в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 30.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 01.02.2005 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

Постановление

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области поиска и спасания в государственной авиации, в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2003 г.
N 65

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, устанавливают в мирное время порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания, привлечения авиационных частей и авиационных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются - авиационные предприятия), к дежурству в системе авиационного поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;

2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, осуществляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

3) "авиационные силы и средства" - воздушные суда с экипажем и средствами спасения и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т. п.), аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды, органы и пункты связи, контроля и управления;

4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;

5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при возникновении аварийных ситуаций;

6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;

7) "автономное существование" - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;

8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;

10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;

11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;

12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажирам или экипажу;

13) "Главный координационный центр" - орган Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;

14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах которой организуется и проводится авиационный поиск и спасание;

15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание содействия эффективной организации работы поисково-спасательной службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в пределах зоны авиационного поиска и спасания;

16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;

18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;

19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ;

20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и проводятся поисково-спасательные работы;

21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;

22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или нештатная группа, организуемая в авиационных частях и на авиационных предприятиях, подготовленная к десантированию с целью оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов;

24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор приспособлений и устройств для покидания воздушного судна пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле (на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации.

II. Организация поисково-спасательного обеспечения

3. Поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения деятельности государственной авиации и организуется командирами авиационных частей (руководителями авиационных предприятий).

4. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

оснащение воздушных судов государственной авиации (далее именуются - воздушные суда) и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения;

оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;

организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие, и доведение их до пунктов управления полетами государственной авиации (далее именуются - пункты управления полетами) и координационных центров;

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

5. Проведение мероприятий по поисково-спасательному обеспечению осуществляют командиры авиационных частей и руководители авиационных предприятий через начальников соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.

6. Финансирование подготовки летного состава к действиям в аварийных ситуациях и использованию средств спасения и жизнеобеспечения, оснащения воздушных судов и летного состава указанными средствами, организации и контроля их эксплуатации, подготовки летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации (далее именуются - федеральные органы исполнительной власти).

7. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в каждой авиационной части (на каждом авиационном предприятии) создается учебная база, позволяющая вырабатывать и закреплять навыки летного состава в использовании средств спасения и жизнеобеспечения, выживании в условиях автономного существования и эвакуации с использованием различных средств, а также обеспечивать подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы к проведению поисково-спасательных работ.

8. Воздушные суда и летный состав оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, полетным заданием и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна.

Использование средств спасения и жизнеобеспечения осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию.

9. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января 2005 г. и на частоте 406,025 МГц.

III. Осуществление авиационного поиска и спасанияПорядок организации авиационного поиска и спасания

10. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, подлежит немедленному поиску и спасанию.

Авиационный поиск и спасание организуются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется - Федеральное управление), которое по согласованию с федеральными органами исполнительной власти определяет:

перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

требования к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей указанных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, а также поисково-спасательных служб при проведении поисково-спасательных работ;

сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ;

сроки проведения поиска с использованием радиотехнических средств.

11. Авиационный поиск и спасание включают в себя:

аварийное оповещение соответствующих поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания;

организацию и проведение поисково-спасательных работ в отношении воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказание помощи пассажирам и экипажам, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или в ближайшие населенные пункты (на аэродромы);

управление поисково-спасательными силами и средствами, обеспечение приоритетного использования ими воздушного пространства при проведении поисково-спасательных работ.

12. Полет воздушного судна считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком и аварийно-спасательными средствами, его экипаж обучен их использованию, а маршрут его полета находится в зоне досягаемости поисково-спасательных средств.

При выполнении полетов над акваторией морей и океанов воздушное судно должно быть обеспечено спасательными плавательными средствами по количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры должны быть проинструктированы относительно действий при аварийном приводнении.

Полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.

13. В воздушном пространстве Российской Федерации для организации авиационного поиска и спасания устанавливаются зоны авиационного поиска и спасания, совпадающие по своим границам с зонами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД).

14. Порядок организации авиационного поиска и спасания в зоне авиационного поиска и спасания определяется Федеральным управлением по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

15. Зоны авиационного поиска и спасания делятся на районы, в которых ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ.

16. В зоне авиационного поиска и спасания на базе командного пункта авиационного объединения, на командующего которого возложена ответственность за организацию использования воздушного пространства и управление воздушным движением, создается координационный центр.

17. Применение авиационных сил и средств для проведения поисково-спасательных работ осуществляется командующим войсками военного округа (флотом), командующим авиационным объединением и руководителем межрегионального территориального управления гражданской авиации.

18. Проверка готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, в том числе с использованием поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, проводится командующим авиационным объединением, имеющим зону авиационного поиска и спасания, или уполномоченным им лицом, а также представителем Федерального управления.

19. Для обеспечения своевременного авиационного поиска и спасания организуется дежурство поисково-спасательных сил и средств, состоящих из:

персонала пунктов управления полетами;

поисково-спасательных воздушных судов со спасательными парашютно-десантными группами на борту;

наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;

персонала пунктов приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ";

радиотехнических средств федеральных органов исполнительной власти для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

20. Поисково-спасательные воздушные суда, осуществляющие дежурство, оборудуются поисковой аппаратурой, оснащаются аварийно-спасательным имуществом и снаряжением. Вертолеты, кроме того, оборудуются поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на борт воздушного судна.

21. Для проведения наземного поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят 8-10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.

Обязанности наземной поисково-спасательной команды, порядок дежурства и ее действия при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

22. Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе 6-8 человек.

На дежурство в системе авиационного поиска и спасания назначаются 2-3 авиационных спасателя (в том числе медицинский работник), подготовленных к прыжкам с парашютом в различных условиях днем и ночью. В период дежурства спасательная парашютно-десантная группа подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования - руководителю поисково-спасательных работ.

23. Спасательные работы на территории и в районе аэродромов проводятся силами и средствами наземной поисково-спасательной команды и нештатных команд технической помощи, назначаемых на каждую летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия).

Указанные работы на территории и в районе аэродромов осуществляются за счет средств собственника или пользователя аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного происшествия.

24. На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна со спасателями на борту.

25. К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики (штурманы) 1 и 2 классов, прошедшие специальную подготовку и действующие на основании приказа по авиационной части (авиационному предприятию).

Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.

Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ определяются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж.

Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти.

26. В соответствии с полученными заявками по обеспечению полетов и перелетов воздушных судов начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационного объединения, имеющего зону авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки.

На основании этого плана командный пункт авиационного объединения доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и доводятся до сведения летного состава на предполетной подготовке.

Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей (авиационных предприятий) по их запросу и ежедневно докладывается в Главный координационный центр.

27. Уровень подготовки экипажей воздушных судов, находящихся на дежурстве в системе авиационного поиска и спасания, не должен быть ниже уровня подготовки экипажей, обеспечивающих полеты. Контроль за соответствием осуществляется координационным центром зоны авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами в тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными судами осуществляется дежурство.

28. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности:

1) при готовности N 1:

воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к немедленному использованию;

летный состав и спасательная парашютно-десантная группа находятся на борту воздушного судна на рабочих местах, а технический состав - у воздушных судов;

задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;

наземная поисково-спасательная команда готова к немедленному выходу для выполнения задачи;

вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не позднее 15 минут после подачи команды;

2) при готовности N 2:

воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к использованию;

летный и технический состав, а также спасательная парашютно-десантная группа находятся в специально отведенном месте вблизи воздушного судна;

экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;

задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;

наземная поисково-спасательная группа находится в местах, определенных командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), имущество и снаряжение наземной поисково-спасательной команды погружено на транспортные средства, подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных средств указано в инструкции по производству полетов в районе аэродрома;

вылет вертолетов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не позднее 30 минут после подачи команды;

3) при готовности N 3:

воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-спасательные средства готовы к применению и находятся в установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);

летный и технический состав, наземная поисково-спасательная команда и спасательная парашютно-десантная группа находятся на занятиях (работах или отдыхе);

вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха

о минус 45 С и ниже вылет воздушных судов и выход наземной поисково-спасательной команды осуществляются не позднее 2 часов после подачи команды.

29. Время дежурства экипажей поисково-спасательных воздушных судов организуется следующим образом:

в готовности N 1 - не более 2 часов;

в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;

в готовности N 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;

в готовности N 3 - не более 15 суток.

30. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для авиационного поиска и спасания экипажи должны находиться в готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных Министерством обороны Российской Федерации.

31. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 1 и 2, в целях, не связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается.

32. Экипажи дежурных поисково-спасательных воздушных судов, находящихся в готовности N 3, могут использоваться при условии соблюдения сроков вылета для выполнения срочных санитарных заданий, тренировок экипажей и выброски парашютистов в районе аэродрома.

33. Для круглосуточного дежурства в системе авиационного поиска и спасания на аэродромах, на которых нет своих поисково-спасательных воздушных судов, могут направляться экипажи и поисково-спасательные воздушные суда других авиационных частей (авиационных предприятий), подготовка которых организуется руководителями, которым подчинены эти экипажи.

Своевременное выделение и подготовка дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению ими в установленные сроки поисково-спасательных работ осуществляются командиром авиационной части (руководителем авиационного предприятия), от которой выделены эти силы и средства.

34. Оснащение авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными частями (авиационными предприятиями).

Аварийно-спасательное имущество и снаряжение хранятся на борту дежурного поисково-спасательного воздушного судна или в специально отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного имущества и снаряжения отвечает бортовой авиационный техник или специально назначенное лицо.

35. Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляются в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.

36. В случае если все принятые для поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа меры не дали результатов, решение о прекращении поиска этого воздушного судна принимается специально уполномоченным органом, осуществившим государственную регистрацию или государственный учет этого воздушного судна.

Решение о прекращении поиска на территории Российской Федерации потерпевшего бедствие воздушного судна государственной авиации иностранного государства принимается Министерством обороны Российской Федерации, а потерпевшего бедствие иного воздушного судна иностранного государства - Федеральным агентством воздушного транспорта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

37. Потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести.

Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска.

38. Порядок подготовки руководящего состава и специалистов авиационных объединений (далее именуются - органы управления полетами) и пунктов управления полетами к проведению поисково-спасательных работ, подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях, подготовка спасательной парашютно-десантной группы и наземной поисково-спасательной команды определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ

39. Подготовка органов (пунктов) управления полетами к проведению поисково-спасательных работ включает в себя теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании разрабатываемого плана подготовки органа (пункта) управления полетами.

Для проведения занятий привлекается летный и инженерно-технический руководящий состав, в том числе медицинский персонал и профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, органов местного самоуправления и гидрометеорологической службы, пожарные и специалисты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

40. Контроль готовности органов (пунктов) управления полетами и должностных лиц к проведению поисково-спасательных работ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, определенные начальником Федерального управления.

Управление поисково-спасательными силами и средствами

41. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие (далее именуется - сообщение о бедствии), относится к категории абсолютного приоритета. Лица, имеющие право на предоставление услуг связи, обязаны обеспечить немедленную передачу такого сообщения.

42. Для своевременного обнаружения и оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, установлен единый международный сигнал "SOS" ("Терплю бедствие").

Сигналы бедствия передаются всеми имеющимися на борту средствами связи и оповещения и только по команде командира воздушного судна.

43. Для приема сообщений о бедствии на территории Российской Федерации организуется дежурство радиоспециалистов, осуществляемое:

круглосуточно;

в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов;

после получения сообщения о бедствии воздушного судна.

На пунктах приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" организуется круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.

44. Поисково-спасательное воздушное судно оборудуется таким образом, чтобы оно могло поддерживать связь на авиационных аварийных частотах, на частотах, выделенных в районах поисково-спасательных работ, а также на любых предписанных частотах.

Кроме того, каждое поисково-спасательное воздушное судно оборудуется устройствами для наведения на аварийные передатчики, работающие на аварийных частотах. Поисково-спасательное воздушное судно, используемое для поисково-спасательных работ над акваторией морей и океанов, должно быть оснащено радиоаппаратурой, позволяющей поддерживать связь с торговыми морскими судами на частоте 2 182 кГц.

45. Все наземные радиостанции, принявшие с воздушного судна сообщение о бедствии, немедленно передают подтверждение о его приеме, принимают меры к установлению с воздушным судном надежной радиосвязи и воздерживаются от радиообмена с другими радиостанциями на этой частоте.

46. Экипаж воздушного судна, принявший сигнал бедствия, передает подтверждение о приеме и немедленно сообщает об этом в пункт управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при групповом полете - командиру (ведущему) группы.

47. Экипаж воздушного судна, установивший радиосвязь с воздушным судном, терпящим бедствие, должен ретранслировать радиообмен и по указанию пункта управления полетами (командира группы), продолжая поддерживать радиосвязь, следовать в район бедствия. При этом он должен сообщить свое местонахождение и по возможности расчетное время прибытия в район бедствия.

48. Экипаж воздушного судна, наблюдавший бедствие визуально, докладывает о своих наблюдениях, а также о координатах места бедствия руководителю полетов (командиру группы) и действует по его указанию.

Если связь с руководителем полетов сразу установить не удается, экипаж указанного воздушного судна продолжает наблюдение, устанавливает связь с экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, выясняет его состояние, уточняет координаты этого воздушного судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или ближайший пункт управления полетами, используя все возможные каналы связи.

49. В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства.

После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.

50. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.

После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.

Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе.

При установлении двусторонней радиосвязи с экипажем поисково-спасательного воздушного судна дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна.

51. При получении сообщения о бедствии персонал частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.

Полученная информация докладывается в пункты управления полетами.

52. Ответственность за готовность средств связи и радиотехнического обеспечения полетов к своевременному обеспечению поисково-спасательных работ возлагается на командира (начальника, руководителя) части (подразделения) связи и радиотехнического обеспечения полетов.

53. Ответственность за немедленное использование средств связи и радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие, возлагается на руководителя полетов (диспетчера), принявшего сообщение о бедствии.

54. Если в результате принятых мер по предотвращению бедствия у экипажа возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до аэродрома, передается сообщение о том, что опасность миновала.

Задачи координационных центров и пунктов управления полетами

55. Организация работы авиационных поисково-спасательных служб и координация их деятельности при проведении поисково-спасательных работ осуществляются:

Главным координационным центром;

координационными центрами в зонах авиационного поиска и спасания;

региональными координационными центрами на территории межрегионального территориального управления гражданской авиации (могут создаваться двухсекторные центры).

56. Главный координационный центр осуществляет:

контроль за обеспечением полетов и перелетов воздушных судов над территорией Российской Федерации в поисково-спасательном отношении, в том числе перелетов литерных воздушных судов и авиационных групп;

общее руководство организацией проведения поисково-спасательных работ;

организацию взаимодействия и координацию действий авиационных поисково-спасательных сил и средств федеральных органов исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ;

непрерывный сбор и обобщение информации о ходе поисково-спасательных работ;

ведение плана проведения поисково-спасательных работ на карте;

ведение ежедневного учета и контроля готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств;

подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ и в целях проверки их готовности;

проверку сообщений о бедствии, полученных с помощью международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", для определения местоположения потерпевших бедствие воздушных судов и доведение этих сообщений до координационного центра;

организацию и проведение практических тренировок с поисково-спасательными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти;

анализ и оценку проведенных поисково-спасательных работ.

Указания и рекомендации Главного координационного центра в отношении организации и проведения работ поисково-спасательными силами и средствами обязательны для всех руководителей органов (пунктов) управления полетами.

57. Задачи по авиационному поиску и спасанию для координационных центров, региональных координационных центров, а также органов (пунктов) управления полетами и порядок их действий при проведении поисково-спасательных работ определяются Федеральным управлением.

Управление поисково-спасательными силами и средствами

58. Управление поисково-спасательными силами и средствами включает в себя:

непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии авиационных поисково-спасательных сил и средств, их всесторонней обеспеченности и готовности к применению;

своевременное принятие решения по проведению поисково-спасательных работ;

своевременное планирование работы координационного центра, органов (пунктов) управления полетами, а также применения авиационных поисково-спасательных сил и средств;

информирование исполнителей о задачах проведения поисково-спасательных работ;

организацию и поддержание взаимодействия с координационным центром, органами (пунктами) управления полетами;

оперативное внесение изменений в планы проведения поисково-спасательных работ в соответствии с изменением обстановки;

постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений.

59. Поисково-спасательные работы с применением поисково-спасательных сил и средств должны начинаться в случае:

получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;

получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 минут;

получения экипажем воздушного судна разрешения на посадку и непроизведения ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;

потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;

получения и подтверждения сведений из пункта приема информации международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения места нахождения морских и воздушных судов, потерпевших бедствие;

возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

наличия указаний координационных центров.

60. Подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и выход наземных поисково-спасательных команд осуществляются на основании решений начальника смены Главного координационного центра, начальника смены координационного центра и начальника смены регионального координационного центра.

Руководители полетов (авиационные диспетчеры) и персонал пунктов управления полетами при возникновении ситуаций, предусмотренных в пункте 59 настоящих Правил, могут инициировать начало проведения поисково-спасательных работ после доклада в координационный центр и получения его разрешения на применение поисково-спасательных сил и средств.

61. Поисково-спасательная работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с начала эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2003 N 65 (ред. от 01.02.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"