РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2188-р



РАСПОРЯЖЕНИЕ

1. Утвердить прилагаемую Концепцию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

3. Министерству транспорта Российской Федерации на основе утвержденной настоящим распоряжением Концепции разработать проект подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2005 г.
N 2188-р

КОНЦЕПЦИЯ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
I. Общие положения

Настоящая Концепция является первым этапом разработки подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) (далее - подпрограмма). Подпрограмма направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе иностранного капитала (далее - государственно-частное партнерство).

Разработка подпрограммы позволит:

сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;

преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов;

использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами, переход к управлению по результатам в соответствии с основными принципами административной реформы;

внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач государственной политики;

обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие экспорта транспортных услуг;

повысить ответственность органов управления и исполнителей за достижение поставленных целей и целевых ориентиров;

сориентировать потенциальных инвесторов, указав им наиболее предпочтительные для государства направления деятельности;

учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на российский транспортный рынок. В связи с этим предлагается объединить новые крупные инвестиционные мероприятия, направленные на развитие экспорта транспортных услуг, и мероприятия инновационного и организационно-правового характера в подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг", а также внести изменения в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", исключив из нее подпрограмму "Международные транспортные коридоры". При этом часть инвестиционных мероприятий подпрограммы "Международные транспортные коридоры" по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры за счет внебюджетных средств и мероприятия по научно-исследовательскому обеспечению и организации общественной и международной поддержки развития экспорта транспортных услуг предполагается включить в новую подпрограмму.

Представленные в настоящей Концепции оценки объемов финансирования и результатов реализации подпрограммы являются расчетными и будут уточнены при разработке подпрограммы с учетом установленных предельных объемов финансирования и детальной проработки на региональном уровне.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль в этом должен сыграть транспорт. Экспорт транспортных услуг может и должен быть столь же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров.

Геополитическое и геоэкономическое положение страны самым непосредственным образом зависит от параметров функционирования и развития транспортной системы - схемы транспортных сетей, направлений и объемов основных грузопотоков, соотношения транзита и внутренних перевозок, структуры перевозимых грузов.

Инновационно-активный сценарий социально-экономического развития Российской Федерации предполагает постепенный переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг. Доля экспорта энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов, доля машин и оборудования возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в 2004 году. Однако следует признать, что до 2010 года в структуре экспорта сохранится все еще высокая доля энергоносителей и металлов. Следовательно, задача обеспечения деятельности российских экспортеров сырья остается для транспортной отрасли одной из приоритетных в среднесрочной перспективе.

Экспорт транспортных услуг составлял в 2004 году около 17 процентов общего объема транспортных услуг. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту - предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.

Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических прогнозов структуры производства и потребностей транспортоемких отраслей, подходов к развитию инфраструктуры и с учетом оценки конкурентоспособности российских магистралей для транзита по направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной системой и обеспечения соответствия работы транспортной системы новым требованиям, обусловленным изменениями геополитической ситуации, задачами развития экономики государства и укрепления его национальной безопасности.

Существенное увеличение объемов внешней торговли привело в настоящее время к возникновению дефицита специализированных производственных мощностей морских портов и к нехватке пропускных возможностей железнодорожных и автомобильных подъездов к ним. Переориентация экономики с импорта на экспорт и выход Российской Федерации на новые международные рынки предполагают развитие инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающих внешнеторговую деятельность.

Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75 процентов переработки внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков. Отставание в решении этой проблемы может создать реальные ограничения реализации потенциала внешней торговли России.

Российская Федерация, занимающая более 30 процентов территории Евразии и располагающая высокоразвитой транспортной системой, является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи между Европой и Азией. Однако в настоящее время транзит через территорию России составляет менее 1 процента существующего товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5-7 процентов транзитного потенциала России.

Иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих реализацию евро-азиатских связей в обход территории Российской Федерации. За счет средств международных организаций начато финансирование строительства транспортного коридора "Европа - Кавказ - Азия" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - Узбекистан - Киргизия - восточное побережье Китая). Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам.

Следовательно, Российская Федерация имеет минимальный запас времени для разработки и реализации подпрограммы по транзиту.

Увеличение транзита потребует качественно нового развития транспортных узлов и таможенных переходов. Вместе с тем в настоящее время государственная таможенная политика не стимулирует таможенную систему активно и быстро переходить на новые высокоэффективные и удобные для пользователей технологии, обеспечивающие качественное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками.

Наряду с этим экономические условия работы российских международных перевозчиков соответствуют ситуации на международных рынках транспортных услуг. Снижение конкурентоспособности российских операторов грозит не только потерей рыночной доли и снижением национального дохода, но при определенных условиях транспортной, а затем и экономической изоляцией страны.

Таким образом, основной проблемой реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке является несоответствие российской транспортной системы условиям, сложившимся на мировом рынке товаров и услуг, в том числе:

недоиспользование транзитного потенциала Российской Федерации;

несоответствие экспортной транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;

низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.

Основными причинами противоречия между конкурентными преимуществами Российской Федерации на мировом рынке и их использованием являются:

отсутствие комплексного макроэкономического подхода к реализации крупных мультимодальных проектов. В настоящее время инвестиционное планирование осуществляется по видам транспорта в рамках отраслевых подпрограмм. Одним из важных элементов бюджетной реформы является переход к многолетнему бюджетному планированию, которое создает новые возможности для повышения эффективности программных методов;

недостаточный уровень бюджетного финансирования транспортной инфраструктуры, связанный во многом с финансированием отрасли в период инвестиционно-структурного кризиса конца прошлого века по остаточному принципу;

неразвитость конкурентной среды при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов. При значительном дефиците бюджетных средств на содержание и развитие объектов транспортной инфраструктуры государство не имеет действенных механизмов взаимодействия с частным капиталом, основанных на открытом, правовом и взаимовыгодном сотрудничестве;

неподготовленность пограничной и приграничной инфраструктуры к прозрачному режиму в отношении транспортных и товарных потоков. Чрезвычайно велики сверхнормативные простои судов в морских портах, связанные с выполнением таможенных и пограничных процедур, что сказывается на конкурентоспособности как флота, так и портовой индустрии;

неразвитость отношений в сфере страхования грузов, ответственности перевозчика, ограниченность инвестиций в развитие объектов транспортно-технологического обеспечения международных транспортных коридоров, без которых невозможен современный транзит.

Факторами, определяющими необходимость решения данной проблемы программными методами, являются:

многоаспектность и комплексность проблемы, требующей координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, организаций различного профиля независимо от организационно-правовой формы;

развитие законодательной базы и поэтапность решения проблемы;

отработка координационных процедур, связанных с перспективами вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

невозможность комплексного решения проблемы в условиях формирующегося рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых мероприятий без государственного регулирования и государственной поддержки;

сложность геополитических, международно-правовых, научно-технических и экологических аспектов проблемы.

Реализация мероприятий подпрограммы даст значительный социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли, так и в других отраслях экономики в целом.

Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера позволяют рассчитывать на успешную реализацию подпрограммы при условии ее адекватной организационной и ресурсной обеспеченности.

III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации

Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации.

Основными конкурентными преимуществами государства являются:

особое географическое положение. Территория Российской Федерации представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии;

сокращение времени доставки транзитных грузов. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между государствами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно перемещается около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98 процентов) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8-12 дней, морским транспортом - 1-2 месяца);

достаточно развитая инфраструктура - морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог;

возможность реализации межнациональных транспортных проектов благодаря техническим и технологическим условиям;

повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса объем транзитных перевозок резко уменьшился, поскольку российские коридоры воспринимались как криминальные, в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону).

Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей:

переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала;

согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем;

повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг;

количественное и качественное обеспечение транспортного обслуживания внешней торговли;

рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны;

повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, наращивание наукоемкой технологической сферы;

освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества;

гармонизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с международными нормами.

Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:

повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации (далее - международные транспортные коридоры);

обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры;

повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.

Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса инвестиционных мероприятий для обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении. Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Ее основу составляют официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту схемы международных транспортных коридоров N 1, 2, 9 и предложения по их продлению по территории Российской Федерации.

Международные транспортные коридоры включают в себя евро-азиатские коридоры "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморье-1 и Приморье-2 (Приморский край) с портами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Согласно большинству оценок, в начале ХХI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы, поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по следующим важнейшим направлениям:

Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к портам Дальнего Востока);

Северная Европа - Южная Азия (использование железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии);

Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути);

Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).

Международный транзит по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию восточных регионов России. Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления Север - Юг обеспечит через территорию Российской Федерации транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Транспортировка по российским коммуникациям до 5 процентов грузов евро-азиатского транзита может принести Российской Федерации до 1 млрд. долларов в год.

В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным по-прежнему остается направление Сибирь - Урал. Осуществление экспортно-импортных связей, в том числе транзита контейнеров по направлению Азия - Европа и Юг - Север, будет существенно ограничено вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности портовых сооружений на северо-западном направлении (российские порты на Балтике, Баренцевом и Белом морях), на южном направлении (порты на Черном и Каспийском морях) и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском побережье).

Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать Северный морской путь, поскольку российская часть Арктики в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом.

Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении ледокольного и транспортного флота, выделении из федерального бюджета средств на содержание атомных и дизельных ледоколов, поддержании на необходимом уровне навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. Необходимость этого диктуется прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их транспортного обеспечения.

В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации и созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.

Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует существенной модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая:

увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов (зерна, угля, переработки грузов в контейнерах), переключение российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты;

формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, реконструкцию взлетно-посадочных полос;

наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов;

дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса;

модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;

внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения.

Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка механизмов осуществления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международном рынке транспортных услуг;

разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка российских перевозчиков;

научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих законодательных актов, обеспечивающих динамичное развитие международных перевозок;

последовательная гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг;

поэтапное приведение законодательства Российской Федерации в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.

Сроки и этапы реализации подпрограммы.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа:

I этап - 2006-2007 годы;

II этап - 2008-2010 годы.

На I этапе реализации подпрограммы предполагается выполнение следующих мероприятий:

формирование механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и реализации проектов;

реализация проектов, находящихся в высокой степени готовности, и подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по крупным проектам, предусмотренным для осуществления на II этапе подпрограммы;

научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;

научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг;

формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компаний-перевозчиков, производителей товаров, европейских проектов;

исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков.

На этом этапе особое внимание будет уделено комплексу обеспечивающих мероприятий и реализации на условиях государственно-частного партнерства проектов, находящихся в высокой степени готовности. Предполагается различная степень участия государства в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65 процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта.

На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, в первую очередь на повышение конкурентоспособности транспортных коридоров и развитие транспортно-технологической инфраструктуры, а именно:

устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях;

создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали);

создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта;

создание аэропортов-хабов;

обеспечение качественного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации;

создание терминально-логистических комплексов.

На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования с одновременным и обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования.

IV. Оценка рисков реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы сопряжена со следующими рисками:

макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему критическим фактором для развития транспортной отрасли продолжает оставаться уровень мировых цен на энергоносители, которые вместе с продукцией металлургических предприятий составляют основную часть российских грузопотоков. Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих сегментах может привести не столько к снижению показателей грузооборота и доходов транспортных предприятий, сколько к серьезному падению объема инвестиций в проекты за счет уменьшения объемов инвестиционного фонда. Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит от диверсификации российской экономики, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью;

