УКАЗАНИЕ МПС РФ от 10.12.97 N Г-1414у "О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОДИТЕЛЯМИ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ МПС РОССИИ, И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
УКАЗАНИЕ
В целях дальнейшего улучшения профилактической работы по предупреждению столкновений транспортный средств с подвижным составом железных дорог, совершаемых водителями на переездах, руководствуясь пунктом 5 статьи 12 раздела V Федерального закона Российской Федерации от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1998 года Инструкцию о служебном расследовании столкновений транспортных средств с подвижным составом, совершаемых водителями, на железнодорожных переездах МПС России N ЦПП-9/ (Приложение 1).
2. Утвердить и ввести в действие с отчета за I квартал 1998 года измененную статистическую отчетность формы ДТП "О дорожно-транспортных происшествиях по хозяйству пути" (Приложение 2) и Инструктивные указания по ее заполнению (Приложение 3).
3. Начальникам железных дорог обеспечить выполнение указанных нормативных документов всеми начальниками дистанций пути, станций, локомотивных депо, дистанций сигнализации и связи, а также руководителями других подразделений железных дорог, принимающих участие в служебном расследовании и учете дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями, на железнодорожных переездах.
4. Служебное расследование и учет столкновений транспортных средств с поездами (подвижным составом) на переездах, произошедших по причине нарушения должностных обязанностей работниками железных дорог, производить в соответствии с Инструкцией о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение 3 к Приказу МПС от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте").
5. С вводом в действие настоящей Инструкции и Статистической отчетности Инструктивно-методические указания о служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, утвержденные МПС России N ЦПП-8/9 и указание МПС от 25.05.94 N Г-423у "О введении статистической отчетности о дорожно-транспортных происшествиях по хозяйству пути" признаются не действующими в системе МПС России.
Заместитель Министра
Ю.М.ГЕРАСИМОВ
Приложение 1
к указанию МПС России
от 10 декабря 1997 г. N Г-1414у
Введение
Служебное расследование столкновений транспортных средств с подвижным составом железных дорог на железнодорожных переездах отличается особой сложностью, требует определенных знаний в области эксплуатации железнодорожного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, необходимых практических навыков при изучении и анализе обстоятельств допущенного происшествия на переезде.
Проведение своевременного, качественного служебного расследования, детальное выяснение причин и обстоятельств имеют решающее значение при разработке и осуществлении эффективных мероприятий, направленных на предупреждение аварийности на железнодорожных переездах.
1. Общие положения1.1. Настоящая Инструкция определяет единых для всех железных дорог Российской Федерации порядок и сроки служебного расследования столкновений транспортных средств и подвижного состава на железнодорожных переездах - дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями транспортных средств <*>, устанавливает состав комиссии, проводящей такое расследование, а также содержит основные положения и методику выяснения причин и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
<*> В дальнейшем - дорожно-транспортное происшествие.
1.2. Служебному расследованию подлежат все случаи дорожно - транспортных происшествий на переездах независимо от их характера, причиненного ущерба и принадлежности транспортных средств.
1.3. При служебном расследовании подлежат выяснению:
1.3.1. Обстоятельства, предшествовавшие данному случаю;
1.3.2. Причины, приведшие к нарушению Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных документов, регламентирующих безопасность дорожного движения;
1.3.3. Конкретные причастные лица к данному случаю и их действия;
1.3.4. Состояние профилактической работы по укреплению дорожной дисциплины среди водителей транспортных средств;
1.3.5. Обеспечение содержания транспортных средств в исправном состоянии;
1.3.6. Организация технической учебы и инструктажа водителей транспортных средств;
1.3.7. Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;
1.3.8. Организаторская работа руководителей и специалистов соответствующего предприятия, организации и т.п. по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
1.4. При служебном расследовании должны быть установлены:
1.4.1. Все пострадавшие лица, их возраст, место работы, место жительства, семейное положение, степень ущерба их здоровью и др.;
1.4.2. Степень повреждения транспортного средства, подвижного состава пути, сооружений и устройств железной дороги;
1.4.3. Ориентировочный материальный ущерб;
1.4.4. Перерыв в движении поездов и (или) маневровой работе;
1.4.5. Другие последствия, учитывающие особенности работы предприятий, организаций, учреждений, причастных к данному случаю;
1.4.6. Принадлежность транспортного средства (министерство, ведомство, комитет, акционерное общество, частная собственность и т.п.).
