Последнее обновление: 24.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗАНИЕ МПС РФ от 10.12.97 N Г-1414у "О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОДИТЕЛЯМИ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ МПС РОССИИ, И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
ИНСТРУКЦИЯ О СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОДИТЕЛЯМИ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ МПС РОССИИ
Служебное расследование столкновений транспортных средств с подвижным составом железных дорог на железнодорожных переездах отличается особой сложностью, требует определенных знаний в области эксплуатации железнодорожного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, необходимых практических навыков при изучении и анализе обстоятельств допущенного происшествия на переезде.
Проведение своевременного, качественного служебного расследования, детальное выяснение причин и обстоятельств имеют решающее значение при разработке и осуществлении эффективных мероприятий, направленных на предупреждение аварийности на железнодорожных переездах.
1. Общие положения1.1. Настоящая Инструкция определяет единых для всех железных дорог Российской Федерации порядок и сроки служебного расследования столкновений транспортных средств и подвижного состава на железнодорожных переездах - дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями транспортных средств <*>, устанавливает состав комиссии, проводящей такое расследование, а также содержит основные положения и методику выяснения причин и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
<*> В дальнейшем - дорожно-транспортное происшествие.
1.2. Служебному расследованию подлежат все случаи дорожно - транспортных происшествий на переездах независимо от их характера, причиненного ущерба и принадлежности транспортных средств.
1.3. При служебном расследовании подлежат выяснению:
1.3.1. Обстоятельства, предшествовавшие данному случаю;
1.3.2. Причины, приведшие к нарушению Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных документов, регламентирующих безопасность дорожного движения;
1.3.3. Конкретные причастные лица к данному случаю и их действия;
1.3.4. Состояние профилактической работы по укреплению дорожной дисциплины среди водителей транспортных средств;
1.3.5. Обеспечение содержания транспортных средств в исправном состоянии;
1.3.6. Организация технической учебы и инструктажа водителей транспортных средств;
1.3.7. Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;
1.3.8. Организаторская работа руководителей и специалистов соответствующего предприятия, организации и т.п. по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
1.4. При служебном расследовании должны быть установлены:
1.4.1. Все пострадавшие лица, их возраст, место работы, место жительства, семейное положение, степень ущерба их здоровью и др.;
1.4.2. Степень повреждения транспортного средства, подвижного состава пути, сооружений и устройств железной дороги;
1.4.3. Ориентировочный материальный ущерб;
1.4.4. Перерыв в движении поездов и (или) маневровой работе;
1.4.5. Другие последствия, учитывающие особенности работы предприятий, организаций, учреждений, причастных к данному случаю;
1.4.6. Принадлежность транспортного средства (министерство, ведомство, комитет, акционерное общество, частная собственность и т.п.).
2. ПОРЯДОК СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПЕРЕЕЗДАХ2.1. В соответствии с Классификацией нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение N 2 к Приказу МПС от 08.01.94 N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте") столкновение поездов с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников, относится к особым случаям брака в работе и расследуется в соответствии с Инструкцией о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение 3 к упомянутому Приказу МПС).
2.2. Столкновения подвижного состава железных дорог и транспортных средств на переездах, допущенные водителями транспортных средств других министерств, ведомств, организаций и учреждений, а также водителями транспортных средств физических лиц учитываются как дорожно-транспортные происшествия.
2.3. Служебное расследование дорожно-транспортных происшествий на переездах проводят комиссионно в составе начальника дистанции пути (руководитель комиссии), начальника дистанции сигнализации и связи, (начальника станции или его заместителя, если переезд расположен в границах станции), начальника локомотивного депо совместно с руководителями причастных организаций автомобильного и дорожного хозяйства во взаимодействии с органами дознания и следствия.
2.3.1. В зависимости от тяжести последствий начальник железной дороги может поручить проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия на переезде комиссии управления или отделения железной дороги (если они имеются в составе железной дороги).
2.3.2. При необходимости по предложению любого члена комиссии в ее состав могут быть введены и другие работники.
2.4. Информация должностных лиц о произошедшем дорожно - транспортном происшествии на переезде осуществляется согласно пункта 1.7 Инструкции о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (Приложение N 3 к Приказу МПС от 08.01.94 N 1Ц).
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВПри служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами, регламентирующими безопасность движения при проезде транспортных средств через переезд <*>:
<*> Содержание отдельных пунктов из указанных правил и инструкций приведено в Приложении к настоящей Инструкции.
3.1. Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1190;
3.2. Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N ЦРБ/162;
3.3. Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N ЦРБ/176;
3.4. Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 2 октября 1993 г. N ЦД/206;
3.5. Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 21 июля 1997 г. N ЦП/483;
3.6. Местной инструкцией по эксплуатации переездов;
3.7. Техническо-распорядительным актом станции (если переезд расположен в границах станции);
3.8. Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2), если произошло дорожно-транспортное происшествие с автобусом.
4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕТНЫХ ФОРМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ И АНАЛИЗУ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ4.1. На транспортном средстве (у водителя):
4.1.1. Водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;
4.1.2. Регистрационные документы на транспортное средство;
4.1.3. Документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
4.1.4. В установленных случаях - путевой лист и документы на перевозимый груз;
4.1.5. Лицензионную карточку, путевой лист и товарно - транспортные документы. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, указанные документы могут проверяться работниками Российской транспортной инспекции.
4.2. На локомотиве (у машиниста):
4.2.1. Лента скоростемера;
4.2.2. Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии;
4.2.3. Натурный лист поезда;
4.2.4. Предупреждение на поезд;
4.2.5. Маршрут машиниста;
4.2.6. Журнал технического состояния локомотива;
4.2.7. При необходимости - формуляр машиниста, формуляр помощника машиниста, свидетельство на право управления локомотивом (у машиниста) или другой удостоверяющий свидетельство документ.
4.3. В здании переездного поста:
4.3.1. Журнал нарушений правил проезда через переезд;
4.3.2. График дежурств по переезду;
4.3.3. Книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде;
4.3.4. Местная инструкция по эксплуатации переезда с карточкой, содержащей сведения о данном переезде;
4.3.5. Схема оповещения должностных лиц при нарушении нормальных условий работы переезда.
4.4. В служебном помещении дежурного по станции:
4.4.1. Журнал движения поездов и локомотивов;
4.4.2. Копия техническо-распорядительного акта станции, заверенного начальником станции;
4.4.3. Книга для записи предупреждения на поезда;
4.4.4. Книга предупреждений (белого цвета с желтой полосой по диагонали), выдаваемых машинисту;
4.4.5. При необходимости - Книга разрешений на отправление поезда (разрешения зеленого, красного цвета, белого цвета с красной полосой по диагонали);
4.4.6. Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.
5. ДЕЙСТВИЯ КОМИССИИ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ5.1. При осмотре места происшествия на переезде необходимо:
5.1.1. Составить схему, в которой зафиксировать положение транспортного средства относительно железнодорожного пути (путей) и проезжей части переезда в момент столкновения с поездом (подвижным составом) и после столкновения. Нанести на схему место расположения поезда (подвижного состава) после его остановки;
5.1.2. Получить данные расшифровки ленты скоростемера о времени и скорости при столкновении, режиме торможения и тормозном пути;
5.1.3. Отразить документально положение шлагбаумов и светофоров переездной сигнализации, звуковой сигнализации, их состояние (видимость сигналов, повреждения и др.);
5.1.4. Документально отразить показание заградительного (путевого) светофора, наличие сигнальных знаков "С" - подача свистка - на подходах к переезду и расстояние их установки от переезда;
5.1.5. Отразить в документах данные о плане и профиле железнодорожного пути;
5.1.6. Зафиксировать документально положение кнопок на щитке управления, наличие или отсутствие пломб на кнопках;
5.1.7. Определить и отразить в документах расстояние видимости машинисту локомотива проезжей части переезда и транспортного средства на подходах к переезду;
5.1.8. Оформить документально все повреждения сооружений и устройств на переезде, а также подвижного состава;
5.1.9. Оценить и зафиксировать в документах состояние покрытия проезжей части в границах переезда и дороги на подходах к переезду (гололед, снег, влага и др.);
5.1.10. Определить и отразить документально след торможения транспортного средства (если имеется), расстояние видимости водителю приближающегося к переезду поезда;
5.1.11. Проверить наличие и состояние дорожных предупреждающих знаков на подходах к переезду, определить расстояние их установки от переезда и зафиксировать документально;
5.1.12. Отразить в документах план и профиль автомобильной дороги на подходах к переезду;
5.1.13. Оформить документально степень повреждения транспортного средства после столкновения на переезде.
5.2. Если дорожно-транспортное происшествие допущено в темное время суток, кроме действий, указанных в пункте 5.1., необходимо выяснить и документально отразить:
5.2.1. Состояние освещения проезжей части переезда и подходов к нему;
5.2.2. Видимость поездных сигналов локомотива на подходах к переезду (прожектора, фонарей у буферного бруса).
5.3. Выяснить и документально оформить:
5.3.1. Состояние здоровья водителя транспортного средства, дежурного по переезду, локомотивной (составительской) бригады (периодическое медицинское освидетельствование, предрейсовый медицинский осмотр);
5.3.2. Действия водителя при подъезде транспортного средства к переезду и в границах переезда;
5.3.3. Действия дежурного по переезду при возникновении угрозы безопасности движения на переезде;
5.3.4. Действия локомотивной (составительской) бригады при следовании поезда (подвижного состава) к переезду и принимаемые меры к уменьшению последствий дорожно-транспортного происшествия;
5.3.5. Действия участников дорожного движения после совершения дорожно-транспортного происшествия (оказание помощи пострадавшим, вызов медицинских работников и др.);
5.3.6. Соблюдение установленных сроков периодических испытаний по правилам и инструкциям водителя транспортного средства и причастных работников железной дороги.
5.4. Проверить работу и отразить в документах:
5.4.1. Состояние приборов безопасности на локомотиве, автоматических тормозов локомотива и поезда (подвижного состава), песочницы, радиосвязи, звукового сигнала на локомотиве;
5.4.2. Действие радио- и телефонной связи на переезде;
5.4.3. При наличии автоматической переездной сигнализации - соответствие длин участков приближения расчетным нормам; время от начала подачи извещения до включения красных сигналов переездных светофоров и начала перевода бруса в закрытое положение, соответствие этого времени нормативному значению;
5.4.4. Действие тормозов, рулевого управления, осветительных приборов, звукового сигнала на транспортном средстве.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ6.1. Работники дистанции пути, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства, электроснабжения, станции и других подразделений железнодорожного транспорта, оказавшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, не ожидая прибытия на место комиссии по служебному расследованию, оказывают помощь пострадавшим, приступают к ликвидации последствий и восстановлению движения поездов и маневровой работы.
6.2. При ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия работники дистанции пути, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства, электроснабжения, станции и других подразделений железнодорожного транспорта должны принимать меры к сохранности вещественных доказательств и грузов (при повреждении вагонов и падении груза на путь).
6.3. После выяснения причин и обстоятельств по каждому дорожно-транспортному происшествию на переезде с автобусом, но не позднее, чем через 48 часов с момента случая, начальник дистанции пути дает в адрес Департамента пути и сооружений и Департамента безопасности движения и экологии телеграмму, отразив в ней:
6.3.1. Дату и время дорожно-транспортного происшествия;
6.3.2. Характеристику переезда;
6.3.3. Род поезда (подвижного состава), марку автобуса;
6.3.4. Принадлежность автобуса (министерство, ведомство, акционерное общество, частная собственность и т.п.);
6.3.5. Сведения о пострадавших (количество раненых, погибших);
6.3.6. Сведения о повреждении технических средств железной дороги (предварительные данные) и автобуса;
6.3.7. Ориентировочный ущерб, перерыв в движении поездов, маневровой работы;
6.3.8. Причина и причастные лица;
6.3.9. Другие данные по усмотрению начальника дистанции пути.
6.4. Если дорожно-транспортное происшествие с автобусом произошло на переезде, расположенном в границах станции, начальник станции дает также телеграмму в адрес Департамента управления перевозками с данными, изложенными в пункте 6.3 настоящей Инструкции.
7. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ7.1. Формирование дела о дорожно-транспортном происшествии на переезде осуществляется работниками дистанции пути (с участием работников станции, если переезд расположен в границах станции).
Расположение материалов в деле - произвольное, но с обязательной нумерацией листов и указанием страниц соответствующих документов.
7.2. Обстоятельства и причины дорожно-транспортного происшествия должны быть рассмотрены на оперативном совещании руководителями дистанции пути (с участием руководителей станции, если переезд расположен в границах станции) с вызовом на совещание соответствующих руководителей предприятия, организации или учреждения, которым принадлежит транспортное средство.
7.3. О дате и времени проведения оперативного совещания руководители дистанции пути должны проинформировать руководителей местного органа Государственной автомобильной инспекции и транспортной прокуратуры.
7.4. Оперативное совещание должно быть проведено не позднее трехсуточного срока. Служебное расследование завершается изданием приказа (указания) дистанции пути, согласованного с руководителем станции (если переезд расположен в границах станции).
7.5. Дело о дорожно-транспортном происшествии на переезде оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр дела направляется в адрес руководителей предприятия, организации или учреждения, водитель которого допустил дорожно-транспортное происшествие, для принятия мер и возмещения убытков железной дороге.
Второй экземпляр дела должен храниться в дистанции пути. При необходимости копия протокола разбора дорожно-транспортного происшествия и приказа (указания) дистанции пути направляется руководству станции (если переезд расположен в границах станции).
7.6. Мероприятия по недопущению повторения подобных дорожно - транспортных происшествий, изложенные в приказе (указании) дистанции пути, должны быть доведены до сведения всех причастных работников, а в случаях, относящихся к обязанностям железнодорожников, - и для исполнения.
За реализацией мероприятий устанавливается контроль конкретными должностными лицами.
Заместитель Начальника
Департамента пути
и сооружений
В.Б.КАМЕНСКИЙ
Заместитель Начальника
Департамента управления
перевозками
В.И.СИРОТКИН
Заместитель Начальника
Департамента сигнализации,
связи и вычислительной
техники
В.И.ТАЛАЛАЕВ
Приложение 2
к указанию МПС России
от 10 декабря 1997 г. N Г-1414у
- Главная
- УКАЗАНИЕ МПС РФ от 10.12.97 N Г-1414у "О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОДИТЕЛЯМИ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ МПС РОССИИ, И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ"