в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА"
отменен/утратил силу Редакция от 11.11.1992 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА"

IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТАРИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИМ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА

4.1. В приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" утверждены соответственно "Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы" для отнесения основных должностей служащих к разрядам оплаты.

Тарификация общеотраслевых должностей является сквозной по всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руководителя или специалиста той или иной конкретной должности. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они ни работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разрядов, для заведующего канцелярией - 4-5 разрядов, для главных специалистов - 13-17 разрядов и т.д.

В перечне отраслевых должностей служащих представлены специалисты и руководители здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, народного образования, высшей школы, физической культуры и спорта, сельского, лесного, охотничьего, водного и рыбного хозяйства, гидрометеорологической службы и некоторых других отраслей.

Отнесение отраслевых должностей служащих к разрядам оплаты ЕТС осуществлено с учетом сложности их труда и квалификации, а также с учетом тарификации общеотраслевых должностей. Принимая во внимание, как правило, творческий характер труда и повышенную социальную ответственность специалистов народного образования, высшей школы, здравоохранения и науки, их тарификация установлена на 1-4 разряда выше, чем по общеотраслевым должностям специалистов.

Так, если инженеры различных специальностей и экономисты различных специальностей тарифицируются 6-11 разрядами, а технологи, конструкторы, электроники, математики и программисты - 6-13 разрядами, то учителя и врачи различных специальностей - соответственно 7-14 и 8-15 разрядами. Специалисты культурно-просветительных и архивных учреждений (библиотекари, экскурсоводы, архивисты, палеографы, археографы) по тарификации приравнены к общеотраслевым должностям специалистов - таким, как инженеры, экономисты, бухгалтеры, с диапазоном разрядов 6-11. Редакционный персонал редакций газет и журналов (корреспонденты, собственные и специальные корреспонденты, обозреватели) протарифицированы на уровне элитных должностей общеотраслевых специалистов (конструкторов, технологов, математиков, электроников, программистов), то есть с 6 по 13 разряд. На этом же уровне установлены разряды оплаты основных должностей специалистов сельского хозяйства - агрономов, зоотехников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др.

Тарификация отраслевых должностей руководителей также соотнесена с тарификацией соответствующих общеотраслевых должностей. Так, на уровне начальников отделов и начальников цехов (общеотраслевые должности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, протарифицированы руководители структурных подразделений по основной деятельности в культурно-просветительных, архивных учреждениях, театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках и концертных организациях. На более высоком уровне установлены разряды оплаты руководителей основных структурных подразделений в науке и высшей школе - с 13 по 16.

Тарификация первых лиц - руководителей учреждений, организаций и предприятий отраслей бюджетной сферы, - которая предусмотрена в диапазоне 10-18 разрядов, дифференцирована в зависимости от сложности функций управления по соответствующим должностям руководителей и их социальной ответственности. Так, высший разряд - 18-й (при наличии диапазона разрядов по тем или иным должностям) предусмотрен для художественных руководителей театров, цирков, главных редакторов и редакторов газет и журналов, руководителей учреждений и организаций науки, ректоров высших учебных заведений, главных врачей учреждений здравоохранения, руководителей некоторых служб в сельском хозяйстве (Государственного ветеринарного надзора, Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, Государственной семенной инспекции по карантину растений), гидрометеорологической службы. До 16-го разряда предусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и архивных учреждений, учреждений народного образования (школ, интернатов, лицеев и т.д.), спортивных сооружений и др.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" право устанавливать разряды оплаты по другим должностям работников, не предусмотренным в перечнях общеотраслевых и отраслевых должностей, дано министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы разработаны и соответствующими министерствами (ведомствами) утверждены квалификационные требования в разрезе должностей по всему кругу - как общеотраслевым, так и отраслевым. В действующем до сих пор Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих преобразован третий раздел включенных в него квалификационных характеристик - "Квалификационные требования". Эти требования в нем даны по разрядам оплаты, предусмотренным ЕТС.

В квалификационных характеристиках технических исполнителей, выполняющих наименее сложные работы по сравнению со специалистами и руководителями, основное квалификационное требование - наличие общего среднего образования в сочетании с индивидуальным обучением соответствующей продолжительности, либо в сочетании со специальной подготовкой по установленной программе. Наличие среднего специального образования установлено только в тех случаях, когда в средних специальных учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов соответствующего профиля.

По сравнению со служащими - техническими исполнителями к специалистам предъявляются как более высокие требования к их квалификации, так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено повышенной сложностью работ, выполняемых ими, и соответственно большим количеством разрядов оплаты. Квалификационные требования по разрядам оплаты специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонентов - образование (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необходимого для занятия соответствующей должности. Применительно к должностям специалистов, большинство из которых является категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным категориям, которые в свою очередь учитываются при установлении разряда оплаты. Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты можно проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС 6-13 разрядами. (Учитывая межотраслевой характер рекомендаций, примеры в этом разделе даются применительно к межотраслевым должностям).

Пример.

Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов.

6-7 разряды (технолог): высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет, либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет.

8-9 разряды (технолог III категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

9-10 разряды (технолог II категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога III категории или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

10-11 разряд (технолог I категории): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога II категории не менее 3 лет.

12-13 разряд (ведущий технолог): высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога I категории не менее 2-3 лет.

Для большинства должностей специалистов в квалификационных требованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификационной категории, как это показано на предыдущем примере. Тарификация двойными разрядами обусловлена довольно ощутимыми различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалификационной категории, их разнообразием, уровнем ответственности и др. При таком подходе к установлению разрядов руководителям учреждений, организаций и предприятий предоставляется возможность оперативно решать вопросы тарификации в конкретных условиях, т.е. учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов и в соответствии с нею присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты.

4.3. По сложности выполняемых работ должностная группа руководителей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений весьма неоднородна, о чем свидетельствует широкий диапазон их тарификации, предусмотренный в ЕТС, - с 3 по 18 разряды.

Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к руководителям, также дифференцированы. Например, для должностей руководителей предприятий и их структурных подразделений требования к квалификации колеблются от общего среднего образования и специальной подготовки без предъявления требований к стажу работы до высшего образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.

Сложность труда ряда должностей руководителей во многом зависит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соответствующих должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образованию) сочетается с дифференциацией объектов управления. При этом, как правило, используются такие действующие принципы дифференциации их оплаты в зависимости от масштаба руководимого объекта (объем производимой продукции (услуг), численность работающих и др. специфические для них показатели).

В качестве примера приводим требования к квалификации главных специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядам оплаты.

Пример.

Требования к квалификации главных специалистов по разрядам оплаты.

Высшее техническое или инженерно-техническое образование и стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.

13 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста (кроме главного инженера) предприятия IV группы.

14 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия III группы и главного инженера предприятия IV группы.

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия II группы и главного инженера предприятия III группы.

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия I группы и главного инженера предприятия II группы.

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного инженера предприятия I группы.

При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руководителей, специалистов и других служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квалификационными требованиями по должностям, которые разработаны в соответствии с предложенными принципами.

4.4. Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой. Она существенно отличается от всех проводившихся ранее аттестаций, поскольку призвана обеспечить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли оплаты труда посредством упорядочения соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Соблюдение предусматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, а также разрабатываемых министерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для отдельных отраслей.

4.5. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. N 27, а также соответствующими отраслевыми положениями и приказами министерств и ведомств, определяющими сроки проведения аттестации.

Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности.

Аттестации подлежат все категории служащих - руководители, специалисты и технические исполнители, состоящие в штате учреждения, организации , предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.

4.6. Исходя из Основных положений о порядке проведения аттестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ЕТС, разрабатываются отраслевые положения, где конкретизируются критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетенции работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности. (Рекомендуемые подходы к оценке работника приведены ниже).

4.7. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации, предприятия при активном участии руководителей структурных подразделений, профсоюзной организации и включает осуществление следующих мероприятий:

- обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых;

- составление графиков проведения аттестации;

- определение аттестационных комиссий (состав, количество членов);

- организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

4.8. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем должно быть подготовлено представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявляемым по должности и определенному разряду оплаты, его профессиональной компетентности, отношения к работе и качества выполнения должностных обязанностей, а также сведения о результатах работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными в аттестационную комиссию материалами.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

4.9. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения аттестуемых работников.

В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должность и фамилии работников, ответственных за их подготовку.

В первую очередь следует аттестовать руководителей подразделений, а затем подчиненных им работников (аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях).

4.10. Для проведения аттестации должна быть утверждена аттестационная комиссия в составе председателя (как правило, заместителя руководителя учреждения, организации, предприятия), секретаря и членов комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты и представители профсоюзной организации. В необходимых случаях может быть создано несколько аттестационных комиссий, обладающих одинаковыми правами.

Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии должны приниматься открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты. Результаты аттестации необходимо сообщить работнику сразу же после голосования.

В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не должен участвовать.

4.11. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который должен составляться в одном экземпляре и подписываться председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист, форма которого приведена ниже, и представление на работника, прошедшего аттестацию, следует хранить в его личном деле.

Пример.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество
2. Год рождения
3. Сведения об образовании и повышении квалификации
(что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
ученая степень, ученое звание)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность
5. Общий трудовой стаж
6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии
8. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
- соответствие должности
- отнесение к разряду оплаты
Количество голосов: за против
9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются)
10. Примечания
Председатель аттестационной комиссии (подпись)
Секретарь аттестационной комиссии (подпись)
Члены аттестационной комиссии (подписи)
Дата аттестации " " _______________ 19 ___________ г.
С аттестационным листом ознакомился
(подпись аттестованного и дата)

По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять решение о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда.

Руководителю учреждения, организации, предприятия необходимо рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия порядка ее проведения утвержденному Положению, контроля за обоснованностью принятых рекомендаций и в месячный срок издать приказ об утверждении итогов аттестации. При несогласии руководителя с решением аттестационной комиссии он имеет право направить работника на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.

4.12. При проведении аттестации для определения разряда оплаты не следует одновременно рассматривать вопросы, связанные с установлением работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.

4.13. Результаты аттестации после их утверждения приказом руководителя вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке, но без указания размера оплаты (ставки, оклада), поскольку он может меняться в связи с изменением минимальной ставки (оклада) первого разряда.

Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, организации и на предприятии не означает, что при переходе или переводе работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть обязательно сохранен. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

4.14. В положениях об аттестации, разрабатываемых в отраслях, кроме показателей, общих для всех категорий работников - уровня образования, стажа работы в данной или аналогичной должности, а также других, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по занимаемой должности, - для каждой профессионально-квалификационной группы служащих должны быть определены конкретные показатели оценки.

Показатели оценки профессионализма и деловых качеств работников при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты, установленному для данной должности Единой тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным категориям служащих (технические исполнители, специалисты, руководители), а также видам деятельности, специфическим для различных отраслей, обусловленным особенностями их учреждений, организаций и предприятий.

Например, для технических исполнителей это такие показатели, как своевременность, оперативность и качество выполнения работ, входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т.п.

Для специалистов такими показателями являются: степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество и результативность их осуществления, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем и т.п.

Для оценки руководителей учреждения, организации, предприятия и их подразделений необходимо предусмотреть следующие показатели: умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руководство их работой; стиль общения с подчиненными; реально осуществляемый масштаб руководства и т.п.

В качестве специфических отраслевых показателей оценки могут быть рекомендованы и применены:

для преподавателей общеобразовательной школы:

- овладение новыми методологическими принципами и положениями преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение учащихся и коллег к методу преподавания предмета; интерес и успеваемость учащихся; применение современных методов ведения урока и т.п.;

для медицинского персонала:

- овладение новейшими методами диагностики и лечения; мнение пациентов о работе врача или работника среднего медицинского персонала; заболеваемость на обслуживаемом участке (для участковых врачей) и т.п.;

для работников культурно-просветительных учреждений:

- посещаемость данных учреждений населением обслуживаемого района, оценка работы кружков, библиотек, клубов посетителями и т.д.

4.15. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетенции работника, в отраслевых положениях необходимо предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и из непосредственного знакомства с проходящим аттестацию (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности и высказать суждение об установлении работнику того или иного разряда оплаты.

Для руководителей учреждений, организаций и предприятий при установлении разрядов их оплаты наряду с показателями квалификации и профессиональной компетенции дополнительно учитываются также показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми объектами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА"