в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734
отменен/утратил силу Редакция от 02.10.2002 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Терентьевой С.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Локтина Сергея Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 2.12.2000 N 917).

Локтин С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительной формулировки "...кроме металлолома" подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют Закону РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и ущемляют его права на ведение лицензионной деятельности по приему металлолома.

Заявитель Локтин С.И. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.

Представитель заявителя Локтин Р.Е. поддержал в суде заявленные требования, уточнив, что заявителем оспаривается в целом подпункт "м" пункта 2 Перечня, т.к. сферой применения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки, заказывают услуги. Прием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома не являются услугой и находятся вне сферы регулирования данного Закона, прием от населения металлолома без применения контрольно-кассовых машин не содержит состава правонарушения, предусмотренного ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Киракозов Р.С. и Васильев В.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Выслушав объяснения представителя заявителя Локтина Р.Е., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Киракозова Р.С., Васильева В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.10.1995 N 1028, от 6.01.1997 N 11, от 19.12.1997 N 1607, от 7.08.1998 N 904, от 3.09.1998 N 1027, от 21.11.1998 N 1364, от 7.01.1999 N 24, от 2.12.2000 N 917) утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии с подпунктом "м" пункта 2 Перечня организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления: приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказания услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей обязательное применение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности контрольно-кассовых машин для учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением предусмотрено также указом Президента Российской Федерации " Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" от 16 февраля 1993 г. (в редакции указа Президента РФ от 25.07.2000 г. N 1358).

Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что прием металлолома представляет собой осуществление предпринимательской деятельности, при которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет прием металлолома у физического лица за определенную плату. Законодательство, регулирующее вопросы применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не ставит обязанность предпринимателя применять контрольно-кассовые машины для учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением только в зависимости от договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

В силу ст.421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки представителя Локтина Р.Е. на нормы гражданского законодательства: (ст.454 ГК РФ договор купли-продажи и ст.779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг). Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не регулирует договорные отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком, а содержит императивную норму, адресованную предпринимателю, применять контрольно-кассовые машины, если при осуществлении торговых операций или оказании услуг осуществляются денежные расчеты с населением.

Следовательно, все денежные расчеты с населением при оказании услуг организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в том числе по приему от населения металлолома, на территории Российской Федерации осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в области предпринимательской деятельности при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (статья 14.5).

Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).

Представитель Правительства РФ Васильев В.А. пояснил в суде, что если предприятие или предприниматель без образования юридического лица осуществляет единственный тип услуг по приему металлолома, связанный с выдачей клиенту денег за сданный металлолом, то в этом случае могут использоваться любые модели контрольно-кассовых машин, включенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации и разрешенные Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам для применения. Модели ККМ, включенные в государственный реестр, для сферы услуг имеют функции как продажи, при которой деньги поступают в ККМ, так и покупки, при которой деньги расходуются из ККМ.

С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что вне сферы регулирования Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" находятся отношения по осуществлению предпринимательской деятельности при осуществлении торговых операций или оказания услуг по приему от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома. В силу абзаца 2 статьи 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" Совет Министров - Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 " Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" Советом Министров - Правительством Российской Федерации утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Перечня организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Заявитель Локтин С.И. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет прием металлолома, поэтому включение в Перечень услуг по приему от населения стеклопосуды и утильсырья без применения контрольно-кассовых машин не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заявление Локтина С.И. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Локтина Сергея Ивановича о признании недействительным подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N ГКПИ 02-734