителей предприятий и их структурных подразделений требования к квалификации колеблются от общего среднего образования и специальной подготовки без предъявления требований к стажу работы до высшего образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.

Сложность труда ряда должностей руководителей во многом зависит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соответствующих должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образованию) сочетается с дифференциацией объектов управления. При этом, как правило, используются такие действующие принципы дифференциации их оплаты в зависимости от масштаба руководимого объекта (объем производимой продукции (услуг), численность работающих и др. специфические для них показатели).

В качестве примера приводим требования к квалификации главных специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядам оплаты.

Пример.

Требования к квалификации главных специалистов по разрядам оплаты.

Высшее техническое или инженерно-техническое образование и стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.

13 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста (кроме главного инженера) предприятия IV группы.

14 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия III группы и главного инженера предприятия IV группы.

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия II группы и главного инженера предприятия III группы.

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия I группы и главного инженера предприятия II группы.

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного инженера предприятия I группы.

При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руководителей, специалистов и других служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квалификационными требованиями по должностям, которые разработаны в соответствии с предложенными принципами.

4.4. Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой. Она существенно отличается от всех проводившихся ранее аттестаций, поскольку призвана обеспечить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли оплаты труда посредством упорядочения соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Соблюдение предусматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, а также разрабатываемых министерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для отдельных отраслей.

4.5. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. N 27, а также соответствующими отраслевыми положениями и приказами министерств и ведомств, определяющими сроки проведения аттестации.

Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности.

Аттестации подлежат все категории служащих - руководители, специалисты и технические исполнители, состоящие в штате учреждения, организации , предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.

4.6. Исходя из Основных положений о порядке проведения аттестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ЕТС, разрабатываются отраслевые положения, где конкретизируются критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетенции работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности. (Рекомендуемые подходы к оценке работника приведены ниже).

4.7. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации, предприятия при активном участии руководителей структурных подразделений, профсоюзной организации и включает осуществление следующих мероприятий:

- обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых;

- составление графиков проведения аттестации;

- определение аттестационных комиссий (состав, количество членов);

- организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

4.8. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем должно быть подготовлено представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявляемым по должности и определенному разряду оплаты, его профессиональной компетентности, отношения к работе и качества выполнения должностных обязанностей, а также сведения о результатах работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными в аттестационную комиссию материалами.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

4.9. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения аттестуемых работников.

В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должность и фамилии работников, ответственных за их подготовку.

В первую очередь следует аттестовать руководителей подразделений, а затем подчиненных им работников (аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях).

4.10. Для проведения аттестации должна быть утверждена аттестационная комиссия в составе председателя (как правило, заместителя руководителя учреждения, организации, предприятия), секретаря и членов комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты и представители профсоюзной организации. В необходимых случаях может быть создано несколько аттестационных комиссий, обладающих одинаковыми правами.

Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии должны приниматься открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты. Результаты аттестации необходимо сообщить работнику сразу же после голосования.

В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не должен участвовать.

4.11. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который должен составляться в одном экземпляре и подписываться председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист, форма которого приведена ниже, и представление на работника, прошедшего аттестацию, следует хранить в его личном деле.

Пример.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество
2. Год рождения
3. Сведения об образовании и повышении квалификации
(что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
ученая степень, ученое звание)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность
5. Общий трудовой стаж
6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии
8. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
- соответствие должности
- отнесение к разряду оплаты
Количество голосов: за против
9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются)
10. Примечания
Председатель аттестационной комиссии (подпись)
Секретарь аттестационной комиссии (подпись)
Члены аттестационной комиссии (подписи)
Дата аттестации " " _______________ 19 ___________ г.
С аттестационным листом ознакомился
(подпись аттестованного и дата)

По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять решение о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда.

Руководителю учреждения, организации, предприятия необходимо рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия порядка ее проведения утвержденному Положению, контроля за обоснованностью принятых рекомендаций и в месячный срок издать приказ об утверждении итогов аттестации. При несогласии руководителя с решением аттестационной комиссии он имеет право направить работника на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.

4.12. При проведении аттестации для определения разряда оплаты не следует одновременно рассматривать вопросы, связанные с установлением работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.

4.13. Результаты аттестации после их утверждения приказом руководителя вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке, но без указания размера оплаты (ставки, оклада), поскольку он может меняться в связи с изменением минимальной ставки (оклада) первого разряда.

Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, организации и на предприятии не означает, что при переходе или переводе работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть обязательно сохранен. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

4.14. В положениях об аттестации, разрабатываемых в отраслях, кроме показателей, общих для всех категорий работников - уровня образования, стажа работы в данной или аналогичной должности, а также других, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по занимаемой должности, - для каждой профессионально-квалификационной группы служащих должны быть определены конкретные показатели оценки.

Показатели оценки профессионализма и деловых качеств работников при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты, установленному для данной должности Единой тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным категориям служащих (технические исполнители, специалисты, руководители), а также видам деятельности, специфическим для различных отраслей, обусловленным особенностями их учреждений, организаций и предприятий.

Например, для технических исполнителей это такие показатели, как своевременность, оперативность и качество выполнения работ, входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т.п.

Для специалистов такими показателями являются: степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество и результативность их осуществления, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем и т.п.

Для оценки руководителей учреждения, организации, предприятия и их подразделений необходимо предусмотреть следующие показатели: умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руководство их работой; стиль общения с подчиненными; реально осуществляемый масштаб руководства и т.п.

В качестве специфических отраслевых показателей оценки могут быть рекомендованы и применены:

для преподавателей общеобразовательной школы:

- овладение новыми методологическими принципами и положениями преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение учащихся и коллег к методу преподавания предмета; интерес и успеваемость учащихся; применение современных методов ведения урока и т.п.;

для медицинского персонала:

- овладение новейшими методами диагностики и лечения; мнение пациентов о работе врача или работника среднего медицинского персонала; заболеваемость на обслуживаемом участке (для участковых врачей) и т.п.;

для работников культурно-просветительных учреждений:

- посещаемость данных учреждений населением обслуживаемого района, оценка работы кружков, библиотек, клубов посетителями и т.д.

4.15. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетенции работника, в отраслевых положениях необходимо предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и из непосредственного знакомства с проходящим аттестацию (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности и высказать суждение об установлении работнику того или иного разряда оплаты.

Для руководителей учреждений, организаций и предприятий при установлении разрядов их оплаты наряду с показателями квалификации и профессиональной компетенции дополнительно учитываются также показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми объектами.

V. ТАРИФИКАЦИЯ И ПРИСВОЕНИЕ РАЗРЯДОВ РАБОЧИМ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

5.1. Тарификация рабочих в пределах 8-разрядного диапазона, отведенного этой категории в ЕТС, должна осуществляться в соответствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и предпринимательского секторов экономики. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 60 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. В последнее время в ходе совершенствования ЕТКС, уточнения его выпусков и разделов по производствам и видам работ Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России (ЦБНТ) совместно с Институтом труда Минтруда России в дополнение к предусмотренным в ЕТКС профессиям рабочих этот перечень расширен. Сейчас он содержит 93 наименования профессий, по которым разработаны тарифно-квалификационные характеристики. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7-8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с ЦБНТ.

5.2. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации. Эту норму постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9-12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Возможно как постоянное, так и временное использование для оплаты труда рабочих ставок 9-12 разрядов, но только в тех случаях, когда сложность выполняемых ими работ превышает сложность работ, отнесенных Единым тарифно-квалификационным справочником к 6-8 разрядам и если этот разряд является высшим для данной профессии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 предусмотрено, что перечни важных и ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, утверждаются министерствами и ведомствами в установленном порядке, а перечень особо важных и особо ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться ставки оплаты исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, утверждается Министерством труда Российской Федерации.

Названные перечни наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части тарификации рабочих 7-8 разрядами следует рассматривать как нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при отнесении рабочих учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджетных источников, к разрядам оплаты ЕТС.

5.3. Для рабочих введение ЕТС, как правило, не требует перетарификации, поскольку ЕТКС остался в основном без изменений (за исключением случаев, указанных в п. 5.1). Им просто устанавливается новый размер оплаты согласно уже присвоенному разряду. Вопрос о перетарификации может быть поставлен только в том случае, если при переходе на новые условия оплаты в целях совершенствования организации деятельности соответствующего подразделения учреждения, организации, предприятия было проведено перераспределение объема работ, предъявляющее к работнику новые квалификационные требования. В этом случае, однако, перетарификация работника должна быть произведена в соответствии с требованиями ЕТКС, т.е. рабочий должен сдать экзамен, подтверждающий его реальные квалификационные возможности. Если в учреждении, организации и на предприятии нет возможности создать достаточно компетентную квалификационную комиссию, то следует обратиться за помощью в вышестоящую организацию или в организацию, где такие возможности есть.

VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПЛАТ, НАДБАВОК И ПООЩРЕНИЙ РАБОТНИКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

6.1. Главное направление совершенствования практики применения доплат, надбавок и поощрений работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы - это их ориентация на учет индивидуальных качеств работника, обеспечивающих высокую личную результативность его работы. При этом, разумеется, должны быть сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, доплата за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Должны быть во всех случаях сохранены надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

6.2. В условиях напряженности с бюджетными средствами возможны определенные колебания размеров выделяемых учреждению, организации и предприятию ассигнований на их деятельность. Поэтому целесообразно все виды стимулирующих доплат, надбавок и поощрений устанавливать на определенный срок (3-6 месяцев). Такой подход к тому же целесообразен с позиций постоянного поддержания у работника стремления не только сохранять достигнутые результаты, но и повышать их. Размеры доплат, надбавок и поощрений должны быть увязаны с величиной средств по фонду заработной платы и степенью превышения личных результатов по сравнению с теми, которые характерны для большинства работников.

6.3. Введение надбавок за высокую результативность работы необходимо сопровождать установлением показателей, с помощью которых эта результативность должна быть изменена. Среди этих показателей могут быть, например, степень повышения нормируемого объема работ, успешное выполнение наиболее сложных работ (заданий), высокое качество выполняемой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением определенного риска и инициативы, определенный выход за рамки должностных обязанностей и т.п.

6.4. У рабочих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы могут достаточно широко применяться надбавки за профессиональное мастерство. Их целесообразно выплачивать работникам, обладающим высокими деловыми качествами, владеющим передовыми приемами и методами труда, имеющим высокий уровень профессиональной подготовки и устойчиво высокую производительность. Конкретные показатели высокого профессионального мастерства разрабатываются непосредственно в учреждении, организации и на предприятии. Одним из наиболее типичных показателей профессионального мастерства работника бюджетного учреждения, организации, предприятия (особенно небольших) может быть овладение профессиональными навыками нескольких профессий и специальностей (например, плотник, столяр, электромонтер, сантехник).