геополитические риски. Успешное соединение транспортной системы России с международной транспортной системой во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. В частности, реализация проекта развития международного транспортного коридора "Север - Юг" может быть поставлена под угрозу в случае резкого усугубления кризиса в отношениях между Ираном и США. Ухудшение международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности Транссиба. Возможно также обострение проблем использования черноморских и балтийских проливов, что, в свою очередь, может угрожать успешной реализации ряда крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры портов Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Темрюк и Кавказ. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети аэропортов-хабов;

операционные риски, связанные с технической и нормативной правовой поддержкой развития транспортной отрасли. Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия ряда важных федеральных законов, например, о платных автомобильных дорогах, о создании Российского международного реестра судов, о морских портах Российской Федерации и других. Отсутствие этих законов является серьезным препятствием в реализации задач подпрограммы. Кроме того, необходимо разработать нормативно-методическое обеспечение механизмов, заложенных в Федеральном законе "О концессионных соглашениях";

риск недостаточной гибкости и адаптируемости подпрограммы к изменениям внешних условий. Указанный риск должен быть минимизирован организацией контроля результатов по основным направлениям реализации подпрограммы, который обеспечит своевременное выявление сбоев в достижении запланированных результатов, оперативную корректировку задач и конкретных механизмов достижения целей подпрограммы;

риск неэффективного контроля ожидаемых результатов по проведению программных мероприятий. Указанный риск минимизируется четкой и эффективной организацией управления подпрограммой - реализацией функций государственного заказчика и дирекции подпрограммы на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качества управления подпрограммой в целом и отдельными ее мероприятиями;

риск, возникающий при несоответствии итоговых параметров инвестиционных проектов критериям конкурсного отбора. Указанный риск может быть минимизирован путем тщательного отбора проектов, предлагаемых на конкурс, отработки механизмов государственной поддержки и заключения концессионных соглашений.

Разработка подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России" дополнит действующие механизмы системы принятия решений, создаст новые возможности развития объектов транспортной инфраструктуры.

V. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, предполагающей реализацию конкурентных преимуществ России, переориентацию грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, обеспечение роста конкурентоспособности российских перевозчиков.

Основными индикаторами подпрограммы являются:

экспорт транспортных услуг (к 2010 году экспорт транспортных услуг увеличится в 2 раза и составит 13,1 млрд. долларов США. При этом доля экспорта транспортных услуг возрастет до 50 процентов в общем объеме экспорта услуг России);

объем транзитных перевозок через территорию России (к 2010 году объем транзитных перевозок увеличится на 25-30 млн. тонн и составит 71-76 млн. тонн, что позволит увеличить долю транзита в экспорте транспортных услуг в 8-10 раз);

объем перевозок трансфертных пассажиров (к 2010 году объем перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах увеличится в 5-7 раз и составит 3-4 млн. пассажиров);

доля отечественных автомобильных перевозчиков на российском рынке международных перевозок (увеличится и составит 50 процентов);

доля тоннажа контролируемого Россией торгового флота, зарегистрированного в национальном реестре (увеличится и составит в 2010 году 55-56 процентов).

Показатели, характеризующие основные результаты реализации подпрограммы, задают ориентиры устойчивого развития общества и направлены на решение ключевых задач социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.

Индикаторы подпрограммы приведены в приложении N 1.

Показатели, характеризующие инвестиционные мероприятия подпрограммы, приведены в приложении N 2.

Мероприятия подпрограммы включают следующие разделы:

повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;

обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;

повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.

Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, предусматривают реализацию комплекса следующих инфраструктурных проектов, связанных с устранением проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров, главным образом в европейской части России, и их ответвлениях, созданием альтернативных маршрутов с целью обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении:

комплексное развитие Московского транспортного узла (реконструкция Центральной кольцевой дороги и создание большого логистического кольца в Московской области);

развитие Санкт-Петербургского транспортного узла (строительство скоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Бусловская и терминально-логистических комплексов в районе г. Санкт-Петербурга);

строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих указанные транспортные узлы.

Основной задачей при этом является использование конкурентных преимуществ России с целью привлечения транзитных потоков на международные транспортные коридоры, которые проходят по ее территории. Расчетный объем финансирования мероприятий подпрограммы в рамках этой задачи составит за 2006-2010 годы около 553,2 млрд. рублей, в том числе из федеральных средств - 202,2 млрд. рублей.

Мероприятия подпрограммы, касающиеся обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры, предусматривают развитие следующих объектов:

морские порты (комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, морского торгового порта Усть-Луга);

аэропорты-хабы (комплексное развитие Московского авиаузла, аэропортов Емельяново и Кольцово);

терминалы и логистические центры.

Расчетный объем финансирования мероприятий в рамках этой задачи составит за 2006-2010 годы около 254,1 млрд. рублей.

Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, предусматривают:

организацию общественной и международной поддержки российских перевозчиков;

создание системы мониторинга и статистических баз данных по основным показателям состояния и развития мирового рынка транспортных услуг;

научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков.

Отбор проектов, организация мониторинга и оценка социально-экономической эффективности реализации указанных проектов будут производиться на базе методики, обеспечивающей объективный и мотивированный отбор и оценку проектов.

VI. Объемы и источники финансирования подпрограммы

Для достижения установленных целей расчетный объем финансирования подпрограммы составит 807,7 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:

федеральный бюджет - 6 млрд. рублей;

инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей.

Общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом:

капитальные вложения - 803,6 млрд. рублей (99,5 процента общих расходов по подпрограмме);

расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,1 млрд. рублей (0,51 процента общих расходов по подпрограмме).

Предполагаемые источники финансирования капитальных вложений:

федеральный бюджет - 4,9 млрд. рублей;

инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей;

бюджеты субъектов Российской Федерации - 40,6 млрд. рублей;

собственные и привлеченные средства - 507,6 млрд. рублей.

Таким образом, основными предполагаемыми источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются средства инвесторов и транспортных предприятий.

Реализация проектов, включенных в подпрограмму, возможна лишь при комплексной государственной поддержке, предполагающей финансирование из федерального бюджета и других источников, в первую очередь инвестиционного фонда. Указанные проекты отвечают необходимым условиям такого финансирования и направлены на решение приоритетной социально-экономической задачи. Объемы финансирования должны быть соотнесены с возможностями федерального бюджета, предварительно оцененными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, и проектными параметрами инвестиционного фонда.

Источники финансирования и расчетные объемы расходов на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 3.

Особенностью финансирования подпрограммы является увеличение объема внебюджетного финансирования (доля собственных и привлеченных средств в общем объеме финансирования увеличивается с 42 до 65 процентов). Все инвестиционные проекты, включенные в подпрограмму, будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства.

Источники финансирования и расчетные расходы на капитальные вложения по подпрограмме приведены в приложении N 4.

Источники финансирования и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подпрограмме приведены в приложении N 5.

Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы приведены в приложении N 6.

Средства федерального бюджета в основном будут направляться на реализацию следующих программных мероприятий:

подготовка проектной документации по крупным проектам, реализуемым в рамках подпрограммы;

проведение научно-исследовательских работ, связанных с реализацией проектов, имеющих общегосударственную значимость;

поддержка отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг (научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков, научное обеспечение подготовки международных соглашений в части недопущения введения неоправданных дискриминационных условий для международной транспортной деятельности, организация общественной и международной поддержки).

В 2006 году общие расходы на реализацию подпрограммы за счет федерального бюджета будут составлять 1 млрд. рублей, то есть около 2 процентов общего объема финансирования.

Финансирование расходов на научно-исследовательские работы по подпрограмме в размере 4,1 млрд. рублей предполагается осуществлять в основном за счет средств бюджетов всех уровней. Средства внебюджетных источников в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют по подпрограмме в целом 1,9 млрд. рублей.

VII. Механизм реализации подпрограммы

Подпрограмма реализуется на нормативной правовой базе, основанной на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам решения системных проблем социально-экономического развития страны.

Ключевым принципом механизма реализации подпрограммы является принцип, обеспечивающий соблюдение интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации.

Реализация подпрограммы предусматривает использование следующих средств и методов государственного регулирования:

нормативное правовое регулирование;

административные меры;

бюджетная поддержка;

организационная, политическая и информационная поддержка.

Механизм реализации подпрограммы предполагает:

комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников в решении системной проблемы;

разработку и внедрение новых технологий управления проектами на основе различных форм государственно-частного партнерства;

научную обоснованность инвестиционных и инновационных мероприятий;

широкое привлечение общественных организаций к участию в реализации подпрограммы, гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе ее выполнения, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках подпрограммы;

отбор исполнителей мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Государственные средства будут выделяться на приоритетные проекты поэтапно с учетом хода их реализации. Объемы финансирования проектов за счет средств бюджетного инвестиционного фонда будут определяться на основании конкурса в установленном порядке. При принятии решения о финансировании проекта из бюджетного инвестиционного фонда его финансирование из федерального бюджета по статье "Федеральные целевые программы" прекращается.

Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе контроля выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.

Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы будет проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, в первую очередь частного капитала, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для устойчивого финансирования проектов за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации государственный заказчик подписывает с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получает другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основные сведения о результатах реализации подпрограммы, об объемах затраченных на выполнение финансовых ресурсов, а также результатах контроля реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.

Одной из основных задач подпрограммы является обеспечение формирования и реализации единой скоординированной государственной политики в области развития экспорта транспортных услуг. Ее решение возложено на государственного заказчика подпрограммы - Министерство транспорта Российской Федерации.

Государственный заказчик организует средствами, выделенными ему целевым назначением из федерального бюджета, реализацию и финансирование следующих мероприятий подпрограммы:

разработка проектной и тендерной документации, выкуп земельных участков для реализации особо важных для развития экономики Российской Федерации крупных объектов транспортной инфраструктуры;

осуществление научных исследований и инновационных научно-технических мероприятий;

отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе;

содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций.

Выполнение этих мероприятий будет способствовать решению следующих задач:

организация и обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, включающих развитие нескольких видов транспорта;

разработка перечня индикаторов и показателей для контроля реализации программных мероприятий;

разработка в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы;

подготовка ежегодного доклада о ходе реализации подпрограммы;

ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;

подготовка в установленном порядке предложений по уточнению перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год, уточнение затрат по мероприятиям, а также механизмов ее реализации;

согласование с основными заинтересованными участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования;

разработка и выбор наиболее актуальных форм и механизмов привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных финансовых источников для финансирования мероприятий подпрограммы;

организация при необходимости проведения специализированной экспертизы проекта подпрограммы и по результатам экспертизы - его доработки.

Мероприятия государственного заказчика направлены на комплексное и согласованное выполнение инвестиционных проектов подпрограммы, достижение целей и повышение эффективности реализации подпрограммы в целом. Выполнение этих мероприятий позволит повысить уровень научной обоснованности и проработки решений, принимаемых государственным заказчиком в ходе реализации подпрограммы и федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

Подпрограмма реализуется государственным заказчиком в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются:

обеспечение реализации подпрограммы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;

обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств из внебюджетных источников в соответствии с установленными в подпрограмме приоритетами;

привлечение инвестиций для реализации проектов;

разработка и реализация механизмов управления проектами на основе условий государственно-частного партнерства;

разработка и реализация механизмов, обеспечивающих минимизацию времени и средств на получение разрешений, согласований, экспертных заключений и принятие необходимых решений различными органами и структурами исполнительной власти при реализации проектов;

актуализация программных мероприятий и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.

Система управления подпрограммой должна гарантировать достижение поставленных целей. Для реализации подпрограммы предусматривается разработка и внедрение механизмов управления проектами, обеспечивающих рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.

Для реализации таких проектов государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации является инициатором бизнес-предложений. Бизнес-предложения по приоритетным проектам размещаются на конкурсной основе для выбора лучшего проектного решения, модели, эскиза и обоснования инвестиций.

Управление реализацией подпрограммы возлагается на федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".

Контроль за исполнением мероприятий в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы, контрольные функции осуществляют также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
транспортных услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 1. ИНДИКАТОРЫ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
Показатели Единица измерения 2005 год (оценка) 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Прирост объема транзитных перевозок через территорию России по отношению к 2004 году млн. тонн 4 7-9 11-13 14-16 17-20 25-30
Экспорт транспортных услуг млрд. долларов США 6,9 7,9 9,6 11,2 12,5 13,1
Доля отечественных автоперевозчиков на российском рынке международных перевозок процентов 37 38 42 45 48 50
Объем перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах млн. пассажиров 0,4 1 - 1,5 1,5 - 2 2 - 2,5 2,5 - 3 3-4
Доля тоннажа контролируемого Россией торгового флота, зарегистрированного в национальном реестре процентов 49-50 50-51 51-52 52-54 54-55 55-56

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
транспортных услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОДПРОГРАММЫ
Показатели Единица измерения 2006-2010 годы - всего В том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1. Повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров
Количество проектов развития транспортных путей, входящих в международные транспортные коридоры единиц 5 4 5 5 5 4
2. Обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры
Количество строящихся терминалов единиц 9 4 5 8 9 9
Мощность терминально-логистических комплексов млн. тонн в год 100,8 6 21,5 24,1 24,6 24,6
Количество проектов создания специализированных терминалов в морских портах единиц 6 6 6 5 2 2
Количество проектов создания аэропортов-хабов единиц 3 3 3 3 3 3

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Концепции подпрограммы "Развитие экспорта
транспортных услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"

(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования 2006-2010 годы - всего 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
По подпрограмме - всего 807,8 48,3 107,9 144,1 244,0 263,5
Федеральный бюджет 6 1 1,1 1,2 1,3 1,4
Инвестиционный фонд<2> 250,5<1> 22<1> 34,8<1> 44,9<1> 70,8<1> 78,0<1>
Бюджеты субъектов Российской Федерации<2> 41,7<2> 4,6<2> 5,7<2> 7,9<2> 11,3 12,2<2>
Собственные и привлеченные средства 509,6 20,7 66,3 90,1 160,6 171,9


<1> Средства инвестиционного фонда определяются по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с положением об инвестиционном фонде. Если проект не выигрывает конкурс, то обязательства федерального бюджета по его финансированию в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" не возникают. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению по результатам конкурсного отбора.

<2> Работа по привлечению к участию в проектах средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году (с учетом проведенных предварительных согласований с субъектами Российской Федерации) возлагается на Министерство транспорта Российской Федерации при информационной и методической поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных
услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСЧЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ПО ПОДПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"

(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования 2006-2010 годы - всего 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
По подпрограмме - всего 803,6 47,9 107 143,2 242,9 262,6
Федеральный бюджет 4,9 1 0,9 0,9 1 1,1
Инвестиционный фонд 250,5 22 34,8 44,9 70,8 78
Бюджеты субъектов Российской Федерации 40,6 4,5 5,5 7,7 11 11,9
Собственные и привлеченные средства 507,6 20,4 65,8 89,7 160,1 171,6

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных
услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСХОДЫ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ ПО ПОДПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"

(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования 2006-2010 годы - всего 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
По подпрограмме - всего 4,1 0,4 0,8 0,9 1 1
Федеральный бюджет 1,1 0 0,2 0,3 0,3 0,3
Бюджеты субъектов Российской Федерации 1,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3
Собственные и привлеченные средства 1,9 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных
услуг" федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной
системы России
(2002-2010 годы)"

Приложение N 6. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"

(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)

Направления расходования средств 2006-2010 годы - всего 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Расходы федерального бюджета - всего 6 1 1,1 1,2 1,3 1,4
в том числе:
капитальные вложения 4,9 1 0,9 0,9 1 1,1
НИОКР 1,1 0 0,2 0,3 0,3 0,3