в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004)
действует Редакция от 02.07.2004 Подробная информация

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004)

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2004, решение изготовлено в полном объеме 15.06.2004

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Антоновой Л.М. и Першутова А.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества " Брянскэнерго" о признании недействующими абзаца 23 в части словосочетания "... использованным в данном налоговом периоде при осуществлении операций, не признаваемых объектом налогообложения...", а также слова "... обоснованно..." и полностью абзаца 26 раздела 2.1 " Расчет общей суммы налога" Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (в редакции приказов МНС России от 05.03.2002 N Г-3-03/113, от 06.08.2002 N БГ-3-03/416, от 09.02.2004 N БГ-3-03/89).

В заседании приняли участие:

от ОАО " Брянскэнерго" (заявителя) - Панин А.А. (доверенность от 14.05.2004 N 192);

от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ответчика) - Брандт Л.А. (доверенность от 30.04.2004 N 14-3-02/2001-4), Леви B.C. (доверенность от 30.04.2004 N 14-3-02/2002-4).

Протокол вел помощник судьи Нагаев Р.Г.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - министерство) от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 утверждена Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.

В абзацах 23 и 26 раздела 2.1 названной Инструкции министерство установило следующие положения, касающиеся налоговых вычетов, относящихся к суммам налога, уплаченным налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, ранее включенным в налоговые вычеты и подлежащие восстановлению:

по строке 370 раздела 2.1 декларации показывается подлежащая восстановлению сумма налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, использованным в данном налоговом периоде при осуществлении операций, не признаваемых объектом налогообложения или не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также фактически используемым при выполнении с 01.01.2001 строительно-монтажных работ хозспособом, обоснованно включенная в предыдущих налоговых периодах в вычеты по соответствующим строкам;

при отражении по строке 370 раздела 2.1 декларации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по основным средствам и нематериальным активам, в данную строку включаются суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств или нематериальных активов (без учета переоценки), не использованной для налогооблагаемых операций.

Заявитель сообщил, что в настоящее время в ОАО " Брянскэнерго" производится реорганизация общества в форме выделения из его состава юридических лиц, в подтверждение чего им представлен протокол общего собрания акционеров от 12.11.2003. Вновь создаваемым организациям передается имущество общества, приобретенное в период с 1994 по 2002 годы. Номенклатура основных средств, передаваемых одному из вновь образованных юридических лиц, содержится в акте основных средств, изготовленном во исполнение приказа ОАО " Брянскэнерго" от 30.09.2003 N 330.

Министерство в оспариваемых положениях нормативных правовых актов понуждает общество уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, ранее на законных основаниях принятые к вычету в налоговых декларациях и относящиеся к указанному имуществу. Такое требование влечет нарушение прав и законных интересов общества, поскольку оно изменяет определенное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) содержание обязанностей налогоплательщика по исчислению, отражению в декларациях и уплате налога, изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность и порядок действий налогоплательщиков. Оспариваемыми нормами министерство дополнило законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, установив норму по восстановлению налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в случаях, не предусмотренных Кодексом.

Из пояснений ответчика, изложенных в отзыве и выступлениях его представителей, следует, что в оспариваемых абзацах министерство разъяснило применение пункта 3 статьи 170 Кодекса. По мнению министерства, положения этой нормы указывают на необходимость восстановления суммы налога на добавленную стоимость и отражения этой восстановленной суммы в налоговой декларации в случае, если вычет налога был применен по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению, а затем приобретенные товары (работы, услуги) были использованы для операций, которые не подлежат налогообложению (не признаются объектом налогообложения).

Таким образом, доводы заявителя и ответчика касаются применения пункта 3 статьи 170 Кодекса к правоотношениям, вытекающим из случаев, подпадающих под условия, установленные в подпункте 4 пункта 2 той же статьи, во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 и подпунктами 2 и 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 39 Кодекса передача основных средств и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации, а также передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) не признаются реализацией товаров, поэтому для целей главы 21 Кодекса названные операции не являются объектом налогообложения (подпункт 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса).

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (в том числе основных средств) учитываются в стоимости таких товаров (в том числе основных средств) в случаях приобретения товаров (в том числе основных средств) для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса (пункт 2 статьи 170 Кодекса).

В случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Из содержания названных норм следует, что покупатель учитывает в стоимости товаров (в т.ч. основных средств) суммы налога на добавленную

стоимость, предъявленные ему продавцом, в случае их приобретения для осуществления операций, которые не признаются реализацией товаров (основных средств).

В иных случаях суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитываются в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса - уменьшают сумму налога на добавленную стоимость при исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет за соответствующий налоговый период.

Налогоплательщик, принявший в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению, восстанавливает и уплачивает эти суммы в бюджет.

ОАО " Брянскэнерго" приобретало имущество в периоды, предшествовавшие моменту принятия учредителями решения о реорганизации общества, и учитывало суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные продавцам этого имущества, в налоговых декларациях в соответствии с действовавшим в соответствующий период законодательством о налоге на добавленную стоимость. Поэтому оно не может быть признано налогоплательщиком, принявшим суммы налога к вычету или возмещению в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса, и оснований для восстановления в декларации этих сумм и уплаты их в бюджет не имеется.

Следовательно, Кодексом не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать в декларации суммы налога на добавленную стоимость и уплачивать их в бюджет в отношении имущества, ранее приобретенного для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и впоследствии переданного в качестве вклада в уставный капитал вновь образованных юридических лиц, в частности при реорганизации налогоплательщика.

(в ред. Определения ВАС РФ от 02.07.2004 N 4052/04)

Отсутствует в Кодексе и норма, обязывающая налогоплательщиков восстанавливать суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что абзац 23 и абзац 26 раздела 2.1 " Расчет общей суммы налога" названной Инструкции не соответствует статьям 6, 170, 171 и 172 Кодекса.

Руководствуясь статьями 176, 194, 195 Арбитражного процессуально­го кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать абзац 23 и абзац 26 раздела 2.1 " Расчет общей суммы налога" Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (в редакции приказов МНС России от 05.03.2002 N Г-3-03/113, от 06.08.2002 N БГ-3-03/416, от 09.02.2004 N БГ-3-03/89) недействующими, как не соответствующие статьям 6, 170, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возвратить открытому акционерному обществу " Брянскэнерго" государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

Председательствующий судья
М.ЛУМАРКИН

Судья
Л.М.АНТОНОВА

Судья
А.Г.ПЕРШУТОВ

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.06.2004 N 4052/04 (ред. от 02.07.2004)