2. ПОРЯДОК СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПЕРЕЕЗДАХ2.1. В соответствии с Классификацией нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение N 2 к Приказу МПС от 08.01.94 N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте") столкновение поездов с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников, относится к особым случаям брака в работе и расследуется в соответствии с Инструкцией о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение 3 к упомянутому Приказу МПС).
2.2. Столкновения подвижного состава железных дорог и транспортных средств на переездах, допущенные водителями транспортных средств других министерств, ведомств, организаций и учреждений, а также водителями транспортных средств физических лиц учитываются как дорожно-транспортные происшествия.
2.3. Служебное расследование дорожно-транспортных происшествий на переездах проводят комиссионно в составе начальника дистанции пути (руководитель комиссии), начальника дистанции сигнализации и связи, (начальника станции или его заместителя, если переезд расположен в границах станции), начальника локомотивного депо совместно с руководителями причастных организаций автомобильного и дорожного хозяйства во взаимодействии с органами дознания и следствия.
2.3.1. В зависимости от тяжести последствий начальник железной дороги может поручить проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия на переезде комиссии управления или отделения железной дороги (если они имеются в составе железной дороги).
2.3.2. При необходимости по предложению любого члена комиссии в ее состав могут быть введены и другие работники.
2.4. Информация должностных лиц о произошедшем дорожно - транспортном происшествии на переезде осуществляется согласно пункта 1.7 Инструкции о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение N 3 к Приказу МПС от 08.01.94 N 1Ц).
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВПри служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами, регламентирующими безопасность движения при проезде транспортных средств через переезд <*>:
<*> Содержание отдельных пунктов из указанных правил и инструкций приведено в Приложении к настоящей Инструкции.
3.1. Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1190;
3.2. Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N ЦРБ/162;
3.3. Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N ЦРБ/176;
3.4. Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 2 октября 1993 г. N ЦД/206;
3.5. Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 21 июля 1997 г. N ЦП/483;
3.6. Местной инструкцией по эксплуатации переездов;
3.7. Техническо-распорядительным актом станции (если переезд расположен в границах станции);
3.8. Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2), если произошло дорожно-транспортное происшествие с автобусом.
4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕТНЫХ ФОРМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ И АНАЛИЗУ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ4.1. На транспортном средстве (у водителя):
4.1.1. Водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;
4.1.2. Регистрационные документы на транспортное средство;
4.1.3. Документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
4.1.4. В установленных случаях - путевой лист и документы на перевозимый груз;
4.1.5. Лицензионную карточку, путевой лист и товарно - транспортные документы. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, указанные документы могут проверяться работниками Российской транспортной инспекции.
4.2. На локомотиве (у машиниста):
4.2.1. Лента скоростемера;
4.2.2. Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии;
4.2.3. Натурный лист поезда;
4.2.4. Предупреждение на поезд;
4.2.5. Маршрут машиниста;
4.2.6. Журнал технического состояния локомотива;
4.2.7. При необходимости - формуляр машиниста, формуляр помощника машиниста, свидетельство на право управления локомотивом (у машиниста) или другой удостоверяющий свидетельство документ.
4.3. В здании переездного поста:
4.3.1. Журнал нарушений правил проезда через переезд;
4.3.2. График дежурств по переезду;
4.3.3. Книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде;
4.3.4. Местная инструкция по эксплуатации переезда с карточкой, содержащей сведения о данном переезде;
4.3.5. Схема оповещения должностных лиц при нарушении нормальных условий работы переезда.
4.4. В служебном помещении дежурного по станции:
4.4.1. Журнал движения поездов и локомотивов;
4.4.2. Копия техническо-распорядительного акта станции, заверенного начальником станции;
4.4.3. Книга для записи предупреждения на поезда;
4.4.4. Книга предупреждений (белого цвета с желтой полосой по диагонали), выдаваемых машинисту;
4.4.5. При необходимости - Книга разрешений на отправление поезда (разрешения зеленого, красного цвета, белого цвета с красной полосой по диагонали);
4.4.6. Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.
5. ДЕЙСТВИЯ КОМИССИИ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ5.1. При осмотре места происшествия на переезде необходимо:
5.1.1. Составить схему, в которой зафиксировать положение транспортного средства относительно железнодорожного пути (путей) и проезжей части переезда в момент столкновения с поездом (подвижным составом) и после столкновения. Нанести на схему место расположения поезда (подвижного состава) после его остановки;
5.1.2. Получить данные расшифровки ленты скоростемера о времени и скорости при столкновении, режиме торможения и тормозном пути;
5.1.3. Отразить документально положение шлагбаумов и светофоров переездной сигнализации, звуковой сигнализации, их состояние (видимость сигналов, повреждения и др.);
5.1.4. Документально отразить показание заградительного (путевого) светофора, наличие сигнальных знаков "С" - подача свистка - на подходах к переезду и расстояние их установки от переезда;
5.1.5. Отразить в документах данные о плане и профиле железнодорожного пути;
5.1.6. Зафиксировать документально положение кнопок на щитке управления, наличие или отсутствие пломб на кнопках;
5.1.7. Определить и отразить в документах расстояние видимости машинисту локомотива проезжей части переезда и транспортного средства на подходах к переезду;
5.1.8. Оформить документально все повреждения сооружений и устройств на переезде, а также подвижного состава;
5.1.9. Оценить и зафиксировать в документах состояние покрытия проезжей части в границах переезда и дороги на подходах к переезду (гололед, снег, влага и др.);
5.1.10. Определить и отразить документально след торможения транспортного средства (если имеется), расстояние видимости водителю приближающегося к переезду поезда;
5.1.11. Проверить наличие и состояние дорожных предупреждающих знаков на подходах к переезду, определить расстояние их установки от переезда и зафиксировать документально;
5.1.12. Отразить в документах план и профиль автомобильной дороги на подходах к переезду;
5.1.13. Оформить документально степень повреждения транспортного средства после столкновения на переезде.
5.2. Если дорожно-транспортное происшествие допущено в темное время суток, кроме действий, указанных в пункте 5.1., необходимо выяснить и документально отразить:
5.2.1. Состояние освещения проезжей части переезда и подходов к нему;
5.2.2. Видимость поездных сигналов локомотива на подходах к переезду (прожектора, фонарей у буферного бруса).
5.3. Выяснить и документально оформить:
5.3.1. Состояние здоровья водителя транспортного средства, дежурного по переезду, локомотивной (составительской) бригады (периодическое медицинское освидетельствование, предрейсовый медицинский осмотр);
5.3.2. Действия водителя при подъезде транспортного средства к переезду и в границах переезда;
5.3.3. Действия дежурного по переезду при возникновении угрозы безопасности движения на переезде;
5.3.4. Действия локомотивной (составительской) бригады при следовании поезда (подвижного состава) к переезду и принимаемые меры к уменьшению последствий дорожно-транспортного происшествия;
5.3.5. Действия участников дорожного движения после совершения дорожно-транспортного происшествия (оказание помощи пострадавшим, вызов медицинских работников и др.);
5.3.6. Соблюдение установленных сроков периодических испытаний по правилам и инструкциям водителя транспортного средства и причастных работников железной дороги.
5.4. Проверить работу и отразить в документах:
5.4.1. Состояние приборов безопасности на локомотиве, автоматических тормозов локомотива и поезда (подвижного состава), песочницы, радиосвязи, звукового сигнала на локомотиве;
5.4.2. Действие радио- и телефонной связи на переезде;
5.4.3. При наличии автоматической переездной сигнализации - соответствие длин участков приближения расчетным нормам; время от начала подачи извещения до включения красных сигналов переездных светофоров и начала перевода бруса в закрытое положение, соответствие этого времени нормативному значению;
5.4.4. Действие тормозов, рулевого управления, осветительных приборов, звукового сигнала на транспортном средстве.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ6.1. Работники дистанции пути, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства, электроснабжения, станции и других подразделений железнодорожного транспорта, оказавшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, не ожидая прибытия на место комиссии по служебному расследованию, оказывают помощь пострадавшим, приступают к ликвидации последствий и восстановлению движения поездов и маневровой работы.
6.2. При ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия работники дистанции пути, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства, электроснабжения, станции и других подразделений железнодорожного транспорта должны принимать меры к сохранности вещественных доказательств и грузов (при повреждении вагонов и падении груза на путь).
6.3. После выяснения причин и обстоятельств по каждому дорожно-транспортному происшествию на переезде с автобусом, но не позднее, чем через 48 часов с момента случая, начальник дистанции пути дает в адрес Департамента пути и сооружений и Департамента безопасности движения и экологии телеграмму, отразив в ней:
6.3.1. Дату и время дорожно-транспортного происшествия;
6.3.2. Характеристику переезда;
6.3.3. Род поезда (подвижного состава), марку автобуса;
6.3.4. Принадлежность автобуса (министерство, ведомство, акционерное общество, частная собственность и т.п.);
6.3.5. Сведения о пострадавших (количество раненых, погибших);
6.3.6. Сведения о повреждении технических средств железной дороги (предварительные данные) и автобуса;
6.3.7. Ориентировочный ущерб, перерыв в движении поездов, маневровой работы;
6.3.8. Причина и причастные лица;
6.3.9. Другие данные по усмотрению начальника дистанции пути.
6.4. Если дорожно-транспортное происшествие с автобусом произошло на переезде, расположенном в границах станции, начальник станции дает также телеграмму в адрес Департамента управления перевозками с данными, изложенными в пункте 6.3 настоящей Инструкции.
7. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ7.1. Формирование дела о дорожно-транспортном происшествии на переезде осуществляется работниками дистанции пути (с участием работников станции, если переезд расположен в границах станции).
Расположение материалов в деле - произвольное, но с обязательной нумерацией листов и указанием страниц соответствующих документов.
7.2. Обстоятельства и причины дорожно-транспортного происшествия должны быть рассмотрены на оперативном совещании руководителями дистанции пути (с участием руководителей станции, если переезд расположен в границах станции) с вызовом на совещание соответствующих руководителей предприятия, организации или учреждения, которым принадлежит транспортное средство.
7.3. О дате и времени проведения оперативного совещания руководители дистанции пути должны проинформировать руководителей местного органа Государственной автомобильной инспекции и транспортной прокуратуры.
7.4. Оперативное совещание должно быть проведено не позднее трехсуточного срока. Служебное расследование завершается изданием приказа (указания) дистанции пути, согласованного с руководителем станции (если переезд расположен в границах станции).
7.5. Дело о дорожно-транспортном происшествии на переезде оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр дела направляется в адрес руководителей предприятия, организации или учреждения, водитель которого допустил дорожно-транспортное происшествие, для принятия мер и возмещения убытков железной дороге.
Второй экземпляр дела должен храниться в дистанции пути. При необходимости копия протокола разбора дорожно-транспортного происшествия и приказа (указания) дистанции пути направляется руководству станции (если переезд расположен в границах станции).
7.6. Мероприятия по недопущению повторения подобных дорожно - транспортных происшествий, изложенные в приказе (указании) дистанции пути, должны быть доведены до сведения всех причастных работников, а в случаях, относящихся к обязанностям железнодорожников, - и для исполнения.
За реализацией мероприятий устанавливается контроль конкретными должностными лицами.
Заместитель Начальника
Департамента пути
и сооружений
В.Б.КАМЕНСКИЙ
Заместитель Начальника
Департамента управления
перевозками
В.И.СИРОТКИН
Заместитель Начальника
Департамента сигнализации,
связи и вычислительной
техники
В.И.ТАЛАЛАЕВ
Приложение 2
к указанию МПС России
от 10 декабря 1997 г. N Г-1414у
\r\nКому представляется ______________ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
\r\n__________________________________
\r\nКем представляется _______________ Форма ДТП
\r\n__________________________________ ------------------------------
\r\nАдрес ____________________________ Утверждена указанием МПС РФ
\r\n от 10 декабря 1997 г. N Г-1414у
\r\n
\r\n Срочная - квартальная
\r\n
\r\n Представляют: ПЧ - НОД
\r\n 10 числа, НОД - П, П - ЦП МПС
\r\n 15 числа после отчетного
\r\n периода в целом по железной
\r\n дороге <*>.
\r\n
\r\n <*> При отсутствии отделений в составе железной дороги, ПЧ
\r\nпредставляет отчет П.
\r\n
\r\n ОТЧЕТ
\r\n О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ПО ХОЗЯЙСТВУ
\r\n ПУТИ (ДТП) ЗА ____________ 19__ Г.
\r\n "__" __________ 19__ г. Руководитель ____________________
\r\n
\r\n
\r\n
Приложение 3
к указанию МПС России
от 10 декабря 1997 г. N Г-1414у
1. Общие положения
1.1. Отчет формы ДТП является основным документом, отражающим данные о столкновениях транспортных средств с подвижным составом железных дорог, совершаемых водителями транспортных средств других министерств, ведомств, предприятий, организаций, водителями личных транспортных средств и транспортных средств физических лиц на переездах, находящихся на балансе дистанций пути железных дорог Российской Федерации.
1.2. Отчет предназначен для обобщения и анализа дорожно - транспортных происшествий, совершаемых водителями транспортных средств, разработки мероприятий по предупреждению таких происшествий, а также подготовки необходимой информации и претензий соответствующим министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям, другим юридическим лицам по фактам столкновений транспортных средств и поездов на переездах.
1.3. Отчет о дорожно-транспортных происшествиях составляется в отделениях железной дороги ежеквартально по всем дистанциям пути, входящим в состав отделения железной дороги. При отсутствии в составе железной дороги отделений отчет составляется в службе пути железной дороги.
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА2.1. Отчет должен содержать обобщенные данные о дорожно - транспортных происшествиях, допущенных водителями, по итогам отчетного квартала по всем дистанциям пути отделения железной дороги, или железной дороги, если в ее составе отделения отсутствуют.
2.2. Первоисточниками для составления отчета формы ДТП служат:
2.2.1. Форма РБУ-3 "Акт служебного расследования случаев брака в поездной и маневровой работе", оформленный начальником дистанции пути или его заместителем как дорожно-транспортное происшествие и подписанный также руководителем дистанции сигнализации и связи, другими участниками служебного расследования (представителями локомотивного депо, дистанции электроснабжения и др.);
2.2.2. Форма ДТПУ-3 "Журнал учета дорожно-транспортных происшествий" с отметкой в графе 2 о принадлежности транспортного средства.
3. ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА ФОРМЫ ДТП3.1. Величина показателя 1. "ДТП, всего" должна состоять из суммы величин показателей 1.1. "на переездах, обслуживаемых дежурными" и 1.2. "на переездах, не обслуживаемых дежурными".
3.2. В показатель 4. "При ДТП пострадало людей, всего" входит количество раненых и погибших людей.
3.3. В показатель 4.2.3. "прочих транспортных средств" должны включаться тракторы, самоходные машины, мотоциклы.
Заместитель Начальника
Департамента пути
и сооружений
В.Б.КАМЕНСКИЙ
Заместитель Начальника
Управления статистики
В.П.ПАВЛОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23.10.93 N 1090
и введены в действие с 1 июля 1994 г.
(Извлечения)
Из раздела 1. Общие положенияВодитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобное, а также в сумерки.
Обгон - опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Регулировщик - сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющий соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или диск).
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Из раздела 6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующее значение:
... Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение...
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующее значение:
Руки вытянуты в стороны или опущены:
... со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено...
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп - линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии:
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;...
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.
Из раздела 8. НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ, МАНЕВРИРОВАНИЕ8.11. Разворот запрещается:
на железнодорожных переездах;..
Из раздела 11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД11.5. Обгон запрещен:
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;...
Из раздела 12. ОСТАНОВКА И СТОЯНКА12.4. Остановка запрещается:
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах... и под ними;...
12.5. Стоянка запрещается:
... ближе 50 м от переездов.
Раздел 15. ДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
самовольно открывать шлагбаум;
провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней - волокуш.
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп - линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги; при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Из раздела 19. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.
Из раздела 23. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, необезвреженной тары, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают по ширине 2,5 м, по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, движение автопоездов с двумя и более прицепами производится в соответствии со специальными правилами.
Из раздела 24. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДОВ, МОПЕДОВ, ГУЖЕВЫХ ПОВОЗОК, А ТАКЖЕ ПРОГОНУ ЖИВОТНЫХ24.6. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.
24.7. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:
оставлять на дороге животных без надзора;
прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);
вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23.10.93 N 1090
12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудование без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;
допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящих под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;
направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;...
ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПУНКТОВ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26.04.94 N ЦРБ/162, ИНСТРУКЦИИ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26.04.94 N ЦРБ/176 И ИНСТРУКЦИИ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.10.93 N ЦД/206, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕЕЗДОВПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РФ
Раздел "Автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы" - все положения пункта 6.37.
Из пункта 6.46 раздела "Связь":
"На участках с диспетчерской централизацией в поездную диспетчерскую связь допускается с разрешения начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделения железной дороги - главного инженера железной дороги, включение телефонов дежурных по переезду".
Из пункта 16.31 раздела "Порядок движения поездов":
"В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения.
Предупреждения выдаются:
при неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути";...
ИНСТРУКЦИЯ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФПункт 2.1. "Светофоры по назначению подразделяются на:...
заградительные - требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;
предупредительные - предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия)"...
Пункт 2.21. "Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт".
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительные к ним не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты этих светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы".
ИНСТРУКЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФПункт 10. "На станциях с наличием переездов, расположенных в стрелочных горловинах или на участках удаления, на которые извещение о закрытии переезда при приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора производится нажатием кнопки "Закрытие переезда", дежурный по станции перед приемом или отправлением поезда должен нажать эту кнопку, а после проследования поезда через переезд возвратить ее в нормальное положение. В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора на таких станциях машинист при подходе к переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч с готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Перечень таких станций должен быть объявлен приказом по железной дороге".