в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст)
действует Редакция от 29.12.2003 Подробная информация

"РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст)

УТВЕРЖДЕН
Постановлением
Госстандарта России
от 29 декабря 2003 г. N 432-ст

Дата введения 1 апреля 2004 г.

Введен впервые

Введение

Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества и/или экологического менеджмента. Аудиты являются также существенной частью деятельности по оценке соответствия при сертификации/регистрации, оценке поставщиков, инспекционном контроле.

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов); организаций, внедряющих системы менеджмента качества и экологического менеджмента; организаций, в которых необходимо провести аудиты систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов), а также для использования при сертификации/регистрации систем менеджмента; аккредитации или стандартизации в области оценки соответствия.

Указания настоящего стандарта являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. В выделенных рамках представлены дополнительные указания или примеры по конкретным вопросам в виде практических рекомендаций. В некоторых случаях они направлены на поддержку использования настоящего стандарта на малых предприятиях.

При совместном внедрении систем менеджмента качества и экологического менеджмента пользователь настоящего стандарта сам решает вопрос о проведении раздельных аудитов или комплексного аудита.

Пользователь может рассматривать применение или распространение руководящих указаний настоящего стандарта к другим видам аудитов, включая аудиты других систем менеджмента.

Настоящий стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.

Руководящие указания настоящего стандарта могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям технических условий на продукцию, законов или регламентов.

Стандарт ИСО 19011 был разработан совместно Техническим комитетом ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества" (подкомитетом ПК 3, Вспомогательные технологии) и Техническим комитетом ИСО/ТК 207 "Экологический менеджмент" (подкомитетом ПК 2 "Экологический аудит и экологические оценки").

Международный стандарт ИСО 19011 отменяет действие и заменяет стандарты ИСО 10011-1-90 - ИСО 10011-3-91, ИСО 14010-96 - ИСО 14012-96.

На сегодняшний день понятийный аппарат на русском языке по системам менеджмента окончательно не сформирован и в ряде случаев для одних и тех же понятий в различных документах используют разные термины.

Например, для одного и того же понятия используют термины "управление окружающей средой" (ГОСТ Р ИСО 14001-98), "менеджмент охраны окружающей среды" (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и "экологический менеджмент". В настоящем стандарте предлагается использовать термин "экологический менеджмент", как более соответствующий смыслу термина "environmental management".

Вместо термина "наблюдения аудита" (audit findings) в настоящем стандарте в отличие от ГОСТ Р ИСО 9000-2001 использован термин "выводы аудита", вместо термина "группа по аудиту" (audit team) - термин "аудиторская группа".

В отличие от рекомендуемого ИСО 19011-2002 среднего образования для аудиторов в настоящем стандарте рекомендовано, соответственно, высшее образование.

1. Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.

Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента или управлять программами аудита.

Рекомендации настоящего стандарта можно применять и к другим видам аудитов при условии, что особое внимание будет уделено определению компетентности членов аудиторской группы.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь

3. Термины и определения

В настоящем документе используются термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14050, если они не заменены терминами и определениями, приведенными ниже.

Термин, определяемый в каком-либо другом месте настоящего раздела, выделен полужирным шрифтом. За ним в скобках следует его порядковый номер. Такой термин может быть заменен его собственным определением.

3.1 аудит (проверка) (далее - аудит) (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2).

Примечания

1 Внутренние аудиты, называемые "аудитами первой стороны", проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

2 Внешние аудиты включают аудиты, называемые "аудитами второй стороны" и "аудитами третьей стороны". Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001.

3 Аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.

4 Если аудит проверяемой организации проводят одновременно две или несколько организаций, такой аудит называют совместным.

3.2 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований.

Примечание - Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита (3.3).

3.3 свидетельства аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита (3.2) и могут быть проверены.

Примечание - Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

3.4 выводы (наблюдения) аудита (далее - выводы аудита) (audit findings): Результат оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).

Примечание - Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (3.2) или на возможности улучшения.

3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выходные данные аудита (3.1), представленные аудиторской группой (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).

3.6 заказчик аудита (audit client): Организация или лицо, заказавшие аудит (3.1).

Примечание - Заказчик может быть проверяемой организацией (3.7) или любой другой организацией, которая имеет законное право потребовать аудит (3.1).

3.7 проверяемая организация (auditee): Организация, подвергающаяся аудиту.

3.8 аудитор (эксперт) (далее - аудитор) (auditor): Лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1).

3.9 аудиторская группа (комиссия) (далее - аудиторская группа) (audit team): Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10).

Примечания

1 Одного из аудиторов в аудиторской группе, как правило, назначают руководителем группы.

2 Аудиторская группа может включать стажеров.

3.10 технический эксперт (technical expert): Лицо, предоставляющее аудиторской группе (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу.

Примечания

1 Знания или опыт по специальному вопросу могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту (3.1), а также к вопросам языка или культуры.

2 Технический эксперт не участвует в аудиторской группе в качестве аудитора (3.8).

3.11 программа аудита (audit programme): Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Примечание - Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов (3.1).

3.12 план аудита (audit plan): Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1).

3.13 область аудита (audit scope): Содержание и границы аудита (3.1).

Примечание - Область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессов, а также охватываемый период времени

3.14 компетентность (competence): Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4. Принципы проведения аудита

Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.

К принципам проведения аудита относят:

а) этичность поведения (ethical conduct) - основа профессионализма. Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность;

б) беспристрастность (fair presentation) - обязательство представлять правдивые и точные отчеты.

Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах);

в) профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;

г) независимость (independence) - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудита;

д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита.

5. Управление программой аудита

В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит.

Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита.

Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.

Ответственным за управление программой аудита следует:

а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;

б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами.

Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 1.

Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на компетентность аудиторской группы.

При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.

Практическая помощь - Примеры программ аудита

Программа аудита включает следующее:

а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;

б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков "критичной" продукции, проводимые в течение 6 мес;

в) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

Распределение полномочий по программе аудита (5.1)
v
Разработка программы аудита (5.2, 5.3)
>Цели и объем Планирование
Ответственные
Ресурсы
Процедуры
v
Внедрение программы аудита (5.4, 5.5) < >Компетентность и оценка аудиторов (7)
План-график аудитов
Оценивание аудиторов
Формирование аудиторской группы Выполнение
Действие Руководство работами по аудиту < >Деятельность в области аудита (6)
Ведение записей
Улучшение программы аудита (7)
v
^ Мониторинг и анализ программы аудита (5.6)
Мониторинг и анализ
Определение потребностей в корректирующих и предупреждающих действиях Проверка
Идентификация возможностей для улучшения

Рисунок 1 - Последовательность процессов управления программой аудита

Примечания

1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование - выполнение - проверка - действие)

2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта

6. Проведение аудита

Частью программы аудита являются указания по планированию и проведению аудитов. Типовая блок-схема проведения аудита приведена на рисунке 2. Степень распространения требований настоящего раздела зависит от области применения: сложности конкретного аудита и предполагаемого использования заключений по результатам аудита.

Организация проведения аудита (6.2)
Назначение руководителя аудиторской группы
Определение целей, области и критериев аудита
Определение возможностей аудита. Выбор аудиторской группы
Установление начального контакта с проверяемой организацией
Выполнение анализа документов (6.3)
Анализ соответствующих документов системы менеджмента, включая записи и определение их адекватности, исходя из критериев аудита
Подготовка аудита на месте (6.4)
Разработка плана аудита на месте
Распределение работ в аудиторской группе
Подготовка рабочей документации
Проведение аудита на месте (6.5)
Проведение предварительного совещания
Обмен информацией во время аудита
Роль и обязанности сопровождающих и наблюдателей
Сбор и верификация данных
Работа с выводами по аудиту
Подготовка заключения по результатам аудита
Проведение заключительного совещания
Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту (6.6)
Подготовка отчета (акта) по аудиту
Утверждение и рассылка отчета
Завершение аудита (6.7)
Выполнение действий по результатам аудита (6.8)

Примечание - Пунктирные линии указывают на то, что действия по результатам аудита не являются частью аудита.

Рисунок 2 - Типовая схема проведения аудита

7. Компетентность и оценка аудиторов

Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать:

- личные качества (см. 7.2);

- способность применить знания и навыки, указанные в 7.3, приобретенные во время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении аудита, описанные в 7.4.

Концепция компетентности аудиторов показана на рисунке 4. Некоторые области знаний и навыков, описанные в 7.3, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а некоторые - специфическими для аудиторов по отдельным дисциплинам.

Качество Общее Окружающая среда
Знания и навыки (7.3.1 и 7.3.2)
Определенные знания и навыки в области качества (7.3.3) Определенные знания и навыки в области охраны окружающей среды (7.3.4)
Образование (7.4) Производственный опыт (7.4) Обучение аудитора (7.4) Опыт в проведении аудитов (7.4)
Личные качества (7.2)

Рисунок 4. Концепция компетентности

Аудиторы совершенствуют, поддерживают и улучшают свою компетентность в процессе постоянного профессионального развития и регулярного участия в аудитах (см. 7.5).

Процесс оценки аудиторов и руководителей аудиторских групп приведен в 7.6.

На сайте «Zakonbase» представлен "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • "РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 432-ст)